Главная
Конференции
Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций
Применение компьютерных технологий в процессе формировании профессиональных навы...

Применение компьютерных технологий в процессе формировании профессиональных навыков

Автор(-ы):

Фёдоров Роман Юрьевич

Супрун Тимофей Игоревич

20 июня 2024

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

интенсификация
образовательный процесс
принцип наглядности
компьютерные мультимедийные технологии

Аннотация статьи

В статье проводится обоснование существенной роли принципа наглядности в образовательном процессе. Отмечается, что умелый, продуманный подход к возможности использования наглядности в процессе обучения дает ключ к интенсификации учебно-воспитательной работы, повышению качества усвоения знаний слушателями, активизации их мыслительной деятельности. Неоспоримую помощь в этом оказывают новые информационные технологии на базе современных компьютерных систем. Предлагается методика проведения практического обучения с использованием мультимедийных и вычислительных систем в реальном масштабе времени.

Текст статьи

В условиях информатизации современного общества образование приобретает все более выраженные черты комплексности и интегративности. Одним из важных условий успешного и всестороннего развития современного образования в условиях информатизации является обеспечение исчерпывающего информационного обеспечения, отбор и систематизация современной информации, отвечающей современному уровню развития науки и техники, реализация доступа к ней [2, с. 82-86].

Другой тенденцией развития образования в условиях информатизации является постоянное уменьшение времени на подготовку специалиста при одновременном увеличении числа изучаемых дисциплин. В этих вновь создавшихся условиях на первый план выходит необходимость увеличения скорости доведения информации, что, естественно, способствовало бы интенсификации образовательного процесса.

В качестве технической основы, решения отмеченной актуальной задачи и новой формой подготовки и проведения занятий предлагается использование компьютерных технологий. Резервом, способствующим активизации мыслительной деятельности, по мнению психологов, является одновременное информационное воздействие на несколько органов чувств, например на слуховой и зрительный орган.

Опыт преподавания показывает, что умелое сотрудничество преподавателя и персонального компьютера в образовании позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Например, традиционное занятие начинает играть новыми гранями, когда в качестве меловой доски используется проектор и компьютер. Качественный демонстрационный материал значительно обогащает занятия, наглядные интерактивные модели упрощают понимание изучаемых процессов и повышают мотивацию изучения, стимулируют познавательный процесс курсантов. Поэтому одним из важных и востребованных направлений применения информационных технологий в образовательном процессе являются мультимедийные презентационные технологии.

Следовательно, если корректно и продумано использовать наглядность, основанную на использовании современных информационных технологий в образовательном процессе, то можно частично или полностью устранить имеющиеся противоречия. Для выработки рекомендаций необходимо проанализировать возможности информационных технологий и их использование.

Поступательное развитие компьютерной техники создало техническую основу для разработки, хранения и воспроизведения комплексных документов, объединяющих различные виды информации: текст, графику, речь, видео. К таким документам применяют термин «мультимедийные».

Использование мультимедийных продуктов (презентаций) в образовательном процессе характерно для всех образовательных организаций, хотя их состав и скорость внедрения значительно различаются. Термин «презентация» обозначает демонстрацию, которая применительно к образовательным организациям представляет собой демонстрацию учебного контента в такой форме, которая удобна и для преподавателя, и для обучающихся [1, с. 9-15].

Отбор, систематизация и структурирование учебного материала для презентации представляет собой большой и кропотливый труд, но имеющий и весьма полезную сторону, поскольку вскрывает недочеты, классифицирует материал и придает ему логичность. Следовательно, презентация является зеркалом отображения отобранного, систематизированного и подготовленного докладчиком учебного материала, который будет воспроизводиться на экране. В ходе наглядного отображения учебного материала все огрехи становятся заметными. Поэтому можно утверждать, что преподаватель, использующий в образовательной деятельности мультимедийные презентационные технологии, неизменно умножает свое методическое мастерство, которое является одним из важных условий повышения качества обучения.

Особенностью предлагаемой компьютерной технологии является использование мультимедийных и вычислительных систем в реальном масштабе времени. В такой компьютерной технологии практические приемы наглядно выполняются преподавателем, далее совместно с обучающимися вырабатывается методика выполнения представленной операции, затем осуществляется формирование первичных практических навыков в ходе выполнения общающимися практических заданий.

Данная методика позволяет реализовывать принцип автономности учебно-познавательной деятельности обучающихся, учитывать их личностные потребности и интересы. При этом обучающийся выступает как полноправный участник процесса обучения, построенного на принципах сознательного партнерства и взаимодействия с преподавателем, что непосредственно связано с развитием самостоятельности обучаемого, его творческой активности и личной ответственности за результативность обучения.

Использование мультимедийных устройств и вычислительных средств в реальном масштабе времени позволяет существенно сократить время на доведение теоретического материала, основной акцент сделать на получение первичных практических навыков и свести до минимума типовые ошибки обучающихся в ходе овладения практическими приемами [3, с. 170-174].

Опыт использования компьютерных мультимедийных технологий в ходе практического обучения показал, что на практических занятиях повышается восприятие учебного материала слушателями, улучшаются их практические навыки, экономится учебное время (до 25%), увеличивается объем усваиваемой информации (до 20%). Отмечается улучшение эмоционального состояния обучающихся на занятиях и повышение интереса к изучаемому предмету.

Предлагаемая методика проведения практических занятий с использованием компьютерных мультимедийных технологий, безусловно, потребует значительного увеличения времени на подготовку учебных материалов к занятию. Необходимо разработать и хорошо продумать сценарий занятия с обязательным учетом уровня подготовленности учебной группы, подготовить необходимый слайдовый материал и мультимедийное оборудование. Кроме того, использование компьютерных мультимедийных технологий требует от преподавателя хорошего владения персональным компьютером и программами подготовки электронных презентаций.

Список литературы

  1. Бобонец С.А., Костюк А.В. Особенности влияния процессов информатизации на систему образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. – 2018. – № 4 (5). – С. 9-15.
  2. Савельев А.С. Формирование морально-психологической готовности военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации к выполнению служебно-боевых задач // Вестник Российского нового университета. 2017. № 2. С. 82-86.
  3. Примакин А.И., Костюк А.В., Информационная поддержка образовательного процесса // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 1. – С. 170-174.

Поделиться

91

Фёдоров Р. Ю., Супрун Т. И. Применение компьютерных технологий в процессе формировании профессиональных навыков // Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/9662-primenenie-kompyuternyh-tehnologij-v-proczesse-formirovanii-professionalnyh-navykov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля