Применение информационных технологий позволяет:
- Частично разрешить противоречия между ограниченными сроками обучения и растущим потоком информации, между требованиями к объему знаний, умений и навыков и ограниченным временем на их освоение, а также между учебными требованиями и познавательными возможностями будущих офицеров;
- Повысить эффективность и улучшить качество учебного процесса через активный диалог с информационно-вычислительными системами, создавая условия для подготовки специалистов, способных использовать компьютер в своей профессиональной деятельности. Это соответствует требованиям к высшим учебным заведениям: подготовка квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием, удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.
Эффективность использования информационных технологий зависит от целей и задач обучения, содержания учебной дисциплины и организационных форм учебного занятия. Возможности персонального компьютера при использовании информационных технологий улучшают эффективность и качество изучения технических дисциплин за счет:
- обеспечения высокого уровня мотивации посредством компьютерной анимационной среды обучения, что делает усвоение материала более привлекательным и эффективным;
- предоставления объективной, оперативной, гибкой и наглядной обратной связи;
- управления динамикой процессов в изучаемых технических системах.
Особая роль отводится компьютерным анимационным программам, которые используют возможности компьютерной графики для ввода, вывода, преобразования и редактирования графических объектов под управлением ЭВМ, включая анимацию для воспроизведения последовательности изображений и создания эффекта движения.
Компьютерные анимационные программы позволяют управлять количеством световой, зрительной и содержательной информации, изменять темп ее подачи, демонстрировать динамику функционирования реальных объектов, учитывать личностные особенности восприятия, обеспечивать оперативную обратную связь с обучаемыми, выполнять управляющие и контролирующие функции, а также вести учет объема запоминаемой информации.
Компьютерные анимационные программы нашли широкое применение в дисциплине «Учебная практика вождения боевых машин и автомобилей». Эта дисциплина характеризуется большим объемом информации, которую сложно усвоить без визуальной поддержки. Ранее обучение велось с помощью диапроекторов, электрифицированных макетов, стендов, плакатов и классной доски. Сейчас эти устаревшие методы заменены более современными информационными технологиями на основе компьютерных анимационных программ. Современные информационные технологии позволяют создавать оригинальные программные продукты (мультимедиа, анимационные программы, учебные видеофильмы и видеокурсы), которые максимально адаптированы к условиям образовательного процесса и темам занятий, что придает им высокую учебно-методическую значимость.
Опыт проведения занятий по Правилам дорожного движения и другим разделам дисциплины «Учебная практика вождения боевых машин и автомобилей» показал, что использование информационных технологий делает занятия более интересными и увлекательными для обучаемых, повышает их активность, позволяет осуществлять самоконтроль и усиливает чувство ответственности.
Специфика военного образования с использованием информационных технологий предусматривает уникальные условия: анализ ситуации, контроль, ввод и обработку информации о происходящих процессах, а также гарантированное достижение намеченного результата. Эффективность знаний проверяется через прикладную направленность, включая составление алгоритмов работы механизмов или систем, поиск и определение неисправностей двигателя внутреннего сгорания по иллюстрированным ответам, что свидетельствует о готовности курсантов применять свои знания на практике в условиях служебно-боевой деятельности.
Исходя из сказанного, использование анимационных программ в образовательном процессе вузов ВНГ РФ имеет большое значение. Эффективность таких программ значительно повышается при их систематическом применении на протяжении всего курса обучения.
Таким образом, подготовка офицеров ВНГ РФ является длительным и дорогостоящим процессом, успешность которого во многом зависит от разработки и использования педагогических и информационных технологий. В современных условиях становится все более актуальным проведение исследований и учет педагогических особенностей использования информационных технологий в образовательном процессе вузов национальной гвардии России.