Основная часть
Самая первая и очень ответственная пора системы образования - детский сад. В настоящее время перед педагогами дошкольных учреждений и учеными стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, он начинает думать, говорить, он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это задействует работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка очень огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Школьное обучение предъявляет особенно большие требования к памяти ребенка. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться [1].
По теории М. Монтессори, в развитии интеллектуальных способностей дошкольников важное место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности. Это могут быть конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие игры [2].
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, уметь догадываться, проявлять умственное напряжение, уметь логически мыслить.
Таким образом, овладевая любым способом знания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Для ребенка очень важно развивать логическое мышление. Логическое мышление включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. Здесь надо заметить, что у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество [2].
Метод Монтессори указывает, что игры логического содержания помогут воспитывать у детей познавательный интерес, способствует к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Дидактические материалы – это один из наиболее естественных видов деятельности детей, который способствует становлению и развитию интеллектуального и творческого начала, проявлению самовыражения и самостоятельности.
Игры, по теории Монтессори помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе и помогают в умственном развитии ребенка [3].
Для успешного обучения ребёнка в детском саду, школе, имеет сенсорное развитие, которое является фундаментом общего умственного развития ребёнка. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Для интеллектуального развития важно использовать в материалы М. Монтессори.
Методика воспитания и обучения, разработанная Марией Монтессори, утверждает, что любому современному малышу для гармоничного развития и личностного роста необходима совершенно особенная среда, которая наполнена дружественным отношением, отсутствием соперничества, отсутствием авторитарного отношения, для комфортного получения знаний.
Мария Монтессори считала, а, вслед за ней, так же считают и ее последователи, что базовая роль в воспитании ребенка принадлежит самостоятельным играм. Причем такие игры должны развивать мелкую моторику – «основу основ формирования мышления и речи».
Монтессори-игры, как таковые, не нуждаются в особом или сложном инвентаре – это могут быть самые разные «подручные» средства – банки с крышками, тазики, бельевые прищепки, щетки, сыпучие продукты, а также игрушки, сшитые своими руками [3].
Для маленьких воспитанников сегодня создаются различные пальчиковые игры, геометрические и познавательные рамки-вкладыши, различные виды шнуровок и лабиринтов, игрушки-застежки, а также наборы для детского творчества. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами.
Любое упражнение с дидактическим Монтессори-материалом способствует движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаковых по цвету или одинаково звучащих цилиндров), а также нацелены на развитие самостоятельности, координации движений, развитие слуха.
Поскольку метод Монтессори подразумевает минимальное вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её.
Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
А также, детей учат самостоятельности и в этом им тоже помогают уникальные игровые комплекты. При этом каждый малыш развивает собственную индивидуальность, учится создавать что-то, что способствует формированию чувства ответственности перед самим собой за конечный результат своего творчества.
М. Монтессори считала, что в детях необходимо воспитывать чувства, т. е., чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, но и мог описать свои чувства, мог сравнивать и судить о предметах. Для этого можно предложить детям материалы, которые помогут в воспитании чувств. Например:
- Дети любят внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.
- Совсем по-другому сыпется песок из закрытого чайника в блюдце через дырочки в носике. Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной в двух чашек.
Следует заметить, что с помощью Монтессори-игр у ребенка развивается терпение, усидчивость, умение владеть собой при любых обстоятельствах, даже когда что-то совсем не получается.
Монтессори-материалы – это настоящий источник к пониманию ребенком окружающего его мира и становлению личности, начиная с самого раннего возраста, способствуют развитию сенсорики и моторики [3].
Любой из видов Монтессори-материалов обладает вполне конкретными функциями. Например, рамка с застежками обучает ребят самостоятельно одеваться, застегивая на пуговицы, молнии, пряжки, крючки или липучки предметы собственного гардероба [3].
На сегодняшний день индустрия товаров для детей, изучив существующую потребность и важность метода Монтессори выпускает целую серию игр «Монтессори», пользующуюся неизменным потребительским спросом.
Так, на прилавках магазинов для детей мы видим специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, Красные штанги, блоки с цилиндрами – вкладышами и прочее. Специальные игрушки-лесенки и игрушки-штанги знакомят маленьких детей со сравнительными понятиями – такими, как «толстый-тонкий», «широкий-узкий», «большой-поменьше-совсем маленький», «длинный-короткий» и т. д. [2].
Так, цилиндрические блоки помогают ребенку уяснить для себя «войдет не войдет», а также учат маленького человека, что называется «на глаз» определять соотношение отдельных предметов. Есть также комплект цилиндрических блоков, в котором каждый из цилиндров не только обладает собственными габаритами и цветом, но еще и звуком. Таким образом, малыш учится подбирать аналогичные вещи не только визуально, но и на слух.
Кроме того, с помощью Монтессори-игр детям прививаются базовые математические знания – навыки счета и простейших арифметических действий.
Педагоги считают, что Монтессори-материалы – это нечто среднее между развивающими игрушками и настоящими учебными пособиями [2].
Развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Заключение
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.
Свою педагогическую методику М. Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.
В уникальной системе Монтессори, системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей, основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т. д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Все это помогает развитию интеллекта ребенка.
Развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека [2].