Современное состояние существующих организационно-педагогических условий подготовки вожатых для работы с одаренными детьми
научный журнал «Актуальные исследования» #11 (14), июнь '20

Современное состояние существующих организационно-педагогических условий подготовки вожатых для работы с одаренными детьми

В связи с возрастанием количества учреждений летнего отдыха и с большим количеством одаренных детей в данных учреждениях, потребность в квалифицированных вожатых возросла. Традиционной культурно-досуговой направленности деятельности оказывается недостаточно. Именно поэтому современная практика требует дополнить ее образовательной и социально-педагогической составляющей, для этого необходимо обновление организационно-педагогических условий подготовки вожатых для работы с одаренными детьми.

Аннотация статьи
дети
подготовка
вожатые
одаренность
лагерь
условия
Ключевые слова

На проведенном в Роспотребнадзоре селекторном совещании «Об итогах летней оздоровительной кампании 2019 года» было установлено, что летний отдых детей и подростков в 2019 году был организован на базах 42,7 тыс. организаций. В целом по России в организациях отдыха и оздоровления в 2019 году отдохнули 5,6 млн детей. Показатель эффективности оздоровления в среднем по Российской Федерации составил 95 %.

В связи с возрастанием количества учреждений летнего отдыха детей и подростков, а также в связи с большим количеством одаренных детей в данных учреждениях, потребность в квалифицированных вожатых, имеющих навык работы с одаренными детьми, растет с каждым годом.

Проблема кадрового обеспечения детских оздоровительных лагерей является на сегодняшний день актуальной. В системе отдыха и оздоровления уже долгие годы ощущается дефицит квалифицированных педагогических кадров.

Сегодня на вожатых при работе возлагается большое количество функций: диагностическая, прогностическая, коррекционно-реабилитационная, компенсаторная, профилактическая, социально-восстановительная, адаптационная, аниматорская, фасилитаторская. Качественное выполнение данного функционала предполагает наличие у вожатых навыков в сфере педагогической и социальной работы.

Традиционная культурно-досуговая направленность деятельности вожатого недостаточна, современная практика требует дополнить ее образовательной и социально-педагогической составляющей, для этого необходимо обновление организационно-педагогических условий подготовки вожатых для работы с одаренными детьми.

Стандартная современная модель подготовки вожатых международных и всероссийских детских центров для работы с одаренными детьми выглядит следующим образом:

Программа включает в себя пять компонентов: фиксирование запроса на подготовку вожатых для работы с одаренными детьми, целеполагание и структурирование целей и задач образовательной программы, формирование технологии подготовки вожатых в педагогическом отряде, осуществление теоретической и практической подготовки вожатых, оценка результата и рефлексия теоретической подготовки и способности самостоятельно решать профессиональные задачи.

Фиксирование запроса на подготовку вожатых осуществляется с помощью заключения договора о сетевом взаимодействии между университетом и детским оздоровительным лагерем. Потребность в новых кадрах, обладающих активностью, умением работать с одаренными детьми, инициативностью, направленностью на педагогическую деятельность и владеющих современными способами оздоровления, образования, организации досуга, фиксируется в требованиях к модели подготовки и укладывается в формат образовательной программы.

Целеполагание и структурирование целей и задач образовательной программы осуществляются на базе университета, после чего согласуются с базовой кафедрой или образовательным центром подготовки вожатых. На этом этапе профессиональные компетенции, заданные федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, соотносятся с требованиями профессионального стандарта вожатого и оформляются в качестве образовательного результата, который должны будут продемонстрировать выпускники образовательной программы. Для этого создается проектировочный коллектив, включающий представителей университета и образовательного центра, который в дальнейшем станет основой для создания базовой кафедры, функционирующей на базе детского образовательного (воспитательного) центра. После того как запрос на подготовку вожатых для работы с одаренными детьми оформлен и создан проектировочный коллектив, задается технология подготовки вожатых в педагогическом отряде. Планирует и реализует выбранную технологию объединенный коллектив базовой кафедры. Подготовка вожатых для работы с одаренными детьми осуществляется силами научно-педагогических работников университета и педагогов базовой кафедры. Осуществляют диагностику и мониторинг эффективности подготовки научно-педагогические кадры университета, предоставляя научно обоснованную информацию для развития подготовки и коррекции выявленных отклонений от заданной модели. Вожатые осуществляют рефлексию и самооценку подготовленности к деятельности вожатого.

Для летних оздоровительных лагерей, которые нуждаются в кадрах вожатых, имеющих навык работы с одаренными детьми, создается кадровый ресурс вожатых, организационной базой служит площадка университета. В группе образовательных организаций выбирается базовая, которая определяет в качестве объекта проектирования образовательную программу, анализирует необходимое обеспечение программы, руководит проектированием и служит площадкой для апробации образовательной программы.

В образовательные программы университета (по консолидированному решению) включается модуль, направленный на подготовку вожатых для работы с одаренными детьми, проектируется отдельная образовательная программа дополнительного образования, обеспечивающая подготовку вожатых для образовательных центров и детских оздоровительных лагерей, участвующих в сетевом взаимодействии. Эта программа утверждается всеми участниками сетевого взаимодействия. Базовая кафедра и научно-педагогические работники университета по договору с другими организациями реализуют данный модуль с использованием дистанционных образовательных технологии, а также организуют проектную деятельность студентов, проводят аттестацию и выдают документ, подтверждающий освоение модуля или программы дополнительного образования. Указанная деятельность требует материально-технических, кадровых и научно-методических ресурсов, требования к которым содержатся в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.

Базируясь на разработанных принципах высшего образования и содержании сетевого взаимодействия в сфере подготовки педагогических кадров, эти положения были экстраполированы в область подготовки вожатых для работы с одаренными детьми для оптимизации ее ресурсного обеспечения. Свободное взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательной сети обеспечивают обмен актуальной информацией и знаниями для более эффективной подготовки вожатых, работающих с одаренными детьми.

Текст статьи
  1. Афонин И.Д. Психология и педагогика высшей школы. М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
  2. Борисова М.М. Педагогика детского оздоровительного лагеря. М.: Инфра-М, 2017. - 448 c.
  3. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс. М.: Проспект, 2016. - 320 c.
  4. Кудряшева Л.А. Педагогика и психология. М.: Проспект, 2018. - 136 c.
  5. Чекулаенко В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории. М.: Инфра-М, 2017. - 160 c.
Список литературы
Ведется прием статей
Размещение электронной версии
26 января
Загрузка в elibrary
26 января
Рассылка печатных экземпляров
01 февраля