Автор(-ы):
Миронова Татьяна Александровна
Петренко Олеся Владимировна
Кадуцкая Лариса Анатольевна
Малахов Владимир Алексеевич
Махов Игорь Игоревич
Василенко Алина Юрьевна
21 июня 2024
Секция
Физическая культура и спорт
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается особенности развития скоростных способностей тхэквондистов среднего школьного возраста, предложен актуальный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростных способностей у тхэквондистов.
Текст статьи
Олимпийские игры в Токио 2020 стали переломным моментом для развития тхэквондо в России. Две золотых медали, серебро и бронза, завоеванные нашими спортсменами, не только укрепили позицию России в мировом тхэквондо, но и придали этому виду спорта небывалую популярность в стране. Триумф российских тхэквондистов продемонстрировал, что Россия обладает элитной школой тхэквондо, способной не только соревноваться с ведущими мировыми лидерами на равных, но и побеждать их. Это особенно значимо, учитывая, что на Олимпиаде в Пекине 2008 года российские спортсмены даже не отбирались в состав национальной команды. Именно с этого периода началось переосмысление подхода к развитию тхэквондо в России. Осознание потенциала этого вида спорта привело к значительному увеличению вложений в его развитие, созданию новой инфраструктуры и подготовке квалифицированных тренеров. Результат не заставил себя ждать. Тхэквондо стало одним из самых массовых видов спорта в России. Сегодня в стране насчитывается более 450 школ тхэквондо и более 1200 тренеров, занимающихся подготовкой молодых спортсменов. Повысился и уровень занятий в школах, а также используемых методов тренировок. Таким образом, триумф российских тхэквондистов в Токио не только подтвердил силу российской школы тхэквондо, но и дал мощный толчок к развитию этого вида спорта в нашей стране, сделав его одним из самых популярных и перспективных видов спорта среди молодежи.
Тхэквондо – это вид спорта, где тренировочный процесс может начинаться очень рано, но говорить о специализации и серьезных спортивных достижениях можно только после нескольких лет упорных тренировок. Одним из переломных периодов в спортивной карьере юного тхэквондиста является возраст 12–14 лет. В этот момент дети переходят в категорию «юношей», и к ним предъявляются более высокие требования. Именно в этот период нередко происходит «отсев» спортсменов, связанный с необходимостью конкурировать с более физически развитыми и опытными соперниками [1]. Юные тхэквондисты 12–14 лет сталкиваются с противоречием: с одной стороны, они объективно менее физически развиты и технически подготовлены, чем более старшие сверстники, а в следующей возрастной группе (15–17 лет) их будут ждать еще более сильные соперники. С другой стороны, у них еще жив спортивный азарт, желание тренироваться и добиваться побед [2, с. 58-62]. В то же время, возраст 12–14 лет является одним из наиболее благоприятных для развития скоростных качеств, что помогает нивелировать недостатки в силовых способностях. Хорошо развитые скоростные качества позволяют также сгладить некоторые технические недостатки в выполнениях ударов и блоков. Несмотря на то, что тхэквондо в России динамично развивается, методическое обеспечение этого вида спорта остается недостаточно хорошо разработанным. В доступной нам методической литературе не обнаружено данных, касающихся развития скоростных качеств у детей 12–14 лет, занимающихся тхэквондо, что и актуализировало наше исследование. Данное исследование направлено на заполнение существующего пробела в методическом обеспечении тхэквондо и разработку эффективных методов развития скоростных качеств у юных тхэквондистов в возрасте 12–14 лет, что позволит им успешно конкурировать с более старшими соперниками и достигать высоких спортивных результатов.
Предметом нашего исследования явилась методика развития скоростных качеств у детей 12–14 лет на занятиях тхэквондо.
Цель исследования – определить эффективность воздействия методики, направленной на развитие скоростных качеств у детей 12–14 лет, занимающихся тхэквондо.
Исследование проводилось на базе МБУ Спортивной школы олимпийского резерва № 5 г. Белгорода, в течение четырех месяцев. В эксперименте принимали участие 18 человек, одного среднего школьного возраста (12–14 лет), с одинаковым уровнем спортивной квалификации. Они были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную по 9 человек в каждой.
Тренировочный процесс в экспериментальной и контрольной группах был организован по три раза в неделю, продолжительность каждой тренировки 90 минут. Тренировочное занятие было построено по классической схеме (подготовительная, основная и заключительная части). В каждой части занятия решались свои специфические вопросы.
В подготовительной части занятия выполнялись упражнения на месте и в движении, осуществлялась подготовка организма к предстоящей работе.
В основной части занятия решались цели и задачи тренировочного занятия (развитие физических качеств, техническая и тактическая подготовка).
В заключительной части занятия акцентировано выполнялись упражнения, направленные на развитие гибкости, а также подводились итоги тренировки.
Экспериментальная методика была включена во вторую половину основной части тренировки. Основу экспериментальной методики составляли специально-разработанные комплексы упражнений. Каждый из трех комплексов упражнений применялся на отдельной тренировке, и они чередовались друг с другом. Количество повторений того или иного упражнения находилось в прямой зависимости от текущего уровня физической подготовленности спортсменов. Этот же принцип действовал при регулировании времени отдыха как после отдельных повторений, так и после серий. Одним из ориентиров было снижение ЧСС до уровня менее 100 ударов в минуту. Таким образом, на протяжении всего периода эксперимента мы стремились к сохранению высокого уровня интенсивности тренировочного процесса.
В ходе эксперимента, проведенного с участием тхэквондистов-спортсменов в возрасте 12–14 лет, разработанная нами методика развития скоростных качеств продемонстрировала высокую эффективность. Заметное улучшение было зафиксировано как в скоростных качествах мышц верхних, так и нижних конечностей. Это свидетельствует о том, что разработанная методика оказывает комплексное влияние на двигательную систему юных спортсменов, способствуя увеличению их атакующего потенциала. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что экспериментальная методика может быть рекомендована для включения в тренировочный процесс тхэквондистов данной возрастной категории. Ее использование позволит юным спортсменам улучшить скоростные качества и получить существенное преимущество в соревнованиях. Важно отметить, что разработанная методика не только увеличивает атакующий потенциал, но и способствует улучшению общей физической подготовленности юных тхэквондистов, делая их более выносливыми, координационно-подготовленными и технически грамотными.
Список литературы
Поделиться
Миронова Т. А., Петренко О. В., Кадуцкая Л. А., Малахов В. А., Махов И. И., Василенко А. Ю. Методика развития скоростных качеств тхэквондистов среднего школьного возраста // Актуальные исследования. 2024. №25 (207). Ч.II.С. 98-100. URL: https://apni.ru/article/9673-metodika-razvitiya-skorostnyh-kachestv-thekvondi-stov-srednego-shkolnogo-vozrasta