На сегодняшний день современная система высшего образования переживает сложный процесс реформирования. Это проявляется в серьёзных изменениях в области содержания педагогического процесса, оптимизации организационно-управленческих структур, постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов организации учебной и методической работы, соответствующих современным требованиям к профессиональному уровню специалиста в области высшего образования [3].
В исследованиях ряда авторов делается акцент на то, что образовательная часть задачи процесса физического воспитания предполагает совершенствование двигательных качеств в избранном виде деятельности (виде спорта, комплексе каких-то двигательных действий, упражнений). Оздоровительная задача направлена на сохранение и укрепление при этом здоровья. Воспитательная задача способствует формированию нравственных убеждений и правил поведения. В целом же, данные задачи указывают на подготовку человека к жизни.
Сейчас, когда подрастающее поколение до весьма зрелого возраста освобождено от обязательного участия в общественно-полезном труде, своевременность постановки и злободневность этой задачи не вызывает сомнений, как, пожалуй, не стоит сомневаться и в том, что решение её будет зависеть от массовости и качества физкультурного и спортивного движения.
Применение кроссфита на занятиях по физической культуре способствует комплексному развитию физических и психических качеств (Атилов А.А., 2003; Аминов Р.Х., 2005). Исследования ряда авторов [2, с. 4-5] показывают, что кроссфит как вид спорта имеет свои характерные особенности:
- Разносторонний характер воздействия на организм и на развитие специальных профессионально-важных качеств. Чередование движений и действий, часто изменяющиеся по интенсивности, разносторонности и продолжительности двигательная деятельность оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся, способствует развитию и совершенствованию у студентов основных физических качеств;
- Внезапность изменения условий проведения приемов, быстрая смена обстановки, постоянно изменяющиеся условия заставляют занимающихся мгновенно оценивать ситуацию, действовать находчиво, быстро, инициативно, проявлять самостоятельность в действиях;
- Высокая эмоциональность занимающихся и высокая активность выполнения движений поддерживается на фоне эмоционального напряжения (в этих условиях высокую оценку получают те занимающиеся, которые проявляют сдержанность, не теряют контроль за своими действиями);
- Соревновательный характер, стремление превзойти соперника в быстроте и точности действий, в технической и тактической изобретательности приучает занимающихся мобилизовать свои возможности для действий с максимальным напряжением сил и преодолевать трудности.
Поиск рациональных подходов физического воспитания и оздоровления студентов с применением кроссфита на занятиях по физической культуре является, на наш взгляд, одним из путей оптимизации учебного процесса по ФВ, кроссфит:
- требует и способствует всесторонней подготовке занимающихся; – средство развития интеллектуальных способностей;
- воспитывает, «ставит» волевые качества, формирует нравственные привычки и поведение.
- доступен прикладными знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку в жизни;
- доступен любому, он не накладывает каких-либо ограничений на данные, свойства, способности, качества и т. п.
Кроссфит представляет собой набор высокоинтенсивных упражнений, выполняемых друг за другом сетами с максимальной отдачей. Упражнения не станут для вас новинкой, так как практически все они взяты из других видов спорта – тяжелая и легкая атлетика, бег, фитнес.
Основной целью кроссфита является развитие функциональных качеств человека, то есть сила, скорость, выносливость, резкость, координация и другие и достигается это за счет изматывающих серий упражнений. Приведем пример такой серии: приседания со штангой на плечах 10 раз + 10 махов гири + 15 burpee (кроссфит упражнение, объединяющее в себе комплекс – отжимания с выпрыгиванием и хлопком над головой) + бег с максимальным ускорением. Поверьте, после такого сета вам больше не придет в голову мысль о том, что в кроссфите нет ничего сложного.
В зависимости от вашей цели, будь то похудение, улучшение выносливости или силы или набор мышечной массы, кроссфит делится на несколько видов: тренировка на выносливость; тренировка на силу; кардиотренировка.
В основном все эти тренировки являются частями одного комплекса и выполняются раздельно в течение недели. Тренировки кроссфита очень короткие в сравнении с другими видами спорта, но это по причине того, что они невероятно интенсивны и из-за этого гораздо быстрее создают для мышц состояние стресса. Еще одной особенностью кроссфита является то, что этот вид спорта очень универсален, у него нет четкой специализации и он подойдет вам в любой из поставленных целей.
На заметку девушкам, кроссфит предполагает работу с гирями и другим железом, но не стоит думать, что как только вы возьмете гирю в руку, у вас сразу же вырастет мужской некрасивый бицепс. К сожалению, для мужчин и к счастью для вас, для этого нужно слишком много усилий, так что не стоит бояться.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что кроссфит – это:
- Просто – для большинства упражнений вам не понадобится определенный инвентарь, достаточно лишь стадиона и турника с брусьями.
- Универсально – выбирая из огромного множества целей, которые вы можете себе поставить, будь то сжигание жира, набор мышечной массы, улучшение силы, ловкости, выносливости, вы можете быть уверены, что кроссфит поможет вам в достижении любой из этих целей.
- Интересно – количество упражнений в кроссфите действительно огромно и из-за этого вы можете постоянно разнообразить свои тренировки.
- Эффективно – кроссфит действительно очень эффективный вид спорта.
Вы никогда не замечали молодых людей, которые без остановки делают серию приседаний со штангой над головой, затем серию подтягиваний, упражнения на пресс и махи гирей, и все это, в таком темпе, будто у них внутри батарейка. Что уж тут говорить про интенсивность таких тренировок – все на максимуме. Судите сами – закончив махать гирей, спортсмен переходит к очень интенсивному бегу на определенную дистанцию, после которого он начинает новый цикл (которых может быть и 5). Закончив тренировку, он проверяет свой результат на запущенном ранее секундомере. Правда все это не обычно? Как говорится, а Вам слабо?
Можно с уверенностью сказать, что для нашей страны это новое направление в фитнесе, которое становится очень популярным. По своей сути CrossFit является системой общей физической подготовки, которая создана таким образом, чтоб вызвать максимально широкую адаптационную реакцию организма. Спортсмен получает равномерное и полноценное физическое развитие (не стоит путать со школьным понятием физкультуры). Специфика кроссфита не имеет конкретной специализации, это некий «коктейль» из тяжелой атлетики, гимнастики, бега, гиревого спорта, упражнений с собственным противовесом. Все это вносит разнообразие и эффективность в тренировочный процесс.
Данным видом спорта может заниматься любой человек, заинтересованный не только в больших объемах мышц, или рельефной мускулатуре, а все те, кому ежедневно нужна отличная спортивная форма, сила и выносливость. Это направление фитнеса становится популярным среди молодежи.
А какую пользу приносят занятия кроссфитом тем, что просто отрывают молодёжь от пагубного влияния «улицы». Учебные занятия по программе кроссфита, отвлекают студентов от мысли и экспериментов с курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. п. На занятиях по физическому воспитанию преподаватель предлагает занимающимся множество упражнений для их оздоровления, где вместо бесцельного времяпрепровождения они будут заниматься по целевой программе самосовершенствования; где вместо подлости будут учить благородству, а вместо рассказов о так называемых «подвигах», они услышат рассказы о здоровом образе жизни и его формировании; увидят на примере элементы различных видов спорта, да и сами со временем смогут продемонстрировать свое искусство и умение.
Резюмируя вышесказанное, мы пришли к выводу, что в литературе отсутствует единый методический подход к совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Что не позволяет дать ясный ответ на вопрос: как в пределах строго лимитированных затрат времени на учебные занятия по физическому воспитанию студентов получать от них больший эффект, который был бы выражен в повышении общего уровня работоспособности, крепком здоровье, разностороннем развитии и совершенствовании физических способностей.
Изучив научно-методическую литературу по данной теме, мы ещё раз убедились в том, что изменение структуры организации и содержания занятий по физической культуре имеет большое значение для формирования физических качеств учащихся высшей школы, укрепления и сохранения их здоровья и двигательной активности.