Познание культуры страны изучаемого языка – одно из важнейших составляющих в освоении иностранного языка, т. к. культура и язык национальны и друг от друга неотделимы.
Существенной частью культуры является художественная литература. Некоторые методисты (А. А. Акишина, Г. Н. Аксенова, Н. В. Кулибина, Н. П. Шульгина и др.) убеждены, что художественный текст отражает культуру народа и дает возможность иностранным студентам знакомиться с жизнью, традициями, обычаями местных жителей. Поэтому для изучающих русский язык как иностранный является целесообразным знакомство с художественной литературой, отражающей особенности народа России.
Россия – очень большая страна, в ее территорию входит достаточно большое количество регионов. Необходимо отметить, что учебные пособия, реализующие обучение студентов в области русского языка как иностранного не дают представлений об особенностях того или иного региона. Регионы схожи по общим национальным признакам, но имеют свою специфику, которую отражает региональная художественная литература. Региональная литература раскрывает отличительные черты менталитета и образа жизни коренных жителей, описывает условия и атмосферу, которые присущи конкретной местности. Поэтому иностранным студентам, обучающимся в каком-либо регионе важно знакомиться и с региональной художественной литературой.
Обращение к региональной художественной литературе не противоречит государственным стандартам обучения русскому языку как иностранному [5], но при выборе материала, необходимо учитывать, что:
- Текст должен содержать не только региональные сведения, но и страноведческие;
- Текст должен содержать проблемные вопросы и типичные ситуации для региона;
- Текст должен отвечать требованиям для конкретного уровня студентов, изучающих русский язык как иностранный [7, с. 49].
Изучающим русский язык как иностранный целесообразно начинать знакомиться с художественной литературой, в том числе и с региональной, с первого сертифицированного уровня. Данный уровень позволяют удовлетворять основные коммуникативные потребности при общении с носителями языка в социально-бытовой и социально-культурной сферах.
Как и все регионы России, Амурская область уникальна и обладает большим количеством талантов в различных областях культуры. Одним из самых ярких представителей среди писателей-сатириков Амурской области является Федор Чудаков. Он был не только писателем, но и журналистом, сотрудником и редактором благовещенских газет и журналов. Произведения писателя раскрывают его гражданскую позицию, личное отношение к политике в стране и в области, показывают жизнь, проблемы и типичные ситуации для Приамурья начала XX века. Несмотря на то, что жизнь сатирика оборвалась более века назад, сегодня его произведения несут «неувядающую актуальность», потому что перо сатирика «служило народу и России» [8, с. 4]. Таким образом, будет уместно применение на уроках русского языка как иностранного художественных текстов Федора Чудакова с целью отработки у аудитории речевых навыков, совершенствования культурологических умений, приобщения через региональную литературу к региональной культуре и к культуре общероссийской.
Среди разнообразия методик преподавания художественной литературы иностранным студентам, выделяется методика Н. В. Кулибиной, которая ориентирована на самостоятельное постижение художественного текста. Придерживаясь данной методики, преподавателю необходимо создать условия для понимания произведений Федора Чудакова. Здесь особое внимание должно уделяться притекстовой работе. Это может быть:
- Работа с составом слова;
- Работа с контекстом;
- Подбор синонимов;
- Опора на ситуацию или тему художественного произведения и др [4, 175 с.].
Для организации предтекстовой работы, которая призвана заинтересовать читателя, преподаватель может использовать информацию о Федоре Чудакове, некоторые факты из его биографии. Так как Федор Чудаков писатель регионального значения, начать беседу возможно следующим образом:
- Есть ли в вашей стране регионы? (штаты, провинции, области…)
- В вашем регионе имеются писатели?
- Вам нравятся произведения, которые написали авторы из вашего региона? Вам нравятся произведения о вашей малой родине? Почему? Какие темы обычно затрагивают в своих произведениях писатели ваших регионов?
Таким образом у преподавателя будет возможность подвести студентов к знакомству с личностью самого Федора Чудакова. Содержание предлагаемой информации будет зависеть от того, с каким произведением преподаватель будет знакомить учащихся.
Федор Чудаков жил в непростое время и освещал проблемы, актуальные не только для конкретного региона, но для всей страны. Писатель любил Россию и народ, ему были неприемлемы насильственные способы удержания власти. Федор Чудаков был очевидцем революций 1917 года, имел активную гражданскую позицию, которую отражал в своих произведениях, был патриотом, большое значение придавал труду во благо Родины. Рост количества партий с их программами и прогнозами вызывали у него беспокойство. Преподавателю необходимо обратить внимание студентов на это в предтекстовой работе, если для чтения будет выбрано произведение-отклик на события, происходившие в современной ему России.
Если преподаватель остановит свой выбор на каком-либо очерке писателя, в котором описаны типичные ситуации для Амурской области, то не стоит акцентировать внимание на политической позиции писателя. Стоит сказать о том, что он «самый яркий литератор Приамурья дореволюционного времени» [8, с. 3]. Федор Чудаков – поэт, прозаик, сатирик, журналист, сотрудник и редактор благовещенских газет. Его творчество и талант ценили за пределами Амурской области. Следует познакомить иностранных студентов с названием произведения:
- Сегодня мы будем читать отрывок, который взят из очерка «В столицу Приамурья». В основу очерка положены впечатления Федора Чудакова, полученные при посещении города Алексеевска. Название Алексеевск до 1917 года носил город Свободный. В перспективе предполагалось сделать Алексеевск центром Амурской области с переводом сюда из Благовещенска областного центра.
В притекстовой работе необходимо опираться на ключи. Например, преподаватель иностранным студентам может предложить для ознакомления фельетон «Песни Дятла, беспартийного». Рассмотрим первую часть фельетона. В данном тексте «этикетки» и «ярлычки» являются ключами, поэтому внимание студентов обращается на третью и четвертую строчки. Беседа может быть построена следующим образом:
- Как вы понимаете значение данных слов? (например, наклейка с информацией о товаре). Где их видит автор? (везде, всюду).
- Прочитайте пятую и шестую строчки. Кого еще он видит? Вам знакомы эти слова? (Здесь необходимо пояснить, что так назывались политические партии в 1917 году, в настоящее время их уже не существует). Что значит многоточие в шестой строке? (на самом деле партий больше, чем перечислено).
- Прочитайте 9–12 строчки. Что такое грудная клетка? Где она находится? Какой орган внутри грудной клетки? (сердце). Кто знает, с чем связывают этот орган в России? (с чувствами, с душой). Скажите, что в грудной клетке находится вместо сердца? (склад брошюрок и программ). Что такое брошюры и программы? (печатная пропаганда, реклама).
- Прочитайте 13 и 14 строчки. Вы можете сказать кто такие иноверцы? (здесь можно обратиться к составу слова, если возникнут сложности). Как вы понимаете словосочетание искаженные черты? Как вы думаете, о каких чертах идет речь? (о чертах лица).
- Прочитайте 15–19 строчки. Кого ищет автор? Какими чертами характера может обладать человек с горящим сердцем? Как вы думаете, кто такой «человек с горящим сердцем»?
Переходя к притекстовому этапу работы при чтении прозаического очерка «В столицу Приамурья», необходимо обратить внимание на заглавие произведения, поработать со словом Приамурье (найти корень слова и вспомнить значение приставки при). Это поможет студентам порассуждать о значении названия очерка. Затем преподаватель предлагает иностранным студентам узнать, верны ли их предположения. Для этого он сам первично читает очерк. Далее текст необходимо «разбить» на фрагменты, чтобы студенты имели возможность обсудить его. Они будут иметь возможность размышлять и высказывать свое мнение тогда, когда преподаватель будет предлагать им задания и вопросы с опорой на ключевые единицы текста, которые помогут понять произведение.
Например: после прочтения первого эпизода очерка, преподаватель просит иностранных студентов подобрать синонимы к слову скандалить. Данный ключ поясняет ряд вопросов:
- Из-за чего приведет Бог скандалить пассажира?
- Как стоял пассажир? («в затылок»). Что это значит? (люди стояли очень плотно друг к другу, людей было очень много).
- Сколько времени они так стояли?
- Какого счастья добился пассажир? (обладания зелененьким билетиком, пассажир смог купить билет на поезд). Здесь необходимо пояснить, что пассажиры, оплатившие проезд в вагоне третьего класса комфорта, получали зеленый билет.
Интересен фразеологизм «экзамен на зрелость». Следует спросить у студентов, что он значит, затем обратить их внимание на текст. Преподаватель должен спросить, что может значить «экзамен на зрелость своих плеч» в данном контексте? Продолжение опроса может выглядеть следующим образом:
- Как вы думаете, почему пассажиру приходится проделывать тысячу не совсем хороших вещей?
- Вы путешествовали в вагонах третьего класса?
- Какие впечатления у вас сложились о поездках в вагонах третьего класса?
Таким образом преподавателю необходимо поэтапно работать с каждым фрагментом текста, помогая студентам находить ключи для понимания очерка.
Немаловажен послетекстовый этап. На данном этапе преподаватель может использовать наглядность: репродукции картин Оноре Домье «Вагон третьего класса», фото общих вагонов.
В послетекстовой работе при чтении фельетона «Песни Дятла, беспартийного» преподаватель может показать фрагменты съемок дебатов политических деятелей и спросить изменилась ли ситуация сегодня. Можно попросить рассказать студентов о политических партиях на их Родине, обсудить различия и сходства.
Таким образом, используя тексты произведений Федора Чудакова, в качестве регионального материала для обучения иностранных студентов русскому языку преподаватель может добиться следующих результатов:
- Повышения интереса к предмету;
- Приобщение к региональной культуре как части русской культуры;
- Развитие у иностранных студентов готовности к межкультурному общению.