Китайский опыт развития портов в современных реалиях РФ

Оптимизация работы портов бесспорно является актуальной проблемой современности, требующей решения, ведь современные условия диктуют новые требования к производственным (техническим), экономическим, правовым процессам как в сфере транспортных услуг в целом, так и в их отдельных организационных структурах в частности. Поскольку транспортный сектор занимает одно из ключевых мест в социально-экономическом развитии страны, то и развитая транспортная система является одним из основных условий для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и роста качества жизни населения. Целями данной работы являются анализ проблем работы портов России и изучение ключевых особенностей работы портов зарубежья.

Аннотация статьи
порты
портовое хозяйство
методы улучшения
логистика
Ключевые слова

На сегодняшний день морское портовое хозяйство нашей страны представляет собой 67 портов с грузооборотом порядка 1003,6 млн. тонн в год. Протяжённость причального фронта достигает 148 погонных километров. Порты России постоянно развиваются, хоть и не очень быстро, но заметна положительная динамика, сохранять которую позволяют совместные усилия двух сторон: государства и частного сектора. Это взаимовыгодное сотрудничество. Основным механизмом повышения производительности работы портов является развитие и конструирование крупных инфраструктурных объектов, которые предполагают привлечение частных инвесторов.

Существует федеральная программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.), в рамках которой действуют мероприятия подпрограммы «Морской транспорт», направленные на развитие портов [1].

Основное направление программы заключается в повышении доступности услуг транспортного комплекса для граждан России, а также способствование росту конкурентоспособности транспортной системы в целом. Реализация транзитного потенциала страны является важной частью экономики, а также обеспечивает стабильность и устойчивость системы транспорта в РФ. Грузооборот морских портов увеличился несмотря на ряд факторов, которые замедляют темпы его роста с 2012 года и прогнозируемую отрицательную динамику по ряду отраслей.

Государственная программа России «Развитие транспортной системы» выполнена, так как удалось достичь увеличения производственных мощностей отечественных морских портов на 32 млн. тонн. Объём перевалки грузов в морских портах России за 2016 год увеличился на 6,7% по сравнению с 2015 годом, и превысил значение в 720 млн. тонн.

Многие сферы транспорта России взаимосвязаны с речными портами, которые играют важную роль в осуществлении перевозок грузов, пассажиров, а также влияют на внутренний пассажирооборот, грузооборот и внешнюю торговлю [3].

На сегодняшний день в России работают 117 речных порта, а количество хозяйствующих субъектов внутреннего водного транспорта, специализирующихся на перевалочных работах, более 200.

Речным портом является комплекс сооружений, расположенных у акватории внутренних водных путей, предназначенных и оборудованных для обслуживания пассажиров и судов, взаимодействия с другими видами транспорта, а также других операций.

Главными направлениями стратегии Китая по повышению грузооборота является повышение объёмов оборота контейнеров и других грузов. Немаловажным фактором является популяризация портовых профессий, ведь внешняя политика КНР предусматривает активную торговлю с другими странами, а наибольшая часть грузооборота приходится на водный транспорт. Для более эффективного финансирования Китай стремится привлечь иностранных инвесторов для интегрирования капитала в модернизацию и развитие морского транспорта, а также в рост внешней торговли и своего портового хозяйства.

По данным за 2015 год, объем грузов, прошедших через все морские порты КНР, составил 11,43 млрд. тонн [4].

За 2016 год морскими портами КНР было обработано около 217,98 млн контейнеров, грузооборот основных универсальных портов составил 8,11 млрд. тонн отличительной чертой Китайских портов является жёсткая специализация для повышения эффективности и оптимизации их работы.

Наиболее плотная конкуренция наблюдается в сфере обработке контейнеров. На специфику работы каждого порта влияет промышленность города и провинции, в которой он расположен. Порт Далянь, расположенный в северной части Китая, специализируется на работе с нефтью. Юго-восточный порт Циндао принимает железную руду с близлежащих заводов.

Беспошлинные портовые зоны являются важным элементом международной конкуренции портов, поэтому КНР стремится расширять эти зоны. Это одно из многих направлений внешней политики Китая, но далеко не последнее по значимости. В них предусмотрены льготная налоговая политика и упрощённые таможенные процедуры оформления. К 2018 году в КНР существовало 14 таких зон. Также в китайских портах активно используется труд системных аналитиков с целью оптимизации работы портов и медленно, но регулярно интегрируется простейшие виды искусственного интеллекта.

Выводы

Ключевой отличительной особенностью политики Китая в отношении развития портов для повышения благосостояния страны заключается в том, что КНР стремится привлекать инвесторов не только внутри страны, но и за её пределами, также больше внимание уделяется инновациям и модернизации системы работы портов, в то время, как Россия делает больший упор на повышении конкуренции внутри страны и безопасности на водном транспорте. Перечислим методы стимуляции развития портов нашей страны:

  • Поиск зарубежных инвесторов;
  • Внедрение искусственного интеллекта в работу портов;
  • Привлечение системных аналитиков для анализа работы каждого отдельного порта;
  • Популяризация профессии в глазах жителей страны;
  • Внедрение инноваций в работу портов и отдельных их компонентов;
  • Поддержка государства.
Текст статьи
  1. Электронный ресурс URL: https://www.mintrans.ru/ministry/targets/200/204/documents (дата обращения 10.03.2020)
  2. Электронный ресурс URL: http://www.morflot.ru/deyatelnost/napravleniya_deyatelnosti/portyi_rf.html (дата обращения 10.03.2020)
  3. Электронный ресурс URL: https://chinese-russian.ru/news/?news=340 (дата обращения 10.03.2020)
Список литературы