Главная
АИ #12 (15)
Статьи журнала АИ #12 (15)
Менеджмент образовательной организации

Менеджмент образовательной организации

Автор(-ы):

Тихонов Андрей Романович

Самсонов Андрей Николаевич

Болотцова Екатерина Сергеевна

Секция

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

менеджмент
образовательная организация
образовательное учреждение
сфера образования
система управления
образовательный менеджмент

Аннотация статьи

Научная статья посвящена исследованию особенностей функционирования менеджмента в организациях образовательной сферы. Актуальность исследования обусловлена высокою ролью системы образования при социально-экономическом развитии Российской Федерации. В рамках статьи рассмотрены теоретические основы понятия «образовательный менеджмент». Выделены отдельные специфические характеристики менеджмента образовательной организации, которые встречаются только в процессе их работы. Перечислены основные критерии эффективности образовательного менеджмента.

Текст статьи

Важным средством повышения эффективности экономики является человеческий фактор, поэтому управление формированием человеческого капитала стало важным источником прогресса. Ключевой областью подготовки человеческих ресурсов для экономики страны является система образования, функционирующая при помощи образовательных учреждений. Однако, как и любому типу организации, для их управления необходимы профессиональные управленческие кадры и технологии, позволяющие обеспечивать эффективность функционирования.

На данный момент, сфера образования испытывает потребность в формировании высокоэффективной системы управления, состоящей из технологий менеджмента, позволяющих обеспечивать достижения целей. Для экономики Российской Федерации – развитие образовательной системы одна из ключевых стратегических направлений государственной стратегии и программ реализации национальных проектов на федеральном и региональном уровнях. Поэтому, менеджмент образовательных организаций имеет влияние не только на саму эффективность функционирования предприятий данной отрасли, но и на общее социально-экономическое положение государства.

В связи с этим, актуальность исследования на тематику «менеджмент образовательной организации» обусловлена высокой ролью системы образования при социально-экономическом развитии России.

Целью научной статьи выступает исследование особенностей функционирования менеджмента в организациях образовательной сферы.

Основная суть менеджмента – это умение достигать поставленных задач, используя ресурсы и человеческий капитал, формируя их мотивы к трудовой деятельности через управленческие навыки.

На сегодняшний день, определяя термин «менеджмент образовательной организации», можно прийти к двум наиболее частым концепциям [2]:

  • это процесс управления образования, путем разработки и принятия управленческих решений в рамках образовательной системы или образовательного учреждения;
  • это процесс управления деятельности, которая направлена на развитие навыков человеческого капитала через обучение и расширение педагогических функций.

В нашем понимании, менеджмент образовательной организации – это процесс управления организацией образовательной системы, в рамках которого необходимо формирование управленческих решений, направленных на обеспечение основных функций менеджмента (планирование, организация, контроль, мотивация и лидерство).

Образовательный менеджмент обучающейся организации должен обеспечить «обучающий» подход к выработке стратегии компании, «партисипативную» политику управления, информационную открытость, климат, способствующий обучению и т.д. [6].

С первого взгляда, между менеджментом обычных организаций и образовательных учреждений много общего, поскольку и там, и там, наблюдаются такие функции, как планирование, организация, контроль, мотивация и лидерство.

Однако особенности управленческой работы в сфере образования имеют разительные отличия от сферы бизнеса. В качестве основного и принципиального различия можно выделить конечный продукт образовательных организаций, заключающийся в выпуске социализированного и разнопланово развитого индивида, который сможет реализовать свой потенциал и быть конкурентоспособным с другими выпускниками [3].

Также, можно выделить отдельные специфические характеристики менеджмента образовательной организации, которые встречаются только в процессе их работы [1]:

  • спецификация менеджмента органов управления, которая основана на возрастном подходе (менеджмент школьных учреждений, менеджмент учреждений среднего и высшего образований и т.д.);
  • в основе всех методов образовательного менеджмента лежит человеческий фактор;
  • ведущими методами управления образовательных организаций являются социально-психологические методы;
  • принципами образовательного менеджмента выступают наглядность, прочность, гуманизм, сознательность и доступность.

Ключевой же спецификой работы образовательных учреждений выступает сочетание интересов детей и взрослых, а также обеспечении бесперебойного функционирования под воздействием этого фактора. Поэтому при функционировании организаций образовательного процесса в детях развивается самостоятельность, инициативность, самосознание, а также осуществляется поддержание авторитета педагога в глазах родителей и детей [4].

Эффективность функционирования управленческой структуры в образовательной организации состоит из следующих аспектов, как [5]:

  • социальная эффективность, где отражается уровень удовлетворенности населением предоставляемых образовательных услуг;
  • педагогическая эффективность, где отражается степень эффективности самого образования и процесса обучения выпускников;
  • организационная эффективность, где отражается уровень достижения целевых индикаторов, планов, определяется эффективность реализации проектов и программных мероприятий в установленные сроки;
  • экономическая эффективность, где отражается оценка финансово-экономических показателей функционирования образовательной организации, с учетом потраченных на ее процессы ресурсов.

Подводя итоги научного исследования, можно прийти к следующим заключениям:

  • менеджмент образовательной организации – это процесс управления организацией образовательной системы, в рамках которого необходимо формирование управленческих решений, направленных на обеспечение основных функций менеджмента;
  • ключевой спецификой работы образовательных учреждений выступает сочетание интересов детей и взрослых, а также обеспечении бесперебойного функционирования под воздействием этого фактора;
  • эффективность функционирования управленческой структуры в образовательной организации состоит из следующих аспектов, как социальная эффективность, педагогическая эффективность, организационная эффективность и экономическая эффективность.

Список литературы

  1. Базанова П.С. Образовательный менеджмент: от теории к практике // Молодой ученый. 2018. № 21 (207). С. 227-229.
  2. Габышева Н.В. Образовательный менеджмент: понятие и сущность // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2018. №7-1.
  3. Ефимова М.М. Специфика менеджмента в образовании // Вестник науки и образования. 2017. №5 (29).
  4. Искрин Н.С., Чичканова Т.А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. №1 (120).
  5. Панасюк В.П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы // Образование и наука. 2017. №2.
  6. Петряков А.А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований // ЧиО. 2013. №3 (36).

Поделиться

11769

Тихонов А. Р., Самсонов А. Н., Болотцова Е. С. Менеджмент образовательной организации // Актуальные исследования. 2020. №12 (15). С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/970-menedzhment-obrazovatelnoj-organizatsii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Менеджмент и маркетинг»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля