Главная
Конференции
Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества
Психологическая подготовка спортсменов в смешанном боевом единоборстве ММА

Психологическая подготовка спортсменов в смешанном боевом единоборстве ММА

Научный руководитель

Сметанин Андрей Григорьевич

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
развитие
координационные способности

Аннотация статьи

В статье проводится анализ особенностей подготовки спортсменов в смешанном боевом единоборстве ММА.

Текст статьи

Спортивная карьера спортсменов в смешанном боевом единоборстве ММА начинается обычно в школьном возрасте или начале подросткового возраста. Особенно трудным здесь считается переход во взрослый спорт, где резко возрастает конкуренция. Для многих этот кризис оказывается непреодолимым.

Суть соревнований в единоборствах составляет поединок двух спортсменов, который ведётся в рамках строгих правил. Каждый поединок имеет глубокий психологический контекст: столкновение личностей – характеров, интеллектов, мировоззрений [2].

Здесь в наиболее непосредственной форме проявляется суть спорта как ММА, где спортсмен вступает в тесный физический контакт, и оказывают сильное психологическое воздействие друг на друга. Считается, что в поединке самое главное – это захватить инициативу, диктовать сопернику свои условия, заставить его делать ошибки. Чтобы овладеть этими сложными умениями, единоспортсмену необходимо очень многое. Во-первых, свободное владение большим арсеналом разнообразных технических приёмов, выполняемых в индивидуальной манере, желательно неудобной для большинства соперников. Во-вторых, отличная физическая подготовленность, позволяющая легко выполнять все необходимые приёмы в течение всего поединка, а также целой серии поединков в течение всего дня. В-третьих, важно знать стилевые особенности каждого противника и уметь противопоставить ему тактику, которая позволяла бы использовать свои сильные качества и нивелировать сильные стороны соперника. Кроме того, важен особый психологический настрой, который сами спортсмены называют «боевым духом», «спортивной злостью».

В качестве методов исследования мы использовали теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы конкретных социально-педагогических исследований: анкетирование, опрос спортсменов, наблюдение, экспертной оценки, методы описательной статистики. Было проанализировано 35 литературных источников.

На основании анализа научной методической литературы выявлено, что в психологическую подготовку спортсмена входит становление психологических качеств, необходимых для формирования целеустремлённой, волевой личности, способной мобилизовать все резервы для достижения победы [4].

Изучение мнений спортсменов об определении нервно-психической устойчивости, дало следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

По данным таблицы 1 видно, что опрошенные двух возрастов 15 лет (спортсмены квалификации 1-го разряда) и 17 лет (спортсмены квалификации КМС) дали следующие результаты: например, на первый вопрос в основном все спортсмены разных возрастов ответили, что на тренировках они не сердятся и лишь только 2 спортсмена в возрасте 15 лет ответили, что бывает, что они сердятся на тренировках. Это говорит о том, что практически у всех спортсменов, кроме двоих в возрасте 15 лет проявляется достаточно устойчивая психика на тренировочных занятиях. По второму вопросу видно, что в основном все спортсмены принимают участие в общественных мероприятиях команды. И всего лишь 5 человек неохотно принимают участие в мероприятиях. По ответам на третий вопрос мы видим, что нервно-устойчивое состояние спортсменов КМС в возрасте 17 лет более уравновешенное, чем в возрасте 15 лет. По 4-му вопросу большинство спортсменов в возрасте 15 лет ответили, что 11 человек вспыльчивые и только 3 человека в возрасте 17 лет оказались неуравновешенными. Это свидетельствует о том, что чем старше спортсмен, тем лучше он может руководить своими эмоциями. Отвечая на 5-й вопрос, все спортсмены отметили, что предпочитают выигрывать, это говорит об их целеустремлённости и воле к победе.

