Олимпийские игры в Токио 2020 стали переломным моментом для развития тхэквондо в России. Две золотых медали, серебро и бронза, завоеванные нашими спортсменами, не только укрепили позицию России в мировом тхэквондо, но и придали этому виду спорта небывалую популярность в стране. Триумф российских тхэквондистов продемонстрировал, что Россия обладает элитной школой тхэквондо, способной не только соревноваться с ведущими мировыми лидерами на равных, но и побеждать их. Это особенно значимо, учитывая, что на Олимпиаде в Пекине 2008 года российские спортсмены даже не отбирались в состав национальной команды. Именно с этого периода началось переосмысление подхода к развитию тхэквондо в России. Осознание потенциала этого вида спорта привело к значительному увеличению вложений в его развитие, созданию новой инфраструктуры и подготовке квалифицированных тренеров. Результат не заставил себя ждать. Тхэквондо стало одним из самых массовых видов спорта в России. Сегодня в стране насчитывается более 450 школ тхэквондо и более 1200 тренеров, занимающихся подготовкой молодых спортсменов. Повысился и уровень занятий в школах, а также используемых методов тренировок. Таким образом, триумф российских тхэквондистов в Токио не только подтвердил силу российской школы тхэквондо, но и дал мощный толчок к развитию этого вида спорта в нашей стране, сделав его одним из самых популярных и перспективных видов спорта среди молодежи.
Тхэквондо – это вид спорта, где тренировочный процесс может начинаться очень рано, но говорить о специализации и серьезных спортивных достижениях можно только после нескольких лет упорных тренировок. Одним из переломных периодов в спортивной карьере юного тхэквондиста является возраст 12–14 лет. В этот момент дети переходят в категорию «юношей», и к ним предъявляются более высокие требования. Именно в этот период нередко происходит «отсев» спортсменов, связанный с необходимостью конкурировать с более физически развитыми и опытными соперниками [1]. Юные тхэквондисты 12–14 лет сталкиваются с противоречием: с одной стороны, они объективно менее физически развиты и технически подготовлены, чем более старшие сверстники, а в следующей возрастной группе (15–17 лет) их будут ждать еще более сильные соперники. С другой стороны, у них еще жив спортивный азарт, желание тренироваться и добиваться побед [2, с. 58-62]. В то же время, возраст 12–14 лет является одним из наиболее благоприятных для развития скоростных качеств, что помогает нивелировать недостатки в силовых способностях. Хорошо развитые скоростные качества позволяют также сгладить некоторые технические недостатки в выполнениях ударов и блоков. Несмотря на то, что тхэквондо в России динамично развивается, методическое обеспечение этого вида спорта остается недостаточно хорошо разработанным. В доступной нам методической литературе не обнаружено данных, касающихся развития скоростных качеств у детей 12–14 лет, занимающихся тхэквондо, что и актуализировало наше исследование. Данное исследование направлено на заполнение существующего пробела в методическом обеспечении тхэквондо и разработку эффективных методов развития скоростных качеств у юных тхэквондистов в возрасте 12–14 лет, что позволит им успешно конкурировать с более старшими соперниками и достигать высоких спортивных результатов.
Предметом нашего исследования явилась методика развития скоростных качеств у детей 12–14 лет на занятиях тхэквондо.
Цель исследования – определить эффективность воздействия методики, направленной на развитие скоростных качеств у детей 12–14 лет, занимающихся тхэквондо.
Исследование проводилось на базе МБУ Спортивной школы олимпийского резерва № 5 г. Белгорода, в течение четырех месяцев. В эксперименте принимали участие 18 человек, одного среднего школьного возраста (12–14 лет), с одинаковым уровнем спортивной квалификации. Они были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную по 9 человек в каждой.
Тренировочный процесс в экспериментальной и контрольной группах был организован по три раза в неделю, продолжительность каждой тренировки 90 минут. Тренировочное занятие было построено по классической схеме (подготовительная, основная и заключительная части). В каждой части занятия решались свои специфические вопросы.
В подготовительной части занятия выполнялись упражнения на месте и в движении, осуществлялась подготовка организма к предстоящей работе.
В основной части занятия решались цели и задачи тренировочного занятия (развитие физических качеств, техническая и тактическая подготовка).
В заключительной части занятия акцентировано выполнялись упражнения, направленные на развитие гибкости, а также подводились итоги тренировки.
Экспериментальная методика была включена во вторую половину основной части тренировки. Основу экспериментальной методики составляли специально-разработанные комплексы упражнений. Каждый из трех комплексов упражнений применялся на отдельной тренировке, и они чередовались друг с другом. Количество повторений того или иного упражнения находилось в прямой зависимости от текущего уровня физической подготовленности спортсменов. Этот же принцип действовал при регулировании времени отдыха как после отдельных повторений, так и после серий. Одним из ориентиров было снижение ЧСС до уровня менее 100 ударов в минуту. Таким образом, на протяжении всего периода эксперимента мы стремились к сохранению высокого уровня интенсивности тренировочного процесса.
В ходе эксперимента, проведенного с участием тхэквондистов-спортсменов в возрасте 12–14 лет, разработанная нами методика развития скоростных качеств продемонстрировала высокую эффективность. Заметное улучшение было зафиксировано как в скоростных качествах мышц верхних, так и нижних конечностей. Это свидетельствует о том, что разработанная методика оказывает комплексное влияние на двигательную систему юных спортсменов, способствуя увеличению их атакующего потенциала. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что экспериментальная методика может быть рекомендована для включения в тренировочный процесс тхэквондистов данной возрастной категории. Ее использование позволит юным спортсменам улучшить скоростные качества и получить существенное преимущество в соревнованиях. Важно отметить, что разработанная методика не только увеличивает атакующий потенциал, но и способствует улучшению общей физической подготовленности юных тхэквондистов, делая их более выносливыми, координационно-подготовленными и технически грамотными.