Главная
Конференции
Наука и образование как факторы социальной динамики
Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста

Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

нетрадиционные техники рисования
раннее детское развитие
творческое воспитание
использование природных материалов
развитие моторики
дошкольное образование
педагогические методики
визуальное восприятие
интеграция в образование
упражнения для детей

Аннотация статьи

Данная статья акцентирует внимание на инновационных методиках обучения рисованию, которые стимулируют творческое развитие детей раннего возраста. В статье рассматриваются различные альтернативные подходы, такие как использование природных материалов, отпечатков ладоней и ног, а также рисование с помощью песка и воды. Особое внимание уделяется воздействию этих методов на развитие моторики, воображения и визуального восприятия детей. Анализируются примеры успешной интеграции нетрадиционных техник в образовательные программы дошкольных учреждений, обсуждается их педагогическая ценность и предлагаются рекомендации для педагогов по внедрению этих методов в практику.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования о нетрадиционных техниках рисования с детьми раннего возраста обусловлена рядом важных аспектов в образовании и развитии детей дошкольного возраста. В современном мире всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей и эмоционального интеллекта ребёнка с самого раннего возраста. Использование нетрадиционных подходов в обучении рисованию не только способствует развитию визуального восприятия, но и стимулирует мелкую моторику, воображение и способность к нестандартному мышлению.

Кроме того, такие методы обучения могут существенно обогатить процесс обучения и сделать его более интересным и мотивирующим для детей. В условиях, когда образовательные учреждения стремятся к инклюзивности и индивидуализации обучения, нетрадиционные техники рисования представляют собой ценный инструмент для достижения этих целей.

Цель исследования

Цель исследования заключается в изучении влияния нетрадиционных методов рисования на развитие творческих способностей и моторики у детей раннего возраста. Исследование направлено на оценку эффективности использования различных нетрадиционных материалов и инструментов, таких как пальчиковые краски, рисование на песке, создание коллажей из природных материалов и другие подобные техники.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных нетрадиционным техникам рисования с детьми раннего возраста, занимались такие ученые, как А. П. Аверьянова, Ю. В. Великоднева, И. А. Лыкова и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

В современной педагогике большое внимание уделяется развитию креативности и творческих способностей у детей с ранних лет. Нетрадиционные техники рисования могут играть ключевую роль в этом процессе, так как они не только развивают фантазию и моторику, но и способствуют эмоциональному выражению и социализации детей.

Использование природных материалов в процессе обучения рисованию с детьми раннего возраста открывает широкие возможности для развития творческого потенциала и моторики. Рассмотрим подробнее, как можно организовать такие занятия и какие педагогические цели они могут помочь достичь.

Использование природных материалов, таких как листья, ветки, песок и глина, может значительно обогатить процесс обучения рисованию у детей раннего возраста, активизируя их творческий потенциал и улучшая моторные навыки. Эти материалы предлагают уникальные возможности для развития внимания, наблюдательности и тактильных ощущений.

При работе с листьями и ветками дети могут начать со сбора этих природных элементов во время прогулок, что само по себе становится захватывающим занятием. Дома или в учебном заведении листья можно использовать для создания красочных оттисков. Процесс подготовки включает высыхание и разглаживание листьев под прессом, чтобы они не скручивались. Затем дети окунут листья в краску и наносят на бумагу, создавая многослойные композиции с использованием различных цветов. Эта деятельность помогает улучшить мелкую моторику и способность к концентрации, а также учит распознавать разнообразие природных форм [1, c. 51].

Также интересным является рисование пальцами по мокрому песку или мягкой глине. Для этого необходимо распределить песок или глину тонким слоем на подносе или в песочнице, где дети могут использовать свои пальцы или кулаки для создания различных узоров и изображений. Эта активность стимулирует развитие тактильных ощущений и мелкой моторики, давая детям возможность исследовать текстуры и свойства материалов, такие как влажность и консистенция.

Использование отпечатков ладоней и ног в процессе рисования с детьми раннего возраста представляет собой увлекательный и познавательный метод, который помогает малышам лучше понимать своё тело и развивает их координацию. Этот метод включает в себя погружение рук или ног в безопасные краски и создание отпечатков на больших листах бумаги. Эта деятельность не только способствует творческому самовыражению, но и обучает детей различным цветам и формам, а также стимулирует их визуальное восприятие и моторные навыки. Кроме того, процесс создания отпечатков является отличным способом для укрепления понимания у детей того, как их действия могут приводить к визуальным результатам [2, c. 105]. Малыши учатся планировать свои действия, предсказывать результаты и видеть непосредственную связь между своими движениями и создаваемыми узорами на бумаге. Этот процесс также может включать групповую деятельность, способствующую развитию социальных навыков, таких как сотрудничество и общение, поскольку дети работают вместе и делятся материалами.

Практика создания отпечатков также может быть использована для развития языковых навыков, когда взрослые задают вопросы о том, что именно ребёнок создаёт, и обсуждают созданные изображения. Таким образом, деятельность с отпечатками становится не просто способом рисования, но и средством комплексного развития ребёнка, включающим в себя физическое, эмоциональное, социальное и когнитивное развитие [3, c. 96].

Рисование на альтернативных поверхностях, таких как ткань, стекло и стены, открывает для детей раннего возраста новые возможности для творчества и развития. Эти методы не только вносят разнообразие в процесс обучения искусству, но и стимулируют развитие крупной моторики, а также позволяют детям исследовать и взаимодействовать с различными текстурами и материалами. Рисование по ткани особенно интересно тем, что позволяет создавать постоянные произведения искусства, которые можно использовать в повседневной жизни, например, для декорирования одежды или домашнего текстиля. Использование специальных красок для ткани позволяет детям учиться работать с материалом, который ведёт себя иначе, чем бумага, что способствует развитию их адаптивных навыков и понимания свойств разных материалов.

Рисование на стекле – это не только весёлое, но и обучающее занятие, которое может включать создание временных или постоянных рисунков на окнах и других стеклянных поверхностях. Эта техника особенно полезна для развития визуального восприятия, так как дети видят, как свет проходит через краску и создаёт различные эффекты, что делает процесс ещё более захватывающим [4, c. 178].

Рисование на стенах, будь то внутри помещения или на улице, позволяет детям масштабировать свои художественные проекты до размеров, которые намного больше традиционного листа бумаги. Это способствует не только развитию крупной моторики и физической активности, но и учит детей планировать и реализовывать крупномасштабные проекты, что важно для развития организационных и планировочных навыков.

Использование непреднамеренных инструментов, таких как пульверизаторы, зубные щетки и вилки, в процессе рисования с детьми раннего возраста предоставляет уникальные возможности для развития творчества и исследования новых текстур. Эти инструменты позволяют создавать необычные узоры и эффекты, которые трудно добиться традиционными способами. Например, пульверизатор может использоваться для распыления краски, создавая мелкодисперсные или капельные эффекты, в то время как зубные щетки идеальны для брызг и текстурных штрихов. Вилки могут служить для создания ритмичных линий и маркировок. Эти методы не только стимулируют визуальное восприятие и моторные навыки, но и способствуют развитию инновационного мышления, поскольку дети учатся применять обыденные предметы в необычных художественных целях.

Предложенные методы могут быть легко интегрированы в учебные программы детских садов. Педагоги могут использовать эти техники в качестве средства для организации творческих мастер-классов, утренников или тематических уроков, что позволит детям лучше выражать свои чувства и мысли через искусство [5, c. 462].

Выводы

Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста, такие как использование природных материалов, отпечатков ладоней и ног, рисование на альтернативных поверхностях и применение нестандартных инструментов, значительно обогащают образовательный процесс. Эти методы не только способствуют развитию моторики, визуального восприятия и творческого мышления, но и учат детей инновационному подходу к использованию различных материалов и инструментов. Включение таких техник в образование дошкольников делает процесс обучения более захватывающим и мотивирующим, способствуя гармоничному развитию личности ребенка.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психологический журнал. – 2020. – Т.16. – № 5. – С. 49-58.
  2. Буровкина Л.А. Основы декоративно-прикладного искусства: монография. – М.: МГПУ, 2020. – 204 с.
  3. Дружинин В.Н. Творчество: природа и развитие / В.Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. – Т. 2, № 3. – С. 91-107.
  4. Лыкова Е.С. Критерии оценки будущего рисунка // Омский научный вестник. – 2019. – № 4 (141). – С. 177-181.
  5. Маракушина Л.В. Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / Л.В. Маракушина, Т.В. Гузенко, П.С. Жаворонкова // Молодой ученый. – 2022. – № 21 (416). – С. 461-462.

Поделиться

754

Хороненко Е. А. Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста // Наука и образование как факторы социальной динамики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 апреля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 71-74. URL: https://apni.ru/article/9020-netraditsionnie-tekhniki-risovaniya-s-detmi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января