Таблица 1

Мнения спортсменов об определении нервно-психической устойчивости

ВопросВозраст 15 лет, 1 разрядВозраст 15 лет, 1 разряд, %Возраст 17 лет, КМСВозраст 17 лет, КМС, %
1. Бывает, что я сержусь на тренировки.Нет –13 чел. Да – 2 чел.Нет – 86% Да –14%Нет –15 чел.Нет – 100%
2. Я охотно принимаю участие во всех общественных мероприятиях команды.Нет – 3 чел. Да – 12 чел.Нет – 20% Да – 80%Да – 13 чел. Нет – 2 чел.Да – 86% Нет – 14 %
3. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.Нет – 7 чел. Да – 8 чел.Нет – 46% Да – 54%Нет – 13 чел. Да – 2 чел.Нет – 86% Да – 14%
4. Мне часто говорят, что я вспыльчив.Нет – 4 чел. Да – 11 чел.Нет – 26% Да – 74%Нет – 12 чел. Да – 3 чел.Нет – 80% Да – 20%
5. На тренировках я предпочитаю выигрывать бой, а не проигрывать.Да – 15 чел.Да – 100%Да – 15 чел.Да – 100%
6. Я ссорюсь с членами нашей команды.Нет 11 чел. Да – 4 чел.Нет – 74% Да – 26%Нет – 13 чел. Да – 2 чел.Нет – 86% Да – 14%
7. Я человек нервный и легковозбудимый.Нет – 14 чел. Да – 1 чел.Нет – 93% Да – 7%Нет – 15 чел.Нет – 100%
8. Я чувствую себя несправедливо обиженным во время тренировочного процесса.Нет – 15 чел.Нет – 100%Нет – 15 чел.Нет – 100%
9. Часто бывают у вас периоды, когда вы не хотите идти на тренировку.Нет – 8 чел. Да – 7 чел.Нет – 53% Да – 47%Нет 11 чел.  Да – 4 чел.Нет – 74% Да – 26%

Из 6 вопроса видно, что, большинство спортсменов в возрасте 15 лет ссорятся с командой, что свидетельствует о неуравновешенной психике спортсменов. По восьмому вопросу все спортсмены обеих команд в основном видят только положительные стороны тренировочного процесса.

Кроме того, из данного опроса можно судить об искренности респондентов, по таблице 1 видно, что опрашиваемые искренне отвечали на предлагаемые вопросы. У спортсменов в возрасте 17 лет психическая устойчивость более уравновешенная, чем у спортсменов в возрасте 15 лет. По мнению автора (Пуни А. Ц. 1977) чем старше спортсмен, тем спокойнее его психическое состояние (он более уравновешенный, может следить за эмоциональным состоянием как во время тренировочного процесса, так и вне его) [5].

Также задавался вопрос о том, какой характер взаимоотношений установился с тренером. Действительный характер взаимоотношений тренера со спортсменами, тренерами - коллегами не всегда соответствует внешним признакам общения между ними, что имеет большое значение в профессиональной деятельности. Кажущиеся благоприятные взаимоотношения в тренерской деятельности могут таить в себе противоречия, переходящие в конфликт.

Своевременная диагностика взаимоотношений тренера со спортсменами даёт возможность регулирования их для нормализации обстановки. В таблице 2 приведена шкала ответов респондентов об отношении к тренеру [6].

На первый вопрос практически все спортсмены двух возрастных групп ответили, что не вступают в пререкания с тренером, кроме одного спортсмена в возрасте 15 лет. Ответы на второй и пятый вопросы у всех спортсменов полное взаимопонимание с тренером, что свидетельствует о хороших и доверительных отношениях, а также они могут обращаться к тренеру с советом, что немаловажно.

Таблица 2

Отношение спортсменов к тренеру

ВопросВозраст 15 лет, 1 разрядВозраст 15 лет, 1 разряд, %Возраст 17 лет, КМСВозраст 17 лет, КМС, %
1. Вступаете ли вы с тренером в пререкания?Нет – 14 чел. Да – 1 чел.Нет – 94% Да – 6%Нет – 15 чел.Нет – 100%
2. В команде у вас полное взаимопонимание?Да – 15 чел.Да – 100%Да – 15 чел.Да – 100%
3. Вы бы хотели уйти и тренироваться у другого тренера?Нет – 14чел. Да – 1 чел.Нет – 93% Да – 7%Нет – 14 чел. Да–1 чел.Нет – 93% Да–7%
4. После тренировки у вас с тренером тёплые, дружеские взаимоотношения?Да – 15 чел.Да – 100%Да – 15 чел.Да – 100%
5. Вы можете обратиться к тренеру с советом?Нет – 2 чел. Да – 13 чел.Нет – 14% Да – 86%Нет – 1 чел. Да – 14 чел.Нет – 7% Да – 93%
6. У вас возникают ссоры с тренером?Иногда – 3 чел. Нет – 12 чел.Иногда 20% Нет – 80%Нет – 15 чел.Нет – 100%

По ответам на третий вопрос мы видим, что только 2 спортсмена предпочли бы уйти к другому тренеру. Отвечая на шестой вопрос, о том, возникают ли ссоры с тренером, только 3 спортсмена в возрасте 15 лет согласились, что иногда возникают небольшие трения с тренером. Исходя из результатов, представленных в пятой таблице, можно отметить, что тренеру, в дальнейшей его работе с воспитанниками в возрасте 15 лет желательно учитывать возраст и индивидуально-психологические особенности начинающего спортсмена, так как психика юных спортсменов в этом возрасте ещё не совсем устойчивая. Например, по мнению автора Стамбуловой Н. Б., возраст 12–15 лет – это «критический период для ребёнка» и важно тренеру использовать индивидуальный подход к спортсмену во время учебно-тренировочных занятий. Основным помощником тренера в его психологической подготовке учеников, являются успех и спортивная слава. Исходя из данных таблицы 5, мы наблюдаем довольно доброжелательное отношение к тренеру со стороны практически всех спортсменов возраста 15 и 17 лет [7].

Для лучшего понимания мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими своё значение на протяжении спортивной карьеры. Психологическим условием результативности тренировочного процесса является мотивация спортсмена. Наличие её определяет активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, продолжительность и эффективность работы.

Спортсменам 15 лет 1-го разряда и спортсменам КМС в возрасте 17 лет были заданы вопросы, касающиеся причин прихода в спорт:

  1. Устремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств;
  2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена); стремление к общественному признанию;
  3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции);
  4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, желание получить материальные благи) [8].

По проведённому опросу начинающие спортсмены в возрасте 15 лет 1 разряда дали следующие ответы: отвечая на первый вопрос, всего лишь 5 человек отметили, что явно стремятся к самосовершенствованию, по второму вопросу желание стремится к самовыражению и самоутверждению проявили 6 спортсменов, и только лишь 1 спортсмен ответил по 3 вопросу, что сохраняет семейные традиции. Отвечая на четвёртый вопрос 3 человека, отметили, что действительно они хотели бы чувствовать себя членом команды, а также общаться с товарищами. А опрос спортсменов КМС в возрасте 17 лет о мотивах занятия спортом, дал несколько другие результаты. Например: по первому вопросу ответили только 2 человека, что возникает стремление к самосовершенствованию, по второму вопросу тоже существует небольшое расхождение с результатами спортсменов в возрасте 15 лет, так 10 человек ответили, что стремятся к самовыражению и самоутверждению. В ответах на четвёртый вопрос только 3 человека отметили удовлетворение духовных и материальных потребностей. Если сравнивать полученные результаты опроса видно, что у спортсменов КМС 17 лет мотивом занятий спортивной деятельностью является стремление к самовыражению и самоутверждению. А среди спортсменов 1 разряда в возрасте 15 лет большинство спортсменов стремятся к самосовершенствованию. Нашелся и такой спортсмен, который сохраняет семейные традиции.

Спортсменам двух возрастов было предложено ответить на вопросы, касающиеся мотивации к занятиям спортом, а также причины (ситуации, обстоятельства), которые побудили спортсмена заниматься выбранным видом спорта. В таблице 3 представлены вопросы, касающиеся возможных причин, побудивших к занятиям спортом [12].

