С каждым днем возрастает количество дошкольников с агрессивными действиями, которые проявляются в несоблюдении общественного порядка, хулиганстве, вандализме и т. д. Повышение агрессивности дошкольников первоначально лишь сопряжено с совокупной социальной напряженностью всего общества.
Агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими ситуацию, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально или нет.
Поведение дошкольников с ЗПР, характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования от внешнего контроля, эмоциональная незрелость, «размытость» моральных норм, зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется, недостаточный интерес к окружающим людям, пассивность и импульсивность, нарушения речи по типу ОНР. Агрессивное поведение является характерной особенностью детей с ЗПР и является серьезной проблемой в установлении детьми нормальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания и при низкой работоспособности, а также низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.
Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста часто вступают в конфликтные ситуации, где являются инициаторами словесных нападений. Достаточно с высокой частотой в поведении детей с ЗПР доминирует речевая агрессия, которая проявляется в виде оскорблений, враждебных замечаний, насмешек, грубых требований, отказа, агрессивного протеста, угроз, упреков, жалоб. У детей чаще проявляется явная речевая агрессия, направленная непосредственно на собеседника, реже - смещенная, опосредованная, направленная на предметы. Чаще речевая агрессия направлена на сверстников, реже на взрослых.
На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. В современной ситуации развития общей психокоррекции сказкотерапия позволяет исследовать первопричины поведенческих реакций ребёнка и служит ресурсной практикой в психотерапии. Данный метод психокоррекционной работы можно использовать, начиная с раннего детства. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.
Сама ценность и эффективность сказкотерапии очевидна:
- в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть, как поступить в какой-либо жизненной ситуации сказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен;
- в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем, наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора;
- образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка;
- счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «... как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе». Также в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого.
В настоящее время сфера применения сказкотерапии значительно расширилась. Сказкотерапия эффективна как помощь при различных нарушениях в поведении ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, которые заключаются в желании ребенка привлечь к себе внимание различными способами; когда ребёнок хочет взять всё под свой контроль; при желании ребенка отомстить; как средство снижения страхов, желание избежать неудачи. Постепенно происходит объяснение ребёнку смысла происходящего, неэффективный стиль поведения замещается на более продуктивный.
Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работы позволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе. В своем исследовании мы обратили внимание на то, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок.
Таким образом, сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познаёт такие явления и чувства как жизнь и смерть, измена и коварство, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка формирует несравнимые уроки нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь.