Главная
Конференции
Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций
Совершенствование молодежной политики Оренбургской области на примере 2023 года

Совершенствование молодежной политики Оренбургской области на примере 2023 года

Секция

Политология

Ключевые слова

молодежная политика
молодежный центр
Оренбургская область

Аннотация статьи

Программа направлена на молодежь Оренбургской области в возрасте от 14 до 35 лет. Качественным результатом программы станет приведение сферы молодежной политики в муниципальных образованиях Оренбургской области к единым стандартам качества и повышение уровня развития молодежных сообществ.

Текст статьи

По состоянию на 2022 год в Оренбургской области проживает 502 467 человек в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет 25,86% от общей численности жителей региона (1 942 915 чел.). По возрастам они распределяются следующим образом:

  1. 106 894 человека в возрасте от 14 до 18 лет;
  2. 114 652 человека в возрасте от 19 до 24 лет;
  3. 106 834 человека в возрасте от 25 до 29 лет;
  4. 174 087 человек в возрасте от 30 до 35 лет.

В области 42 городских округа и муниципальных района. Муниципальные образования отличаются друг от друга, как по численности, проживающей в них молодежи, так и по состоянию инфраструктуры молодежной политики. В Оренбургской области, наряду с региональным молодежным центром, только в 4 городах (Гай, Медногорск, Оренбург, Бузулук) из 42 муниципальных образований работают муниципальные молодежные центры.

Целью данного исследования является рассмотрение вопроса о приведении молодежной политики в Оренбургской области к единым стандартам качества, обеспечение комплексного развития молодежной политики, развитие на территории Оренбургской области современной инфраструктуры молодежной политики и наполнение ее эффективной содержательной деятельностью, обеспечивающей вовлечение не менее 200 тысяч молодых жителей Оренбургской области в созидательную активность, сопровождение молодых талантов и предоставление молодежи возможностей для самореализации в интересах России.

С 2022 года департамент молодежной политики Оренбургской области составляет рейтинг муниципальных образований по эффективности работы муниципалитетов с молодежью. Рейтинг ведется по двум группам, с разделением на муниципальные образования с численностью молодежи до 10 тысяч человек (33 муниципалитета) и с численностью выше 10 тысяч человек (9 муниципалитетов).

Анализ результатов рейтинга за 2022 год позволяет сделать выводы, что в Оренбургской области в разрезе муниципальных образований наблюдается серьезная диспропорция в уровне развития молодежных сообществ и сферы молодежной политики в целом.

Различия в уровне развития молодежных сообществ выступают фактором, ограничивающим возможности для молодых людей самореализоваться через участие в молодежных программах и проектах.

В ходе исследования проводимого среди молодежи в конце 2022 года был определен список причин выявленной проблемы:

  1. За пределами федеральной и региональной повесток молодежные сообщества в городах и районах Оренбургской области разобщены и лишены возможности обмениваться опытом успешной деятельности.
  2. У представителей молодежных сообществ недостаточно развиты компетенции, необходимые для масштабирования собственных проектов на уровень города или района.
  3. В городах и районах отсутствуют молодежные центры, наполненные актуальным для молодежных сообществ содержанием. Молодежь не видит способов изменения данного положения дел.
  4. Большое количество молодых людей лишены возможности быть причастными к федеральным и региональным мероприятиям из-за отсутствия муниципальных этапов/площадок данных событий.

Необходимо отметить, что работающая молодежь в возрасте от 25 до 35 лет составляет 55% молодежи и данная категория практически лишена площадок для проведения мероприятий в свободное от работы время, в отличие от школьников и студентов, которые для этого могут использовать учебные заведения и дома культуры. Появление молодежных центров, работающих в режиме с 8:00 ч. до 22:00 ч., позволит решить эту проблему и активизировать сообщества молодых людей, еще не включенных в молодежные мероприятия, в том числе для участников СВО, которые будут активно привлекаться к мероприятиям патриотической направленности. Сегодня помощь в качестве появления в регионах сотрудников российского движения детей и молодежи «Движение первых» позволяет сконцентрировать работу специалистов по работе с молодежью непосредственно на молодых людях в возрасте от 18 до 35 лет. Молодежные центры и специалисты по работе с молодежью смогут предоставить сервисы по работе с семьями участникам СВО, проводя для них мероприятия и привлекая их для работы с подрастающим поколением.

На мой взгляд необходимо создать условия для трансляции и проведения муниципальных этапов мероприятий регионального/федерального плана сферы молодежной политики, а для этого направить часть ресурсов в муниципальные образования, в том числе материальные и финансовые средства, обеспечить наполнение молодежных центров содержанием, интересным для молодежи, вовлечь молодежь в процесс организации мероприятий и продумывания работы молодежных пространств с учетом мнения молодежи.

Целевыми аудиториями данной программы выступают:

  1. Учащиеся образовательных организаций в возрасте от 14 до 18 лет;
  2. Учащиеся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;
  3. Учащиеся образовательных организаций, реализующих программы высшего профессионального образования;
  4. Работающая молодежь;
  5. Участники клубов молодых семей и просемейных сообществ;
  6. Молодые люди с ОВЗ в возрасте от 14 до 35 лет;
  7. Специалисты, реализующие программы и проекты с вовлечением молодежной аудитории.
  8. Военнослужащие и мобилизованные, вернувшиеся из зоны специальной военной операции.

Реализация программы предполагается по двум блокам: инфраструктурный блок и содержательный (операционный) блок. Так как блоки реализуются параллельно с вовлечением различных субъектов и организацией различных видов деятельности, логика их проведения различна.

Инфраструктурный блок

Целью открытия регионального молодежного центра является создание современной, интересной и полезной среды – точки притяжения для молодежи, которая поможет молодым людям с разными интересами и стремлениями найти свои таланты, реализовать свои проекты и мечты в родном регионе.

Региональный молодёжный центр станет точкой объединения и концентрации молодежи Оренбургской области, пространством в котором молодые люди смогут найти поддержку и ресурсы для своего развития.

Численность молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих в городе Оренбурге, составляет 171 тысяч человек, дополнительно в ближайших муниципальных образованиях проживает еще не менее 50 тысяч молодых людей. После полного ввода в эксплуатацию регионального многофункционального молодежного центра, разовыми мероприятиями центра удастся охватить не менее 115 000 молодых людей в год, а также не менее 30 000 человек в год привлечь к мероприятиям на регулярной основе.

Содержательны блок

В 2023 году будет реализован ряд мероприятий:

  • методическое сопровождение программ и проектов сферы молодежной политики, направление методических материалов по проведению мероприятий;
  • в молодежных центрах, созданных в 2023 году, будут организованы мероприятия для молодежи, охват составит более 115000 человек;
  • на интернет – портале «Оренбуржье – регион для молодых» будет актуализирован сервис, позволяющий пройдя онлайн – тестирование, получить персональную подборку с возможностями, подобранными в зависимости от возраста, пола, рода деятельности, интересов и т. д. На портале будет размещено более 300 возможностей для молодых людей;
  • на территории Оренбуржья будет проведена информационная кампания, посвященная возможностям, доступным жителям Оренбургской области. В ходе информационной кампании будет сформирован образ Оренбуржья, как региона, в котором созданы все условия для реализации потенциала молодежи. Механизмом реализации будет выступать таргетированная реклама в телекоммуникационной сети «Интернет», размещение Qr-кодов на всех видах раздаточных материалов, в точках притяжения молодёжи, в объектах социальной и коммерческой инфраструктуры, в точках визуальной фиксации внимания. Информационной кампанией будет охвачена молодежная аудитория численностью не менее 300 тысяч человек;
  • молодежь Оренбургской области примет участие в мероприятиях, способствующих самореализации;
  • не менее 1000 специалистов, работающих с молодежью, пройдут курсы повышения квалификации.

Таким образом, молодежный центр станет точкой притяжения для молодежи, пространством для проведения мероприятий, местом сбора инициативных групп для создания и реализации проектов, а также обмена опытом с другими муниципальными образованиями. Работа молодежных центров будет выстроена в соответствии со стандартом учреждений молодежной политики, а также направлениями работы федерального агентства по делам молодежи.

Создание молодежного центра и развитие в каждом городе и районе Оренбургской области молодежных сообществ, участники которых готовы играть активную роль в создании и развитии молодежных центров, должно выступить в качестве катализатора данного процесса.

Важной составляющей молодежных центров станет появление дополнительных ставок специалистов по работе с молодежью, увеличение охвата молодежи, качества проводимых мероприятий.

Список литературы

  1. Закон Оренбургской области от 28.02.2022 № 216/74-VII-ОЗ «О молодежной политике в Оренбургской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Оренбургской области».
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  3. Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 года № 921-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области».
  4. Указ Президента РФ от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  5. Постановление Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2019 г. № 287-п «Об утверждении перечня органов исполнительной власти Оренбургской области, ответственных за подготовку информации об эффективности деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области».
  6. Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 01.09.2022 №304 «О проведении в 2022 году конкурентного отбора субъектов. Российской Федерации на предоставление в 2023 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на реализацию программ комплексного развития молодежной политики в субъектах Российской Федерации «Регион для молодых».

Поделиться

664

Вейцман С. Д. Совершенствование молодежной политики Оренбургской области на примере 2023 года // Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 36-39. URL: https://apni.ru/article/9518-sovershenstvovanie-molodezhnoj-politiki-orenburgskoj-oblasti-na-primere-2023-goda

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря