Преодоление общего недоразвития речи (далее ОНР) у детей старшего дошкольного возраста является одной из острых проблем современной логопедии, педагогической психологии, психологии развития. Практическая значимость проблемы определяет важностью своевременной коррекции речевых нарушений для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Богатая и хорошо развитая речь служит средством развития и социализации личности.
Несмотря на существующие методические разработки в современной логопедической практике, решение данной проблемы остается актуальной. Значение имеет методика, которая могла бы заинтересовать ребенка, погрузить его в коррекцию, которая не будет переутомлять и вызывать отказ от выполнения заданий. Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Поиск путей решения вышеобозначенных проблем привёл к попытке применения в логопедической работе проектного метода [2].
В соответствии с этим перед нами была поставлена цель – разработка и апробация коррекционно-образовательной программы по формированию описательной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием в процессе проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни [1].
В констатирующем эксперименте приняло участие 20 детей, из них 10 детей старшей логопедической группы с ОНР 3 уровня, 10 детей с нормальным речевым развитием (экспериментальная и контрольная группа).
Для изучения особенностей описательной речи детей с ОНР 3 уровня и с нормальным речевым развитием была использована методика Н.М. Савицкой «Диагностика и коррекция речи дошкольника» и М. Жуковой «Альбом по развитию речи» [4].
По каждому блоку заданий определены условные уровни их выполнения, характеризующие сформированность различных компонентов языка и навыков связных речевых высказываний: достаточный(соответствующий возрастной норме осуществления речевых действий и операций), средний(стойкое нерезко выраженное отставание в уровне овладения речевыми действиями и операциями в степени сформированности языковых представлений и обобщений), недостаточный (выраженное отставание в овладении навыками речевых высказываний и средствами языка).
Первый блок направлен на исследование понимания речи, состоит из трех заданий. Четыре ребенка экспериментальной группы выполнили задания на недостаточном уровне, один на среднем, и пять на достаточном. Дошкольники контрольной группы в количестве девяти человек выполнили эти задания на достаточном уровне и один на недостаточном. Понимание речи у детей с нормой находится на более высоком уровне, чем у детей с нарушениями речи. Основная трудность у детей обеих групп возникала при выполнении задания «Потому что». Задание направлено на выявление понимания ребенком значения слов, выделение частей предмета, обобщение. Дошкольник должен показать, где нарисован стол, а где гриб, как он это понимает, чем эти предметы похожи и чем отличаются. Дети в основном не справились с данным заданием из-за скудности словарного запаса (не знают, что такое шляпка и ножка у гриба), некоторые не знают названия частей предмета.
Второй блок заданий направлен на диагностику лексики. При выполнении наблюдались такие показатели: в экспериментальной группе шесть дошкольников выполнили задания на недостаточном уровне, четыре на достаточном. Контрольная группа показала другие результаты, два дошкольника выполнили задания на среднем уровне, два на недостаточном и шесть на достаточном. Лексическая сторона существительных «хромает» как у детей с нормой, так и с речевыми нарушениями. Основная сложность возникла в задании «Что лишнее?». Детям предлагалась линейка предметов одной лексической темы, где один предмет лишний. Нужно не только выделить лишний предмет, но и остальные назвать обобщающим понятием. Например, дан ряд предметов: кастрюля, чайник, чашка, ваза, банка. Дошкольник выполняет задание следующим образом, он называет все предметы, не может выделить лишнее и обобщающее слово подбирает «стекло» (правильно, что все, кроме вазы это посуда). Следующий ряд: диван, телевизор, шкаф, стул. Ребенок объясняет: «лишний телевизор, потому что у него длинная антенна, а остальное это мебель.
В заданиях с прилагательными и глаголами дети с нормой справились лучше, чем вторая группа. Дети с нормальным речевым развитием выделяют больше сходных признаков у предметов. Например, в задании «Чем похожи?», сравнивая ель и кактус, ребенок с нормой выделил признаки, что это растения, они зеленые, колючие. А дошкольник с речевым нарушением, сравнивая снеговика и мороженое, выделил следующий признак: холодные.
Третий блок предназначен для диагностики грамматического строя речи (существительные, прилагательные, глаголы). Результаты диагностики: шесть детей с общим речевым недоразвитием выполнили задания на недостаточном уровне, один на среднем и три на достаточном. Дошкольники контрольной группы в количестве шестерых человек выполнили задание на достаточном уровне, два на среднем и два на недостаточном. С первым заданием «Один и много» справился только один ребенок с нормой. У всех остальных детей обеих групп возникли трудности выполнения задания. Дошкольники не умеют образовывать форму множественного числа имен существительных, и не сформирован навык словообразования. Например, одно – ухо, а много – ухи (вместо уши), одно- дерево, а несколько – деревы (вместо деревья) и т.д.
Второе задание «Гном и гномик» так же вызвало сложность выполнения. У дошкольников не сформирован навык образования уменьшительно-ласкательных форм имен существительных. С Данным заданием справились только три ребенка с нормальным речевым развитием. Остальные дети выполнили упражнение с помощью логопеда. Например, большое – дерево, а маленькое – деревко (вместо деревце), большое – одеяло, а маленькое – одеялко (одеяльце) и т.д.
Также стоит отметить из категории «Грамматический строй речи, прилагательные» задание «Наоборот». Данное упражнение было сложно для детей с речевыми нарушениями. Дошкольники не понимают значения понятия «антонимы» и соответственно, не могут выполнять данного рода задания [5]. Например, Надя включила лампу, а Андрюша потушил лампу (вместо выключил), Надя закопала яму, а Андрюша роет яму (вместо выкопал). То есть дети не изменяют приставки у слова, а подбирают синоним к слову.
Заключительный блок диагностики включает составление описательного рассказа по сюжетной картине из альбома по развитию речи М. Жукова. Умение составлять описательный рассказ как у детей с нормой, так и у детей с общим недоразвитием речи в основном находится на среднем уровне. Но 50 % детей с речевой патологией имеют недостаточный и низкий уровень навыка составления описательного рассказа. Дети не могут самостоятельно описать предмет, картинку, нуждаются в помощи взрослого и в наводящих вопросах. Особенностями данных рассказов является несвязность (дошкольники просто перечисляют увиденное), нарушение последовательности, пропуск фрагментов [3]. Например, составляя описательный рассказ по сюжетной картине «Каникулы» ребенок сочиняет: «Возле речки растет вкусная ягода. Мальчик пытается поймать рыбу. Девочки веселятся». Очевидно, что идет простое перечисление, дошкольник не вдается в подробности, не описывает, что делает каждая из девочек (их трое), тем самым пропуская фрагменты данной сюжетной картины. Данную ситуацию можно рассматривать с позиции скудного лексического запаса слов или нежелание ребенка выполнять задание.
Таким образом, анализ проведенных диагностик, позволяет сделать вывод о том, что дошкольники с общим речевым недоразвитием имеют ряд проблем, а именно:
- значительно беден словарный запас;
- дети мало используют в речи распространенные предложения;
- в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения;
- большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений;
- при рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить, рассказывать.
Этим доказывается необходимость проведения логопедической работы по формированию описательной речи у детей с ОНР.
Составлена коррекционно-образовательная программ по формированию описательной речи детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием в процессе проектирования. В основу программы положена методика развития мышления и речи у дошкольников Т.А. Ткаченко. Автор отмечает, что развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания [6]. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.
Цель программы – формирование описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием в процессе проектирования.
В процессе коррекционной работы детям было предложено выбрать три темы для составления описательных рассказов. Были подобраны следующие темы: «Моя любимая игрушка», «Мама» и «Необычный цветок». Дети с радостью на занятиях составляли описательные рассказы, так как темы им были близки, интересны и доступны.
Наблюдение и беседа с педагогами показала, что речь детей изменилась. Проведённые занятия способствовали активизации пассивного словаря. У некоторых детей улучшились коммуникативные навыки, они легче вступают в диалог. Также улучшились языковые способности, при ответах на вопросы дети стараются использовать полные ответы и обогащать речь разными частями речи.
Контрольный срез проводился после серии занятий коррекционно-образовательной программы по формированию описательной речи для детей с недоразвитием речи и включал задания методики В. П. Глухова «Формирование связной речи детей с общим недоразвитием речи». Целью проведения контрольного среза является определение уровня описательной речи детей старшего дошкольного возраста после проведенной с ними коррекционной работы и сравнение результата с предыдущими показателями.
Задания включали:
1. Описание предмета:
– изображенной куклы;
– белки (муляж).
2. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».
Результаты составления рассказа-описания о предмете (кукла): три ребенка выполнили задание на 2 балла, их рассказы составлены с помощью наводящих вопросов, подсказок. Описания таких детей носят по-прежнему характер перечисления, и дошкольники употребляют в основном имена существительные и прилагательные. Например, ребенок 1 описывает: «Кукла. У нее зеленые бантики, большие и платье тоже». Дошкольники употребляют больше определений, обозначающих цвет. У детей, получивших три балла, рассказы-описания более содержательны, с добавлением внутренних качеств куклы, черт характера, желаний. Например, дошкольники описывали куклу словами: «Она очень добрая», «Наверное, собралась на прогулку» и т.д.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показали, что у дети старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием после проведения с ними коррекционно-образовательной работы уровень сформированности описательной речи повысился. Дети так же в большей степени используют существительные и глаголы при составлении описания, но количество прилагательных в рассказах увеличилось. Дети стали замечать немного больше основных признаков предмета. У них сохранились лексико-грамматические нарушения, они ошибаются при изменении слова в словосочетаниях, в зависимости от числа, падежа и рода. В основном пользуются в своей речи простыми предложениями. Дети нуждаются в помощи со стороны взрослого.