Рынок алкогольных напитков является ключевым сектором потребительского рынка в экономике России и представляет интерес для экономического анализа, так как, с одной стороны, удовлетворяет потребность населения в алкогольной продукции (чрезмерное употребление которой приводит к негативным социально-экономическим последствиям), а с другой – служит существенным источником пополнения доходной части бюджета страны. Сфера производства и торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией считается одним из основных источников бюджетных средств. Также нужно отметить, что в России пиво занимает ведущие позиции среди алкогольных напитков по уровню потребления.
По итогам 2023 года розничные продажи пива в России достигли 769,6 млн декалитров, что на 2,1% больше, чем годом ранее. Об этом в середине февраля 2024 года сообщили в Ассоциации производителей пива, солода и напитков (АПП), ссылаясь на данные Росалкогольтабакконтроля.
Ассоциация производителей пива отмечает, что объем российского рынка пива в денежном выражении в 2023 году вырос примерно так же, как и в натуральном (размер выручки не уточняется). Рост обусловлен постепенным восстановлением покупательной способности населения, полагают в ассоциации.
Вместе с тем проблема теневого рынка пивной продукции остается актуальной уже не первый год. Часто теневой рынок возникает из-за высоких налоговых ставок на алкогольную продукцию, сложной процедуры лицензирования и регулирования, а также из-за спроса на более дешевые варианты продукции. Все это, в свою очередь, негативно отражается на государственных доходах от налогов, ведь солидная часть средств не поступает. По разным данным, включая оценку Минпромторга, доля нелегального пива составляет 5–12 % рынка. Из-за этого бюджет ежегодно недополучает порядка 22 млрд рублей.
Сегодня для борьбы с теневым рынком пива государство организовало обязательную маркировку. Запланировано, что обязательная маркировка снизит объём нелегально изготовленного пива, «обелит» торговлю, повысит собираемость налогов. Граждане смогут самостоятельно проверять подлинность каждой бутылки, банки или кегу приобретаемого пива.
В России маркировка пива представляет собой процесс присвоения специальных кодов или марок на упаковке пивной продукции. Эта система маркировки поможет обеспечить прозрачность в отслеживании происхождения и легальности продукции, а затруднит деятельность контрабанд, которые создают подделки.
В основе маркировки пива часто лежит использование специальных маркировочных кодов, которые содержат информацию о производителе, объеме производства, дате изготовления и других характеристиках продукции. Эти коды могут быть считываемыми как вручную, так и с помощью специализированных сканеров, что облегчает процесс контроля и отслеживания продукции на различных этапах ее движения по цепочке поставок.
Маркировка пива в России является частью более общей системы маркировки алкогольной продукции, которая включает в себя также вина, крепкие алкогольные напитки и другие алкогольные продукты. В случае с крепким алкоголем контроль за каждой единицей товара ведется с помощью акцизной маркировки. Применить такой способ для пива труднее: это снизит производительность. Мера становится все более распространенной в различных странах как средство борьбы с нелегальным оборотом и контрабандой алкоголя, а также для защиты прав потребителей и обеспечения безопасности продукции.
Внедрение обязательной маркировки пива началось в 2023 году, оно происходит поэтапно и планируется завершиться в 2024 году:
- с 1 марта 2023 года стала обязательна регистрация в Честном Знаке для производителей, импортеров, розничных продавцов и сегмента HoReCa;
- с 1 апреля 2023 года для производителей и импортеров началась обязательная маркировка пива и других слабоалкогольных напитков в кегах. С этого момента на все пива в кегах, которое производится в России или импортируется, должны быть нанесены коды маркировки DataMatrix;
- с 1 октября 2023 года осуществлялась обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков в стеклянной таре и полимерной (ПЭТ) упаковке;
- с 15 января 2024 для розницы стала обязательна передача сведений в систему Честный Знак о вводе и выводе из оборота пива и напитков в потребительской упаковке. Кроме того, вся продукция на этом этапе уже должна быть промаркирована. Запрещается вывод из оборота немаркированного пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке;
- с 1 апреля 2024 года для розницы стало обязательна фиксация в системе Честный Знак ввода и вывода из оборота маркированного пива и слабоалкогольных напитков в кегах. Вся продукция должна быть промаркирована. Запрещается вывод из оборота немаркированного пива и слабоалкогольных напитков в кегах.
Из программы внедрения маркировки остался последний этап, который предполагает, что с 1 июня 2024 года будет обязательна передача сведений о выводе из оборота продукции в потребительской упаковке (продажах через ККТ) для розницы и общепита.
Стоит добавить, что если организация или ИП работает в удаленных местностях без подключения к интернету и передачи данных в ОФД, то информацию о розничной реализации нужно передавать напрямую в систему маркировки в течение 30 дней со дня продажи товара.
В настоящий момент судить об эффективности ввода маркировки рано, но уже можно рассуждать о сложностях, которые возникли на пути к обелению рынка пивной продукции.
В первую очередь, можно наблюдать рост конечных цен для потребителя. Это связано с тем, что появились дополнительные расходы на обучение персонала, обновление программного обеспечения, приобретение и обслуживание оборудования для работы с маркировкой как для производителей пива, так и для компаний и ИП, торгующим пивом в розницу.
Во-вторых, некоторые пивоварни отмечают снижение скорости работы по производству товара, что в результате повлияет на сокращение объема производства. Малым пивоварням придётся делать вручную. Чтобы отклеить марками всего одну тонну пива – две тысячи банок или бутылок, – потребуется целая рабочая смена, для чего нужно будет нанять отдельного человека, что увеличит расходы пивоварен.
В-третьих, не все технические процессы отложены. Наблюдаются частые перебои в торговых точках, связанные с не проработкой ввода маркированной продукции.
Таким образом, трудности, безусловно, существенные. Но всё это нужно для того, чтобы на любом этапе – от производства до выбытия – можно было отследить историю перемещения конкретной бутылки, упаковки пива или кеги. Продавать незаконно произведённую продукцию, с которой не уплачены налоги, будет невозможно. Это должно способствовать очищению рынка от контрафакта, а бизнеса – от серых компаний. А ещё правительство рассчитывает на повышение налоговых поступлений.