В современном автомобиле практически все системы оснащены электронным управлением микросхемами и датчиками. Более того, некоторые системы, например, ABS, двигатель, трансмиссия, подушки безопасности больше не могут функционировать без микропроцессоров.
С одной стороны, это усложняет техническое обслуживание, а с другой – снижает риск непредвиденных поломок и аварий. Для того чтобы выявить неполадку в автомобиле, необходимо понимать устройство электроники и использовать специальное оборудование. В ином случае процедура займёт много времени, а водитель не сможет гарантированно определить все поломки. Важно помнить, что компьютерная диагностика автомобильных систем никогда не сможет полностью заменить визуальный осмотр – они должны дополнять друг друга.
Компьютерная диагностика – процедура, которая необходима для того, чтобы точно и быстро определить, в каком техническом состоянии находится автомобиль в данный момент и какие действия нужно предпринять чтобы исправить существующие проблемы [3, с. 10].
Для подобного рода действий потребуется специальный диагностический инструмент.
Автомобильный диагностический инструмент на самом деле является электронным прибором, который используется для диагностики, взаимодействия и даже перепрограммирования модуля управления автомобилем. Это устройство, безусловно, будет функциональным для всех автовладельцев или даже механиков. С этим устройством диагностировать проблемы, которые возникают в модуле управления автомобилем, будет легко, быстро и просто [2].
На рынке есть несколько видов диагностических инструментов для автомобилей. Они начинаются с того, который использует простое устройство чтения кода, и заканчиваются тем, который способен выполнять двунаправленную компьютерную функцию с возможностью расширенного программирования. При выполнении функции сканирования инструмент должен быть подключен к каналу передачи данных транспортного средства через разъем (DLC). Некоторые из продуктов способны только диагностировать коды неисправностей, в то время как другие имеют более продвинутые возможности.
При выполнении своих функций, сканирующий инструмент отображает пользователя с потоком данных в реальном времени, калибрует модуль с определенным параметром, а также имеет двунаправленные элементы управления. Но иногда определенные инструменты сканирования не имеют никакого доступа к модулю, поскольку для этого требуется специальное программное обеспечение, а также устройство сквозного доступа.
Этапы диагностики включают в себя:
- Общая компьютерная диагностика автомобиля. Это считывание кодов ошибок, когда ни одна система не работает. Необходимо найти неисправный блок.
- Динамическая проверка. Автомобиль проверяется на стенде, когда системы включены и информация считывается с работающих датчиков.
- Удаление данных. База данных, накопленная бортовым компьютером, удаляется, а контроллеры активируются для сбора информации.
Коды ошибок расшифровываются с помощью специальных приложений. На основании этих данных выносится заключение о неисправности системы [4].
Преимущество использования автомобильного диагностического инструмента заключается в нескольких параметрах.
Простота и практичность – это то, что пользователь получит, используя инструмент диагностики автомобиля. Но, помимо этих двух вещей, наверняка получится еще больше преимуществ.
С применением стандарта EPA в 1996 году были установлены стандартные требования для всех производителей автомобилей. Следовательно, все автомобильные продукты, которые производятся впоследствии, должны соответствовать этому стандарту при разработке компьютерного интерфейса своих транспортных средств. Таким образом, все автомобильные продукты впоследствии используют стандарт II бортовой диагностики (OBD). В результате после 1996 года все автомобильные продукты должны использовать стандарт, совместимый с любыми видами устройств для диагностики автомобилей.
При использовании современного средства диагностики автомобиля, пользователь столкнется с множеством различных кодов неисправностей. После того, как устройство сканера будет подключено к автомобильной системе, оно немедленно выполнит сканирование. Когда сканирование будет выполнено, устройство покажет применимые коды неисправностей. К сожалению, эти коды сложны и запутаны для понимания. Но, с помощью современного диагностического инструмента, владелец автомобиля может выйти в Интернет, чтобы узнать значение этих кодов. Кроме того, если нет достаточной сети интернет для этого, пользователь может вручную расшифровать коды через буклет, компакт-диск или даже руководство пользователя этого диагностического инструмента для автомобиля.
Современный автомобиль комплектуется некоторым количеством датчиков. В пример можно привести датчик автоматической коробки передач, системы зажигания или впрыска топлива. Они распределены по всем частям автомобиля. И одна красная нить, которую можно взять отсюда, это то, что все датчики подключены к одному компьютерному модулю. Эти датчики собирают данные о некоторых аспектах автомобилей и отправляют их на главный компьютерный модуль. Поэтому, получая доступ к модулю через инструмент диагностики автомобиля, владелец может выяснить проблемы, которые возникают в определенной части автомобилей [1].
Также, существует такой вид диагностики, как самодиагностика.
Многие автомобили современного производства оборудованы системами самодиагностики. Данное оборудование автономно сканирует системы ТС и сообщает водителю о неисправностях, путем вывода информации на экран бортового компьютера или загорания индикатора на приборной панели.
Если подобный сигнал был замечен, значит самодиагностика автомобиля сработала. Ремонт может быть выполнен как немедленно, чтобы не нарушить работу других узлов и агрегатов, так и в удобное для владельца время, если неисправность несущественная или не влияет на работу основных систем [5].
Резюмируя, можно сказать, что компьютерная диагностика в наше время является эффективным способом определения неисправности, но в то же время, она не заменяет визуальный осмотр механиком-специалистом – эти два способа должны дополнять друг друга.