Инновационные методы, технологии и приемы в деятельности логопеда и воспитателей групп для детей с ТНР становятся перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи данные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Например, мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с речевыми нарушениями они даются с трудом. Движения сопровождаются речью:
Спи, глазок, спи другой.
Спите сразу оба глаза.
Правый глаз, просыпайся!
Левый глаз, просыпайся!
В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. Так, на занятиях дети учатся выражать эмоциональное состояние – веселье, печаль, огорчение, радость, испуг, возмущение, уверенность, робость, счастье, бодрость, спокойствие, и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый медведь, трусливый заяц, злая собака).
На занятиях обязательна дыхательная гимнастика. Ритмичные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние. Техника выполнения существенно влияет на эффект гимнастики. Основные правила такие: вдыхать нужно через нос; не поднимать плечи при вдохе; выдыхать плавно и долго; при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками); при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.
В качестве примера возьмем игру «Мореплаватели». Для маленького морского приключения нужно сделать кораблики из бумаги, пробки или пенопласта, налить в тазик воду и аккуратно поставить туда «суденышки». А затем устроить на «море» шторм – дуть изо всех сил на кораблики, чтобы они плыли наперегонки. Важно следить, чтобы при выполнении этих игровых упражнений выдохи были плавными, долгими. Задачу можно постепенно усложнять – увеличивать расстояние между лицом малыша и корабликами, на которые он дует.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза детей, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем в обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже самые робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и так далее.
Здорово, когда пальчиковый театр включает в себя элементы логоритмики. Например,
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть: (хлопок, кулачок).
Эта сказка – «Теремок»,
Эта сказка – «Колобок»,
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку и про дедку.
«Волк и семеро козлят» – (поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки),
Этим сказкам каждый рад! (сжать, разжать кулачок).
Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, ребенок с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку. Данным приемом можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В результаты расширяется словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов, придумыванию историй; увеличиваются знания об окружающем мире.
Сказкотерапия – методика, являющаяся отдельной ветвью психотерапии. Она подразумевает использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых. К методам сказкотерапии относятся рисование сказок; создание кукол; рассказывание и сочинительство.
Сказкотерапию желательно проводить, работая с подгруппами, оптимальное количество детей пять-восемь человек. В группе должно быть не более одного ребёнка, склонного к повышенной эмоциональной и двигательной активности. В то же время введение в подгруппу ребёнка, владеющего связной, грамотной, логически выстроенной речью, а также природным артистизмом, позволяющим передать образ сказочного героя в жестах, мимике, выразительной интонации, ритмике движений, безусловно, поможет педагогу в работе. Сказкотерапия справляется сразу с несколькими коррекционными задачами: улучшает взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов; дает мощную игровую мотивацию для развития речи; совершенствует лексико-грамматические языковые средства; развивает
коммуникацию.
Логоритмика – современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных. На занятиях можно применять танцы, пение; игры на музыкальных инструментах; сочетать пение и дыхательные упражнения; игры со звукоподражанием; чистоговорки; пение и ходьбу в разных направлениях.
«Кластер» – совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов. Данная интерактивная технология позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть кластера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.
В работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используем картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.
Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность воспитанников с ТНР.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду и воспитателям чередовать различные виды деятельности. Переключение предотвращает переутомление и педагогов, и детей, но в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала.