Главная
Конференции
Наука и образование как факторы социальной динамики
Перспективные средства коррекционно-развивающей работы с воспитанниками ДОУ, име...

Перспективные средства коррекционно-развивающей работы с воспитанниками ДОУ, имеющими нарушения речи

Автор(-ы):

Рыбалкина Светлана Ивановна

Рощина Татьяна Николаевна

Харитонова Марина Игоревна

15 апреля 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

логопедическая помощь
инновационные методы
мимические упражнения
дыхательная гимнастика
пальчиковый театр
мнемотехника
коррекционно-развивающая работа
речевые нарушения
пальчиковые игры

Аннотация статьи

В статье рассматривается важность инновационных методов, технологий и приёмов в деятельности логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Эти методы оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют общему оздоровлению организма ребёнка. Среди представленных методов можно выделить мимические упражнения, дыхательную гимнастику и пальчиковый театр.

Текст статьи

Инновационные методы, технологии и приемы в деятельности логопеда и воспитателей групп для детей с ТНР становятся перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи данные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Например, мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с речевыми нарушениями они даются с трудом. Движения сопровождаются речью:

Спи, глазок, спи другой.

Спите сразу оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. Так, на занятиях дети учатся выражать эмоциональное состояние – веселье, печаль, огорчение, радость, испуг, возмущение, уверенность, робость, счастье, бодрость, спокойствие, и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый медведь, трусливый заяц, злая собака).

На занятиях обязательна дыхательная гимнастика. Ритмичные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние. Техника выполнения существенно влияет на эффект гимнастики. Основные правила такие: вдыхать нужно через нос; не поднимать плечи при вдохе; выдыхать плавно и долго; при выдохе важно не надувать щеки (сначала можно придерживать их ладошками); при выполнении упражнений не надо напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.

В качестве примера возьмем игру «Мореплаватели». Для маленького морского приключения нужно сделать кораблики из бумаги, пробки или пенопласта, налить в тазик воду и аккуратно поставить туда «суденышки». А затем устроить на «море» шторм – дуть изо всех сил на кораблики, чтобы они плыли наперегонки. Важно следить, чтобы при выполнении этих игровых упражнений выдохи были плавными, долгими. Задачу можно постепенно усложнять – увеличивать расстояние между лицом малыша и корабликами, на которые он дует.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в нашем случае стимулирует речь детей. Надо видеть восторженные глаза детей, когда они надевают на пальчик фигурку животного и начинают играть свою роль, говорить! Причем в обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже самые робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и так далее.

Здорово, когда пальчиковый театр включает в себя элементы логоритмики. Например,

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть: (хлопок, кулачок).

Эта сказка – «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»:

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» – (поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки),

Этим сказкам каждый рад! (сжать, разжать кулачок).

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, ребенок с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку. Данным приемом можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В результаты расширяется словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов, придумыванию историй; увеличиваются знания об окружающем мире.

Сказкотерапия – методика, являющаяся отдельной ветвью психотерапии. Она подразумевает использование не столько уже придуманных историй, сколько создание новых. К методам сказкотерапии относятся рисование сказок; создание кукол; рассказывание и сочинительство.

Сказкотерапию желательно проводить, работая с подгруппами, оптимальное количество детей пять-восемь человек. В группе должно быть не более одного ребёнка, склонного к повышенной эмоциональной и двигательной активности. В то же время введение в подгруппу ребёнка, владеющего связной, грамотной, логически выстроенной речью, а также природным артистизмом, позволяющим передать образ сказочного героя в жестах, мимике, выразительной интонации, ритмике движений, безусловно, поможет педагогу в работе. Сказкотерапия справляется сразу с несколькими коррекционными задачами: улучшает взаимосвязь моторного, слухового и зрительного анализаторов; дает мощную игровую мотивацию для развития речи; совершенствует лексико-грамматические языковые средства; развивает
коммуникацию.

Логоритмика – современная логопедическая технология, которая представляет собой комплекс музыкально-речевых, речедвигательных и музыкально-двигательных упражнений. В результате занятий дети учатся переключаться с одного вида деятельности на другой, выразительно двигаться, развивать творческие способности. Логоритимика помогает успокаивать активных детей и подбодряет медлительных. На занятиях можно применять танцы, пение; игры на музыкальных инструментах; сочетать пение и дыхательные упражнения; игры со звукоподражанием; чистоговорки; пение и ходьбу в разных направлениях.

«Кластер» – совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов. Данная интерактивная технология позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Технология кластеров универсальна, так как помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Суть кластера заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке.

В работе можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры. Для легкости запоминания мы используем картинки, фотографии, рисунки, схемы. В процессе образовательной деятельности возможны варианты составления кластера по лексическим темам. В итоге получается структура, графически отображающая размышления детей, определяет информационное поле данной темы.

Заниматься следует с учетом особенностей ребенка. Когда у него что-то не получается, надо упрощать задание. Если есть проблемы со звуками или мелкой моторикой, то важно увеличивать количество соответствующих упражнений.

Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность воспитанников с ТНР.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду и воспитателям чередовать различные виды деятельности. Переключение предотвращает переутомление и педагогов, и детей, но в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала.

Список литературы

  1. Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  2. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» – 2010. № 5. – 47 с.
  3. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. – 96 с.

Поделиться

71

Рыбалкина С. И., Рощина Т. Н., Харитонова М. И. Перспективные средства коррекционно-развивающей работы с воспитанниками ДОУ, имеющими нарушения речи // Наука и образование как факторы социальной динамики : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 апр. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 67-70. URL: https://apni.ru/article/9027-perspektivnie-sredstva-korrektsionno-razvivay

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая