Главная
Конференции
Наука и образование как факторы социальной динамики
Сказкотерапия в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников с задержко...

Сказкотерапия в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

задержка психического развития
сказкотерапия
агрессивное поведение
дошкольники

Аннотация статьи

В статье говорится об особенностях поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Сказкотерапия является одной из форм работы с детьми с ЗПР, оказывающая положительное влияние на агрессивное поведение дошкольников.

Текст статьи

С каждым днем возрастает количество дошкольников с агрессивными действиями, которые проявляются в несоблюдении общественного порядка, хулиганстве, вандализме и т. д. Повышение агрессивности дошкольников первоначально лишь сопряжено с совокупной социальной напряженностью всего общества.

Агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими ситуацию, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально или нет.

Поведение дошкольников с ЗПР, характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования от внешнего контроля, эмоциональная незрелость, «размытость» моральных норм, зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется, недостаточный интерес к окружающим людям, пассивность и импульсивность, нарушения речи по типу ОНР. Агрессивное поведение является характерной особенностью детей с ЗПР и является серьезной проблемой в установлении детьми нормальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания и при низкой работоспособности, а также низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста часто вступают в конфликтные ситуации, где являются инициаторами словесных нападений. Достаточно с высокой частотой в поведении детей с ЗПР доминирует речевая агрессия, которая проявляется в виде оскорблений, враждебных замечаний, насмешек, грубых требований, отказа, агрессивного протеста, угроз, упреков, жалоб. У детей чаще проявляется явная речевая агрессия, направленная непосредственно на собеседника, реже - смещенная, опосредованная, направленная на предметы. Чаще речевая агрессия направлена на сверстников, реже на взрослых.

На сегодняшний день сказкотерапия является одним их основных средств психотерапевтического воздействия, применяемого с целью коррекции различных психических процессов и поведенческих реакций ребенка. В современной ситуации развития общей психокоррекции сказкотерапия позволяет исследовать первопричины поведенческих реакций ребёнка и служит ресурсной практикой в психотерапии. Данный метод психокоррекционной работы можно использовать, начиная с раннего детства. Возможности сказкотерапии заключаются в том, что она позволяет выявить внутренние и внешние состояния ребенка.

Сама ценность и эффективность сказкотерапии очевидна:

  • в сказочных ситуациях отсутствует дидактика, то есть, как поступить в какой-либо жизненной ситуации сказка лишь намекает, также ребенок усваивает причинно-следственные связи, потому как сюжет сказки логично построен;
  • в сказках отсутствуют чёткие персонификации, и это позволяет ребёнку идентифицировать себя с главным героем, наблюдая за судьбой персонажа, ребёнок видит последствия того или иного выбора;
  • образность языка позволяет сказке иметь множество граней, и благодаря этому, ребёнку в разные периоды жизни, может помочь одна и та же сказка;
  • счастливый конец сказки даёт ребёнку чувство психологической защищенности. Ребенок под руководством взрослого делает вывод о том, что все трудности делают людей мудрее и сильнее. Постепенно ребенок начинает понимать и осознавать то, что вознаграждается тот герой, который проявил свои лучшие качества и прошёл через все испытания, а персонаж, который совершал плохие поступки, осуждается окружающими. И именно здесь заложен смысл закона жизни: «... как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе». Также в сказках всегда есть наличие тайны и волшебства, ведь в сказке любой предмет оживает, и ребёнок может идентифицировать себя с одушевлённым персонажем. Эта особенность играет большую роль для развития психики ребёнка, так как развивается способность децентрироваться, ставить себя на место другого.

В настоящее время сфера применения сказкотерапии значительно расширилась. Сказкотерапия эффективна как помощь при различных нарушениях в поведении ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста, которые заключаются в желании ребенка привлечь к себе внимание различными способами; когда ребёнок хочет взять всё под свой контроль; при желании ребенка отомстить; как средство снижения страхов, желание избежать неудачи. Постепенно происходит объяснение ребёнку смысла происходящего, неэффективный стиль поведения замещается на более продуктивный.

Многочисленные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работы позволяют сделать вывод о том, что в процессе знакомства со сказками и проигрывания сюжетов ребёнок начинает понимать, что даже в трудной ситуации можно найти выход, только его нужно поискать. Во-вторых, ребёнок усваивает правило: чтобы преодолеть трудности нужно искать силы в самом себе. В своем исследовании мы обратили внимание на то, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок.

Таким образом, сказкотерапия как метод коррекции агрессивного поведения с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является весьма эффективным. Сказки развивают в ребёнке доброту, отзывчивость, контролирует эмоционально-нравственное развитие ребёнка. Для ребёнка сказка является особой реальностью. Именно здесь он познаёт такие явления и чувства как жизнь и смерть, измена и коварство, любовь и ненависть. Сказочная форма изображения этих явлений доступна для понимания ребёнка, но при этом сохраняет подлинный нравственный смысл. Сказка формирует несравнимые уроки нравственности, которые остаются с нами на всю жизнь.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь особому ребенку / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. – СПб.: Речь, 1998.
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практику по сказкотерап / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2001.
  4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М.: Изд. МГУ. – 1991.

Поделиться

740

Кизилова Е. В., Оспищева Е. И., Боровкова М. С. Сказкотерапия в коррекции агрессивного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития // Наука и образование как факторы социальной динамики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 апреля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/9018-skazkoterapiya-v-korrektsii-agressivnogo-pove

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября