В современных динамично меняющихся условиях все большую значимость приобретает способность человека эффективно действовать в вероятностных и неожиданных ситуациях. Требования к быстроте реакции, находчивости, концентрации, а также точности и рациональности движений непрерывно возрастают. В теории и методике физического воспитания этот комплекс способностей обозначается понятием ловкость. Ловкость подразумевает способность человека быстро и целесообразно овладевать новыми двигательными действиями, успешно решая двигательные задачи в нестандартных, изменяющихся условиях. Это комплексное качество, зависящее от множества факторов, среди которых ведущая роль принадлежит: высокоразвитому мышечному чувству: способности точно дифференцировать мышечные усилия, оценивать пространственные характеристики движения и положения тела. Пластичности корковых нервных процессов: способности быстро формировать новые координационные связи и переключаться между различными двигательными установками. Фундаментальную роль в проявлении ловкости играют координационные способности. Основополагающий вклад в понимание структуры координации внес Н. А. Бернштейн. Он выдвинул концепцию преодоления избыточных степеней свободы двигательного аппарата (как кинематических, так и динамических) для достижения заданного результата движения. Ключевую роль в управлении движениями, по Бернштейну, играет сенсорная коррекция - контроль движений на основе информации, поступающей от органов чувств. Таким образом, произвольное движение представляет собой сложный процесс, в котором задействованы не только мышцы и периферические нервы, но и двигательные центры головного мозга, обеспечивающие планирование, контроль и коррекцию движения.
В. И. Лях отмечает, что координационные способности - готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия.
В возрасте среднего школьного важная задача – обогащение занимающихся новыми формами движений.
Необходимость целенаправленного развития координации у школьников среднего звена. Оптимальное развитие координационных способностей имеет огромное значение для полноценного физического развития школьников, их двигательной активности и успешного освоения новых двигательных умений и навыков. Ключевым фактором в развитии координации является не только накопление двигательного опыта, но и обучение школьников его рациональному использованию. Анализ научно-методической литературы и практики проведения уроков физической культуры в средней школе показывает, что вопросам развития координации уделяется недостаточно внимания. Зачастую основной акцент делается на развитие силовых способностей и выносливости, в то время как координационные способности развиваются стихийно, без должной системности и целенаправленности. Такое положение дел не соответствует современным требованиям к физическому воспитанию школьников и их подготовке к жизни в динамично меняющемся мире. Недостаточное развитие координационных способностей негативно сказывается на уровне физической подготовленности, ограничивает двигательный потенциал и снижает эффективность освоения новых видов двигательной деятельности. В связи с этим проблема развития координационных способностей у школьников среднего звена требует более глубокого и всестороннего исследования, разработки и внедрения в практику физического воспитания эффективных методов и средств, направленных на целенаправленное формирование и совершенствование координационных способностей у учащихся данной возрастной группы.
Педагогическое наблюдение позволило анализировать процесс развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста. Тестирование проводилось в начале и в конце педагогического эксперимента. Контрольное тестирование включало в себя:
- Челночный бег 3х10 м в исходном положении лицом вперед;
- Отпускание палки;
- Стойка на одной ноге;
- Упор присев – упор лежа.
В рамках данного исследования применялся комплексный подход, включающий специфические и неспецифические методы. Специфические методы строго регламентируемых упражнений играли ключевую роль в обучении двигательным навыкам и развитии физических качеств. Данные методы позволили:
- Обучать двигательным действиям любой сложности: от простых базовых движений до сложных комбинаций и техник.
- Избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела: развивать силу, выносливость, гибкость и координацию в зависимости от поставленных задач.
- Строго дозировать нагрузку: учитывать индивидуальные особенности учащихся и обеспечивать безопасность тренировочного процесса.
- Избирательно развивать отдельные двигательные способности до возможного предела: концентрироваться на развитии конкретных качеств, важных для достижения поставленных целей.
- Обеспечивать индивидуализацию в процессе физического воспитания: учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и подбирать оптимальный режим нагрузки и методы тренировки.
- Использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом (возраст, пол, физическая дееспособность): адаптировать методы и упражнения к особенностям учащихся с различными физическими возможностями.
Неспецифические методы сопряженного воздействия использовались в виде словесного и наглядного воздействия. Они помогали повысить мотивацию учащихся, усилить понимание и усвоение материала, а также обеспечить более эффективное взаимодействие между учителем и учениками. Сочетание специфических и неспецифических методов обеспечило комплексный подход к развитию координационных способностей и позволило достичь оптимальных результатов в рамках проведенного исследования.
В эксперименте приняли участие учащиеся 5 класса МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода, в количестве 20 человек. Для улучшения развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста в экспериментальной группе на уроках физической культуры нами были разработаны и проведены уроки физической культуры, направленные на развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста.
Основные методы, которые были использованы нами на уроках в экспериментальной группе, были направлены на развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста:
Основным методом являлись упражнения (многократное повторение), а средством – физические упражнения. Координационные способности будут возрастать, если их целенаправленно развивать совместно с быстротой и силой.
Тренировочные средства были выделены общие, то есть в нашей методике мы совершенствовали общий уровень способностей, выполняемых в грубой форме. И специальные, которые позволяли совершенствовать определенные координационные способности, выполнение которых подразумевало высокую точность.
Используемые тренировочные средства (двигательные навыки) позволяли технически правильно разучивать и выполнять за счет использования наблюдения и объективно дополнительной информации (приемы самоконтроля).
Использование дополнительных тренировочных средств позволило улучшать функцию анализаторов, для тренировки всестороннего аппарата (способность к равновесию).
Выбор тренировочных средств был таким, чтобы средствами физической культуры мы могли воздействовать на определенные двигательные способности, которые соответствовали выборочной задачи урока. Нами были использованы следующие приёмы развития координации у детей, которые позволяли повышать уровень сложности тренирующих средств: варьирование способа выполнения движения (старт из разных исходных положений, из положения лежа, сидя); изменение внешних условий (помещения, температура, ветер, снег и так далее); комбинирование двигательных навыков (полосы препятствий); выполнение упражнения при недостатке времени; варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой, вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом; выполнение упражнения после предварительной подготовки – для совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной способностей и способностей к переключению двигательных действий.
Основными средствами развития и совершенствования координационных способностей на уроках физической культуры в нашей методике являлись координационные упражнения. Их множество, и разделяли мы их на две группы:
- Упражнения, совершенствующие координационные способности, скоростные и скоростно-силовые способности, которыми мы развивали двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию, прыжки и метания);
- Упражнения для страховки координационных способностей в движении на выносливость, к которым предъявлялись повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (бег, спортивные игры и так далее).
На занятиях нами применялись следующие приемы для совершенствования координационных способностей, которые мы разделили на две группы:
- Изменение способа выполнения движения: направление движения; ведение с изменением направления; силовые движения; темп движения; объем движения; ритм движения; исходное и конечное положение; зеркальное выполнение движения.
- Изменение условия выполнения при сохранении способа: постоянно меняющееся условие; постоянные силовые упражнения; предварительная нагрузка; предварительные раздражители вестибулярного аппарата; дополнительное задание во время применения; комбинирование с другими упражнениями.
Таблица 1
Уровень развития координационных способностей детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры до эксперимента
п/п | Контрольное упр. (тест) | Контрольная группа | Экспериментальная группа | достоверность |
х+m | х+m | |||
1 | Челночный бег 3х10 (сек.) | 8,16+0,3 | 8,41+0,3 | Р>0,05 |
2 | Отпускание палки (см) | 22,5+0,28 | 21,5+0,28 | Р>0,05 |
3 | Стойка на 1 ноге (сек.) | 23+0,56 | 24,3+0,28 | Р>0,05 |
4 | Упор присев-упор лежа (кол-во в сек.) | 5,2+0,14 | 5,8+0,14 | Р>0,05 |
В ходе контрольного тестирования в конце педагогического эксперимента нами были получены следующие показатели развития координационных способностей детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.
Так в показателе челночный бег 3х10 в контрольной группе результаты остались прежними 8,16 сек, в контрольной группе результат улучшился до 7,6 сек. Полученные результаты между контрольной и экспериментальной группами являлись достоверно отличными (Р<0,05).
В показателе отпускание палки в контрольной группе результаты улучшились на 1 см, а в экспериментальной произошло более значительное увеличение результатов. До эксперимента в контрольной группе было 21,5 см, а в конце – 15 см (Р<0,05).
В показателе стойка на одной ноге прирост результатов в контрольной группе составил 3 сек., а в экспериментальной – 5,7 сек. (Р<0,05).
В заключительном тесте упор присев-упор лежа были получены следующие результаты. В контрольной группе показатели увеличились с 5,2 до 5,5 раза, а в экспериментальной – с 5,8 до 7,5 раза (Р<0,05).
Полученные данные занесены в таблицу 2 из которой видно, что полученные результаты в конце эксперимента достоверно отличные, так как Р<0,05.
Таблица 2
Уровень развития координационных способностей детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры после эксперимента
п/п | Контрольное упр. (тест) | Контрольная группа | Экспериментальная группа | достоверность |
х+m | х+m | |||
1 | Челночный бег 3х10 (сек.) | 8,16+0,3 | 7,6+0,01 | Р<0,05 |
2 | Отпускание палки (см) | 21,5+0,28 | 15+0,01 | Р<0,05 |
3 | Стойка на 1 ноге (сек.) | 26+0,5 | 30+0,01 | Р<0,05 |
4 | Упор присев-упор лежа (кол-во в сек.) | 5,5+0,14 | 7,5+0,01 | Р<0,05 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная нами методика развития координационных способностей детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры является эффективной и ее можно рекомендовать учителям школы.