По данным опроса видно, что спортсмены двух возрастов 15 лет и 17 лет почти одинаково оценили мотивы занятий этим видом спорта. По первому вопросу в основном все спортсмены желают иметь сильный характер. По второму вопросу - во время занятий спортом хотят воспитать в себе целеустремлённость. Так же и по третьему вопросу практически все спортсмены (кроме двух) хотели бы получить спортивный разряд. Отвечая на четвёртый вопрос, все спортсмены двух возрастов желали бы развивать выносливость, так же и не произошло разногласий у спортсменов по шестому вопросу, им всем нравится тактическая ММА, как на соревнованиях, так и на учебно-тренировочных занятиях. По пятому вопросу так же, практически все представители двух групп имели желание воспитать силу воли.

Таблица 3

Возможные причины, побудившие к занятиям спортом

Причины (мотив)Возраст 15 лет, 1 разрядВозраст 15 лет, 1 разряд, %Возраст 17 лет, КМСВозраст 17 лет, КМС, %
1. Желание иметь сильный характер.Да – 13 чел. Возможно – 2 чел.Да – 86% Возможно – 14 %Да – 15 чел.Да – 100%
2. Желание воспитать целеустремлённость.Да – 14 чел. Возможно – 1 чел.Да – 93% Возможно – 7%Да – 15 чел.Да – 100%
3. Желание получить следующий спортивный разряд.Да – 12 чел. Нет – 2 чел. Возможно – 1 чел.Да – 80% Нет – 13% Возможно – 7%Да – 14 чел. Возможно – 1 чел.Да – 93% Возможно – 7%
4. Желание развить выносливость.Да – 15 чел.Да – 100%Да – 15 чел.Да – 100%
5. Желание воспитывать силу воли.Да – 13 чел. Нет – 2 чел.Да – 86% Нет – 14%Да – 14 чел. Возможно – 1 чел.Да – 93% Возможно – 7%
6. Потому, что мне нравится сложная тактическая ММА на соревнованиях и на тренировки в этом виде спорта.Да – 15 чел.Да – 100%Да – 15 чел.Да – 100%
7. Желание развить гибкость.Да – 12 чел. Нет – 3 чел.Да – 80% Нет – 20%Да – 13 чел. Возможно – 2 чел.Да – 86% Возможно – 14%
8. Пригласил заниматься тренер.Да – 10 чел. Нет. – 5 чел.Да – 67% Нет – 33%Да -12 чел. Нет – 3 чел.Да – 80% Нет – 20%
9. Занятием спортом повышает интеллектуальное развитие.Да – 7 чел. Возможно – 8 чел.Да – 46% Возможно – 54%Да – 13 чел. Возможно – 2 чел.Да – 86% Возможно – 14%

И по последнему, девятому вопросу мы видим, что произошли разногласия между спортсменами, отвечая на вопрос, повышается ли интеллектуальное развитие при занятиях спортом – 8 спортсменов 15 лет ответили, что возможно. А спортсмены более опытные однозначно ответили, что спорт повышает интеллектуальное развитие [11].

Итоги опроса говорят о том, что все перечисленные причины, побудившие занятием спортом играют большую роль в формировании личности спортсмена (то есть воспитываются те важные качества, которые необходимы человеку – это и целеустремлённость, сдержанность, воспитание силы воли и т. д.) благодаря занятиям определённым видом спорта и воспитываются эти качества для уравновешенного эмоционального психологического состояния. А. Ц. Пуни считает, что в процессе спортивной подготовки следует учитывать мотивы спортсменов, и они весьма динамичны. В процессе спортивного совершенствования они изменяются, преобразуются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценки собственных действий и поступков.

В ходе исследования была предложена экспресс-оценка эмоционального состояния спортсмена. Эмоциональное состояние спортсмена определяется с помощью шкалы, которая состоит из 12 делений и включает компоненты предстартового, послесоревновательного и соревновательного состояний. Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: самочувствие, настроение, желание тренироваться, удовлетворённость тренировочным процессом, отношение с товарищами, готовность к соревнованиям и спортивные перспективы (на данное соревнование). С его помощью можно измерить любой момент, а также компонент или комплекс компонентов предстартового, соревновательного и послесоревновательного состояния [10].

Итак, рассмотрим экспресс-оценку эмоционального состояния спортсмена:

  1. Неудача на старте – 1 разряд – 4 чел.; КМС – 2 чел.
  2. Предшествующие плохие тренировки и низкие соревновательные результаты – КМС – 5 чел.
  3. Конфликты с тренером, товарищами по команде – не возникало.
  4. Плохое самочувствие в отношении физического состояния – КМС – 5 чел.
  5. Отсрочка старта, начала соревнования – 1 разряд – 6 чел.
  6. Упрёки тренера, товарищей во время выступления – не было.
  7. Чрезмерная напряжённость на старте – 1 разряд – 10 чел.; КМС – 7 чел.
  8. Повышенное волнение, плохой сон за день или несколько дней до соревнования – 1 разряд – 15 чел.; КМС – 10 чел.
  9. Предшествующая неудача на соревнованиях – 1 разряд – 8 чел.
  10. Неожиданно высокие результаты соперника – затрудняемся с ответом все спортсмены.
  11. Незнакомый соперник, отсутствие сведений о нём – 1 разряд – 7 чел.; КМС – 5 чел.
  12. Зрительные, акустические и тактильные помехи – 1 разряд – 10 чел.; КМС – 6 чел.

При опросе спортсменов как 1-го разряда, так и КМС было выявлено, что наиболее негативные факторы оказались – № 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12. Эмоциональное состояние спортсменов, их напряжённость может негативно сказываться на результатах соревнований.

В ходе исследования были рассмотрены основные типологические свойства, показатели устойчивого и неустойчивого поведения спортсменов в различных ситуациях возрасте 15 и 17 лет. Представители единоборств выделяют в качестве наиболее значимых психических свойств: настойчивость, активность, инициативность, самостоятельность, смелость, самообладание и общительность, что говорит о темпераменте спортсмена, независимо от возраста. Во время опроса спортсменов мы пользовались методами: беседы и опроса.

Таким образом, на основе полученных данных, в ходе нашего исследования, проведенного с целью изучения особенностей психологической подготовки спортсмена в смешанном боевом единоборстве ММА – мы можем подтвердить гипотезу, выдвинутую перед началом работы, выявлены психологические особенности спортсменов, это и эмоциональное состояние спортсмена его психическое напряжение, темперамент. Уровень психических качеств: целеустремлённость, терпимость, проявление воли у спортсменов 17 лет выше, чем у спортсменов в возрасте 15 лет. Эти выводы мы сделали на основании наших результатов, где опрашивали спортсменов 15 и 17 лет.

Список литературы

  1. Алексеев, А.В., Себя преодолеть [Текст] / А.В. Алексеев. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 192 с.
  2. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации [Текст] / М.: Лань, 2020. – 212 с.
  3. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях [Текст] Б.А Вяткин. – М.: Физкультура и спорт, 2021. – 112 с.
  4. Газемко, М.В. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие к курсу «Психология человека» [Текст] / М.В. Газемко, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2021. – 276 с.
  5. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте [Текст] / Л.Д. Гиссен. – М.: Советский спорт, 2023. – 200 с.
  6. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов. – М.: «Академия», 2022. – 288 с.
  7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов [Текст] / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2019. – 300 с.
  8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер 2023. – 212 с.
  9. Колесник, И.С. Актуализация проблемы формирования личности в процессе занятий боксом [Текст] / И.С. Колесник // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 5. – С. 41-43
  10. Коц, Л.М. Спортивная физиология [Текст] / Л.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 86 с.
  11. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте [Текст] / Б. Дж. Кретти. – М.: Физическая культура, 2019. – 224 с.
  12. Левитов, Н.Д. О психологических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2024. – 810 с.
  13. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте [Текст] / В.Л. Марищук. – М.: Просвещение, 2024. – 78 с.

Поделиться

842

Санчай-оол Р. В. Психологическая подготовка спортсменов в смешанном боевом единоборстве ММА // Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 86-93. URL: https://apni.ru/article/9275-psihologicheskaya-podgotovka-sportsmenov-v-smeshannom-boevom-edinoborstve-mma

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря