Главная
Конференции
Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества
Развитие элементов инженерного мышления у дошкольников средствами конструктивно-...

Развитие элементов инженерного мышления у дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

инженерное мышление
конструирование

Аннотация статьи

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления. Конструирование в детском саду было всегда, но в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, который будет способствовать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а значит формировать и развивать элементы инженерного мышления детей.

Текст статьи

Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему и связи между ними и внутри них. Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерно-технического мышления.

Инженерное мышление – активная форма творческого мышления.

Конструирование и строительная игра дают большие возможности для всестороннего развития ребенка. В процессе конструкторской деятельности у детей формируются пространственные представления, развивается воображение, мышление, т. е. совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического творчества. 

В дошкольный период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Поэтому так важно как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области конструирования.

Целью обучения конструированию является развитие технических и творческих способностей, что способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Конструктивно-модельная деятельность:

  • стимулирует познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
  • развивает у детей сенсорные представления;
  • совершенствует высшие психические функции (память, внимание, мышление, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
  • способствует развитию конструкторских, инженерных навыков, творческих способностей;
  • тренирует пальцы кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму; 
  • развивает глазомер;
  • способствует сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Активная деятельность в процессе конструирования – необходимое звено в системе дошкольного обучения. Известно, что у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Очень важно разработать систему занятий, которая позволит переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивать творческие и технические способности детей. Работу можно начать с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Подберите интересные игры для детей, например, «Выложи изображение из геометрических фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия».

На аппликации предложите ребятам изготовить поделки из геометрических фигур (коврики, звезду и т. д.). Детям очень понравятся поделки типа оригами и с элементами мозаики. Аппликация – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Обучение аппликации в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.

Очень важны для дошкольников игры и упражнения с палочками Кюизинера, так как они позволяют знакомить детей со счетом, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движения, что влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольников, готовит к овладению навыками письма. Дети могут также придумывать свои постройки, рассказывать о них друг другу.

Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов.

Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали. Например, постройки из лего-конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из кубиков быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий. С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на прогулке очень важно обращать внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. На занятиях по конструированию упражнять детей в их строительстве. Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, необходимо дать детям образец постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование по образцу – важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их.

Работа с конструкторами проводится как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах (совместная творческая деятельность, игровая и самостоятельная деятельность). При этом нами используются различные формы конструирования: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по условиям, конструирование по замыслу, конструирование по теме. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, использовалось нами на этапе знакомства с конструкторами. Мы предлагали детям образцы построек, выполненных из деталей конструкторов, и показывали способы их воспроизведения. С опорой на образцы воспитанники группы сооружали свои постройки. Например, воспитанники группы строили по предложенному образцу: из конструктора «Томик»– одноэтажные дома и плоскостные изображения животных (непосредственно образовательная деятельность «У бабушки в деревне»); из конструктора LEGO – транспорт (непосредственно образовательная деятельность «Экскурсия по городу»); из конструктора «Соединялки» – объемные геометрические тела, обозначающие метеориты, (совместная игровая деятельность «Путешествие космос»); из конструктора «LEGO» – фотоаппараты для фотографирования достопримечательностей родного города (совместная игровая деятельность «Уголки родного края») и т.д. И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. Но самое интересное это коллективная игра. Здесь дети могут забыть о своих трудностях и проблемах, перестать стесняться и максимально раскрыться в общении. Так как наша задача - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, то необходимо дать детям возможность построить такой же город из лего-конструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки.

Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.

Список литературы

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО.
  2. Венгер Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие.
  3. Волкова С.И. Конструирование.
  4. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).
  5. Конструируем: играем и учимся LEGO DACTA.
  6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД.
  7. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника.
  8. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО.

Поделиться

768

Гукова И. А., Исланкина Н. В., Бушуева О. М. Развитие элементов инженерного мышления у дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности // Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 61-64. URL: https://apni.ru/article/9249-razvitie-elementov-inzhenernogo-myshleniya-u-doshkolnikov-sredstvami-konstruktivno-modelnoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января