Главная
Конференции
Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций
Принципы мобильного обучения в образовательном процессе вуза

Принципы мобильного обучения в образовательном процессе вуза

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

образование
образовательный процесс вуза
мобильное образование
образовательные технологии
средства обучения

Аннотация статьи

Возрастающая роль информационных технологий стали причиной появления мобильного обучения, обладающего существенным образовательным потенциалом, и предоставляют возможность трансформации, как всего образовательного процесса, так и деятельности преподавателя в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых навыков, знаний и умений посредством продуктивной мотивационной направленности на активное познание. На определение сущности и содержания мобильного обучения оказали существенное влияние исследования Н. Хокли, позволившее определить его, как подход к обучению, при котором среда обучения не ограничена хронотопом образовательного института, но существует в любом месте и в любое время.

Субъекты образовательного процесса должны учитывать проблемы использования мобильных устройств в образовательном процессе и учитывать особенности мобильных приложений и мобильных программ.

Текст статьи

Термин «мобильное обучение» относится к использованию мобильных и портативных ИТ-устройств, таких как карманные компьютеры Personal Digital Assistants, мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК и позволяют использовать их в качестве технических средств обучения в интерактивном обучении.

Прежде чем использовать приложения в учебном процессе или представить их обучающимся, преподаватель должен иметь четкое представление, как именно различные виды приложений могут быть интегрированы в процесс обучения.

Существуют различные типы учебных мобильных приложений:

  • контентные приложения (content apps), которые могут добавлять новую информацию к представляемой;
  • практические приложения (fieldwork apps), которые помогают обучающимся в процессе практической деятельности собирать и хранить информацию;
  • звуковые и визуальные приложения (sound and vision apps);
  • картографические приложения (mapping apps), представляющие обучающим карты и информацию о локациях;
  • творческие приложения (creative apps) для создания изображений и интегрировании их в работу.

Кроме того, приложения могут быть классифицированы на две группы в зависимости от числа функций:

  • приложения с одной функцией (single function apps);
  • приложения с несколькими функциями (multiple function apps).

В настоящее время выделяют три параметра для оценки эффективности МП: скорость, надежность и простота (speed, security, simplicity) [2].

При выборе мобильных приложений в качество средства обучения следует учитывать ряд критериев оценки [3, с. 1-7]:

  • практичность;
  • доступность;
  • удобство использования;
  • качество.

Помимо представленных выше, следует упомянуть такой критерий, как визуальные эффекты.

Мобильное обучение в современном образовании является не просто техническим средством обучения, но, и дает возможность организации систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, в том числе, и в дистанционном образовании.

Основные преимущества мобильного обучения:

  • субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
  • удобство использования за счет небольшого размера, но достаточной производительности;
  • возможность обмена данными и групповой и командной работы;
  • мобильные устройства могут быть использованы в любом месте, в любое время;
  • индивидуализация обучения и мотивация к активному познанию;
  • повышение производительности деятельности за счет свободного доступа к информации;
  • возможность актуализации самостоятельной поисковой деятельности;
  • использование беспроводной инфраструктуры и онлайн работы «здесь и сейчас»;
  • наличие виртуальной среды и доступа к цифровым материалам.

Вместе с тем, отметим некоторые недостатки мобильного обучения:

  • недостаточные габариты мобильных экранов ограничивают количество и тип информации, которая может быть отображена;
  • существуют ограниченные возможности для хранения мобильных телефонов и КПК;
  • аккумуляторные батареи должны работать регулярно, т. к. данные могут быть потеряны;
  • недостаточные графические возможности мобильных устройств;
  • интеллектуальное и технологическое устаревание мобильных устройств и их технологических возможностей.

Выделим основные категории мобильного обучения:

  • технологическое мобильное обучение, в котором конкретные технологические инновации демонстрируют техническую целесообразность и педагогические возможности;
  • портативное электронное обучение, в котором мобильные, беспроводные технологии и портативные технологии используются для воспроизведения подходов и решений, которые уже используются в обычных электронных средствах обучения;
  • аудиторное обучение, связанное с другими технологиями, например, интерактивные доски;
  • персонализированное, ситуационное мобильное обучение за счет дополнительной функциональности.

Остановимся на конкретных формах и методах внедрения мобильных технологий в учебный процесс, представленных на рисунке.

image.png

Рис. Формы и методы внедрения мобильных устройств в образовательный процесс

Внедрение мобильных технологий в образовательный процесс имеет ряд существенных, присущих только им, особенностей:

  • позволяет участникам образовательного процесса оставаться мобильными в течение всего процесса обучения и не ограничивает этот процесс рамками образовательного учреждения;
  • реализует право на образование людям с ограниченными физическими возможностями;
  • использование беспроводных технологий (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi) для обмена и распространения информации;
  • возбуждение познавательного интереса к процессу познания и его активизации [7].

Помимо чисто технологических достоинств следует выделить педагогический его потенциал, направленный на развитие личностных качеств обучаемого.

Мобильное обучение представляет собой личностно-ориентированное обучение за счет потенциала персонализации и индивидуализации, доступа к обучающим материалам в любое время и в любом месте, организации собственного темпа обучения и самостоятельной образовательной деятельности, позволяя реализовывать индивидуальные траектории обучения [6].

Мобильное обучение является групповым, коллективным обучением за счет использования портативных устройств, позволяя обучающимся находиться в постоянном общении, обсуждении проблемных вопросов и позволяя проявлять творческие способности и наклонности в создании образовательных ресурсов –видео, аудио, фотографий, презентаций, диаграмм, размещая в сети.

Мобильное обучение содержит в себе существенный проектно-ориентированный потенциал, заключающийся в реализации междисциплинарных или групповых проектов по исследованию объектов или явлений. Мобильные устройства позволяют активно использоваться в планировании, исследовании и презентации, так как работа над проектом требует постоянного контакта участников [5].

Исследование мобильного обучения позволяет выделить его основные принципы:

  • субъектность обучающегося, его развивающуюся роль в обучении;
  • возможность организации и планирования собственной образовательной деятельности;
  • использование различных мобильных средств обучения;
  • формирование и развитие мягких навыков, универсальных компетенций, самообразовательной практики и др.;
  • субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса;
  • всестороннюю и глубокую вовлеченность обучающихся в образовательную деятельность за счет заинтересованности в обучении посредством использования знакомых из обыденной социальной деятельности и удобных мобильных устройств;
  • объективное оценивание результатов образовательной деятельности за счет исключения предвзятости в оценке от преподавателя, т. к. оценивает компьютерная программа или искусственный интеллект;
  • дозированность представления и восприятия информации, позволяющая воспринимать и перерабатывать информацию «малыми порциями»;
  • доступность к образовательному контенту в любое время;
  • синхронизированность мобильных и ПК приложений;
  • визуализация представления информации.

Представленные принципы мобильного обучения позволяют организовать комфортную для образовательного процесса образовательную среду, побуждая обучающегося к активному познанию, прогрессивному накоплению знаний, и, как следствие, развитию самостоятельной творческой образованной личности.

Список литературы

  1. Hashemi M., Azizinezhad M., Najafi V., Nesari A. What is Mobile Learning? Challenges and Capabilities // Procedia – Social And Behavioral Sciences. 2011.
  2. Khaddage F., Lattenmann C. The future of mobile apps for teaching and learning.
  3. Nisbet D., Austin D. Enhancing ESL Vocabulary Development Through the Use of Mobile Technology // MPAEA J. Of Adult Education. 2013. № 42 (1). P. 1-7.
  4. Shipman K. Using apps in the classroom // Teaching Geography. 2014. № 39 (1). P. 32-33.
  5. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Возможности и перспективы мобильного образования // Образовательные технологии. – 2011. – № 2.
  6. Гулая Т.М., Герасименко Т.Л. Технология мобильного обучения как средство формирования коммуникативной языковой компетенции // Социосфера. – 2015. – № 1.
  7. Новые технологии в современном образовании [электронный ресурс]: http://www.informio.ru/publications/id377/Novye-tehnologii-v-sovremennom-obrazovanii.

Поделиться

649

Ситникова С. Ю., Ельцова В. Ю., Вялкова О. С. Принципы мобильного обучения в образовательном процессе вуза // Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 47-51. URL: https://apni.ru/article/9631-principy-mobilnogo-obucheniya-v-obrazovatelnom-processe-vuza

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря