Автор(-ы):
Чабан Юлия Николаевна
30 мая 2024
Научный руководитель
Гуськов Вячеслав Владимирович
Секция
Филологические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассматриваются возможности преподавания региональной литературы Амурской области на примере произведений Федора Чудакова.
Текст статьи
Познание культуры страны изучаемого языка – одно из важнейших составляющих в освоении иностранного языка, т. к. культура и язык национальны и друг от друга неотделимы.
Существенной частью культуры является художественная литература. Некоторые методисты (А. А. Акишина, Г. Н. Аксенова, Н. В. Кулибина, Н. П. Шульгина и др.) убеждены, что художественный текст отражает культуру народа и дает возможность иностранным студентам знакомиться с жизнью, традициями, обычаями местных жителей. Поэтому для изучающих русский язык как иностранный является целесообразным знакомство с художественной литературой, отражающей особенности народа России.
Россия – очень большая страна, в ее территорию входит достаточно большое количество регионов. Необходимо отметить, что учебные пособия, реализующие обучение студентов в области русского языка как иностранного не дают представлений об особенностях того или иного региона. Регионы схожи по общим национальным признакам, но имеют свою специфику, которую отражает региональная художественная литература. Региональная литература раскрывает отличительные черты менталитета и образа жизни коренных жителей, описывает условия и атмосферу, которые присущи конкретной местности. Поэтому иностранным студентам, обучающимся в каком-либо регионе важно знакомиться и с региональной художественной литературой.
Обращение к региональной художественной литературе не противоречит государственным стандартам обучения русскому языку как иностранному [5], но при выборе материала, необходимо учитывать, что:
Изучающим русский язык как иностранный целесообразно начинать знакомиться с художественной литературой, в том числе и с региональной, с первого сертифицированного уровня. Данный уровень позволяют удовлетворять основные коммуникативные потребности при общении с носителями языка в социально-бытовой и социально-культурной сферах.
Как и все регионы России, Амурская область уникальна и обладает большим количеством талантов в различных областях культуры. Одним из самых ярких представителей среди писателей-сатириков Амурской области является Федор Чудаков. Он был не только писателем, но и журналистом, сотрудником и редактором благовещенских газет и журналов. Произведения писателя раскрывают его гражданскую позицию, личное отношение к политике в стране и в области, показывают жизнь, проблемы и типичные ситуации для Приамурья начала XX века. Несмотря на то, что жизнь сатирика оборвалась более века назад, сегодня его произведения несут «неувядающую актуальность», потому что перо сатирика «служило народу и России» [8, с. 4]. Таким образом, будет уместно применение на уроках русского языка как иностранного художественных текстов Федора Чудакова с целью отработки у аудитории речевых навыков, совершенствования культурологических умений, приобщения через региональную литературу к региональной культуре и к культуре общероссийской.
Среди разнообразия методик преподавания художественной литературы иностранным студентам, выделяется методика Н. В. Кулибиной, которая ориентирована на самостоятельное постижение художественного текста. Придерживаясь данной методики, преподавателю необходимо создать условия для понимания произведений Федора Чудакова. Здесь особое внимание должно уделяться притекстовой работе. Это может быть:
Для организации предтекстовой работы, которая призвана заинтересовать читателя, преподаватель может использовать информацию о Федоре Чудакове, некоторые факты из его биографии. Так как Федор Чудаков писатель регионального значения, начать беседу возможно следующим образом:
Таким образом у преподавателя будет возможность подвести студентов к знакомству с личностью самого Федора Чудакова. Содержание предлагаемой информации будет зависеть от того, с каким произведением преподаватель будет знакомить учащихся.
Федор Чудаков жил в непростое время и освещал проблемы, актуальные не только для конкретного региона, но для всей страны. Писатель любил Россию и народ, ему были неприемлемы насильственные способы удержания власти. Федор Чудаков был очевидцем революций 1917 года, имел активную гражданскую позицию, которую отражал в своих произведениях, был патриотом, большое значение придавал труду во благо Родины. Рост количества партий с их программами и прогнозами вызывали у него беспокойство. Преподавателю необходимо обратить внимание студентов на это в предтекстовой работе, если для чтения будет выбрано произведение-отклик на события, происходившие в современной ему России.
Если преподаватель остановит свой выбор на каком-либо очерке писателя, в котором описаны типичные ситуации для Амурской области, то не стоит акцентировать внимание на политической позиции писателя. Стоит сказать о том, что он «самый яркий литератор Приамурья дореволюционного времени» [8, с. 3]. Федор Чудаков – поэт, прозаик, сатирик, журналист, сотрудник и редактор благовещенских газет. Его творчество и талант ценили за пределами Амурской области. Следует познакомить иностранных студентов с названием произведения:
В притекстовой работе необходимо опираться на ключи. Например, преподаватель иностранным студентам может предложить для ознакомления фельетон «Песни Дятла, беспартийного». Рассмотрим первую часть фельетона. В данном тексте «этикетки» и «ярлычки» являются ключами, поэтому внимание студентов обращается на третью и четвертую строчки. Беседа может быть построена следующим образом:
Переходя к притекстовому этапу работы при чтении прозаического очерка «В столицу Приамурья», необходимо обратить внимание на заглавие произведения, поработать со словом Приамурье (найти корень слова и вспомнить значение приставки при). Это поможет студентам порассуждать о значении названия очерка. Затем преподаватель предлагает иностранным студентам узнать, верны ли их предположения. Для этого он сам первично читает очерк. Далее текст необходимо «разбить» на фрагменты, чтобы студенты имели возможность обсудить его. Они будут иметь возможность размышлять и высказывать свое мнение тогда, когда преподаватель будет предлагать им задания и вопросы с опорой на ключевые единицы текста, которые помогут понять произведение.
Например: после прочтения первого эпизода очерка, преподаватель просит иностранных студентов подобрать синонимы к слову скандалить. Данный ключ поясняет ряд вопросов:
Интересен фразеологизм «экзамен на зрелость». Следует спросить у студентов, что он значит, затем обратить их внимание на текст. Преподаватель должен спросить, что может значить «экзамен на зрелость своих плеч» в данном контексте? Продолжение опроса может выглядеть следующим образом:
Таким образом преподавателю необходимо поэтапно работать с каждым фрагментом текста, помогая студентам находить ключи для понимания очерка.
Немаловажен послетекстовый этап. На данном этапе преподаватель может использовать наглядность: репродукции картин Оноре Домье «Вагон третьего класса», фото общих вагонов.
В послетекстовой работе при чтении фельетона «Песни Дятла, беспартийного» преподаватель может показать фрагменты съемок дебатов политических деятелей и спросить изменилась ли ситуация сегодня. Можно попросить рассказать студентов о политических партиях на их Родине, обсудить различия и сходства.
Таким образом, используя тексты произведений Федора Чудакова, в качестве регионального материала для обучения иностранных студентов русскому языку преподаватель может добиться следующих результатов:
Список литературы
Поделиться
Чабан Ю. Н. Региональная художественная литература в системе обучения русскому языку как иностранному (на материале произведения Федора Чудакова) // Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/9488-regionalnaya-hudozhestvennaya-literatura-v-sisteme-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-na-materiale-proizvedeniya-fedora-chudakova