Термин «мобильное обучение» относится к использованию мобильных и портативных ИТ-устройств, таких как карманные компьютеры Personal Digital Assistants, мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК и позволяют использовать их в качестве технических средств обучения в интерактивном обучении.
Прежде чем использовать приложения в учебном процессе или представить их обучающимся, преподаватель должен иметь четкое представление, как именно различные виды приложений могут быть интегрированы в процесс обучения.
Существуют различные типы учебных мобильных приложений:
- контентные приложения (content apps), которые могут добавлять новую информацию к представляемой;
- практические приложения (fieldwork apps), которые помогают обучающимся в процессе практической деятельности собирать и хранить информацию;
- звуковые и визуальные приложения (sound and vision apps);
- картографические приложения (mapping apps), представляющие обучающим карты и информацию о локациях;
- творческие приложения (creative apps) для создания изображений и интегрировании их в работу.
Кроме того, приложения могут быть классифицированы на две группы в зависимости от числа функций:
- приложения с одной функцией (single function apps);
- приложения с несколькими функциями (multiple function apps).
В настоящее время выделяют три параметра для оценки эффективности МП: скорость, надежность и простота (speed, security, simplicity) [2].
При выборе мобильных приложений в качество средства обучения следует учитывать ряд критериев оценки [3, с. 1-7]:
- практичность;
- доступность;
- удобство использования;
- качество.
Помимо представленных выше, следует упомянуть такой критерий, как визуальные эффекты.
Мобильное обучение в современном образовании является не просто техническим средством обучения, но, и дает возможность организации систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, в том числе, и в дистанционном образовании.
Основные преимущества мобильного обучения:
- субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
- удобство использования за счет небольшого размера, но достаточной производительности;
- возможность обмена данными и групповой и командной работы;
- мобильные устройства могут быть использованы в любом месте, в любое время;
- индивидуализация обучения и мотивация к активному познанию;
- повышение производительности деятельности за счет свободного доступа к информации;
- возможность актуализации самостоятельной поисковой деятельности;
- использование беспроводной инфраструктуры и онлайн работы «здесь и сейчас»;
- наличие виртуальной среды и доступа к цифровым материалам.
Вместе с тем, отметим некоторые недостатки мобильного обучения:
- недостаточные габариты мобильных экранов ограничивают количество и тип информации, которая может быть отображена;
- существуют ограниченные возможности для хранения мобильных телефонов и КПК;
- аккумуляторные батареи должны работать регулярно, т. к. данные могут быть потеряны;
- недостаточные графические возможности мобильных устройств;
- интеллектуальное и технологическое устаревание мобильных устройств и их технологических возможностей.
Выделим основные категории мобильного обучения:
- технологическое мобильное обучение, в котором конкретные технологические инновации демонстрируют техническую целесообразность и педагогические возможности;
- портативное электронное обучение, в котором мобильные, беспроводные технологии и портативные технологии используются для воспроизведения подходов и решений, которые уже используются в обычных электронных средствах обучения;
- аудиторное обучение, связанное с другими технологиями, например, интерактивные доски;
- персонализированное, ситуационное мобильное обучение за счет дополнительной функциональности.
Остановимся на конкретных формах и методах внедрения мобильных технологий в учебный процесс, представленных на рисунке.
Рис. Формы и методы внедрения мобильных устройств в образовательный процесс
Внедрение мобильных технологий в образовательный процесс имеет ряд существенных, присущих только им, особенностей:
- позволяет участникам образовательного процесса оставаться мобильными в течение всего процесса обучения и не ограничивает этот процесс рамками образовательного учреждения;
- реализует право на образование людям с ограниченными физическими возможностями;
- использование беспроводных технологий (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi) для обмена и распространения информации;
- возбуждение познавательного интереса к процессу познания и его активизации [7].
Помимо чисто технологических достоинств следует выделить педагогический его потенциал, направленный на развитие личностных качеств обучаемого.
Мобильное обучение представляет собой личностно-ориентированное обучение за счет потенциала персонализации и индивидуализации, доступа к обучающим материалам в любое время и в любом месте, организации собственного темпа обучения и самостоятельной образовательной деятельности, позволяя реализовывать индивидуальные траектории обучения [6].
Мобильное обучение является групповым, коллективным обучением за счет использования портативных устройств, позволяя обучающимся находиться в постоянном общении, обсуждении проблемных вопросов и позволяя проявлять творческие способности и наклонности в создании образовательных ресурсов –видео, аудио, фотографий, презентаций, диаграмм, размещая в сети.
Мобильное обучение содержит в себе существенный проектно-ориентированный потенциал, заключающийся в реализации междисциплинарных или групповых проектов по исследованию объектов или явлений. Мобильные устройства позволяют активно использоваться в планировании, исследовании и презентации, так как работа над проектом требует постоянного контакта участников [5].
Исследование мобильного обучения позволяет выделить его основные принципы:
- субъектность обучающегося, его развивающуюся роль в обучении;
- возможность организации и планирования собственной образовательной деятельности;
- использование различных мобильных средств обучения;
- формирование и развитие мягких навыков, универсальных компетенций, самообразовательной практики и др.;
- субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
- всестороннюю и глубокую вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность за счет заинтересованности в обучении посредством использования знакомых из обыденной социальной деятельности и удобных мобильных устройств;
- объективное оценивание результатов образовательной деятельности за счет исключения предвзятости в оценке от преподавателя, т. к. оценивает компьютерная программа или искусственный интеллект;
- дозированность представления и восприятия информации, позволяющая воспринимать и перерабатывать информацию «малыми порциями»;
- доступность к образовательному контенту в любое время;
- синхронизированность мобильных и ПК приложений;
- визуализация представления информации.
Представленные принципы мобильного обучения позволяют организовать комфортную для образовательного процесса образовательную среду, побуждая обучающегося к активному познанию, прогрессивному накоплению знаний, и, как следствие, развитию самостоятельной творческой образованной личности.