Главная
Конференции
Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций
Особенности профессиональной подготовки специальных психологов

Особенности профессиональной подготовки специальных психологов

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

образование
специальный педагог
задержка в развитии
профессиональная подготовка

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности подготовки специальных психологов. Изучены проблемы подготовки специальных психологов, а также факторы, определяющие эффективность процесса профессионального становления специальных педагогов.

Текст статьи

В современном мире люди все чаще обращаются к помощи психолога, при этом, люди с инвалидностью как никто в ней нуждаются. Психологическую помощь людям с инвалидностью оказывают специальные психологи.

Специальная психология как отрасль науки получила свое развитие благодаря Л. С. Выготскому, который впервые в 1926 году открыл первую лабораторию психологии аномального детства или Экспериментально-дефектологический институт.

«Уникальность проведенных исследований на базе института заключается в том, что результаты клинико-психологических исследований Л. С. Выготского составили основу созданной им теории развития психики. Исходя из теории культурно-исторического развития психики Л. С. Выготский, сформулировал идею общности закономерностей нормального и нарушенного развития, социальной направленности воспитания детей с отклонениями в развитии и многое другое» [1].

Специальная психология направлена на выработку и систематизацию знаний в области изучения психофизиологических особенности детей, с задержкой развития, особенности их воспитания и обучения. При этом, развитие научных познаний в области специальной психологии со временем привело к тому, что предметом специальной психологии стали не только исследования детей с проблемами в развитии, но и взрослые.

Так,Гончарова Е. Л.изучающая вопросы специальной психологии полагает, что «специальная психология изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых – в особых формах психологического сопровождения» [2].

Лубовский В. И. «определил специальную психологию, как самостоятельную отрасль психологической науки, изучающей закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками» [3].

С учетом изложенного специальная психология представляет собой область психологии, изучающей психические особенности детей и взрослых, имеющих недостатки в развитии и нацелена на исправление проблем, препятствующих нормальному функционированию психического здоровья человека.

При этом, изучая предметную область специальной психологии, все же мы сделали выводы о том, что основной целью и задачами специальной психологии является исправление психологических отклонений и оказание помощи детям, имеющим задержку в развитии и оказание содействие взрослым в адаптации к условиям современной жизни.

Учитывая, что в последнее время количество детей с различными отклонениями в психики растет, повышается интерес к развитию знаний в области специальной психологии и все более востребованной становится деятельность специального психолога.

Анализируя проблемы качества оказания психологических услуг в сфере образования и перспективы развития образования в нашей стране, следует уделить особое внимание таким аспектам работы как содержание учебных программ и подпрограмм подготовки специалистов и методическое обеспечение образовательного процесса.

Основными аспектами здесь являются следующие: насколько они соответствуют современным представлениям о развитии личности, а также задачам, решаемым специальным психологом в его работе с трудностями в развитии детей.

Деятельность специального психолога требует глубоких знаний в области психологии, педагогики и специальных коррекционных методик. Соответственно профессиональная подготовка специального психолога требует использования интегрированного подхода в системе его образования.

Е. В. Хлыстова, Л. В. Токарская изучая вопросы подготовки специальных психологов определила, что «специфика профессии предполагает клиническую подготовку, глубокие знания механизмов, закономерностей и вариантов аномального развития. В отличие от специалиста в области коррекционной педагогики, специальный психолог должен обладать информацией, касающейся практически всех вариантов дизонтогенеза, быть широким специалистом в области дефектологии» [4].

В этом случае возникает необходимость в определении компетенций, которыми должны обладать специальный психолог и дефектолог. Это имеет важное значение для профессиональной подготовки специальных психологов.

Для изучения вопросов особенности профессиональной подготовки специальных психологов нам показалось интересным исследование Зволейко Е. В., которая изучала факторы педагогического обеспечения системы профессиональной подготовки бакалавров-специальных психологов.

Зволейко Е. В. построила структурную модель профессиональной подготовки специальных психологов, в которую включила факторы, определяющие эффективность процесса профессионального становления бакалавров.

По мнению автора, в структуре подготовки профессионального специального педагога необходимо изменить целеполагание учащихся. В частности, «изменение целеполагания с позиции «студент пришел учиться» на позицию «студент овладевает целостной профессией». Находясь с самого начала в деятельностной позиции, студенты получают все более развитую практику использования учебной информации в функции средства регуляции собственной предметной и социальной сторон деятельности» [5, с. 1].

Следующим фактором, выделенным Зволейко Е. В. является развитие образовательной системы, ее основных компонентов, в которые автор полагает необходимым включить разнообразную профессиональную образовательную среду. По мнению автора, проходя подготовку по профессии специальный педагог учащийся должен научиться решать сложные задачи. «Одна из них – трансляция учебного материала на основе компетентностного подхода, преодоление однобокой интеллектуализации процесса учения, в противном случае социальные характеристики учебной деятельности как взаимодействия остаются» [5, с. 3].

Еще одним важным фактором в процессе подготовки спинального педагога является система управления качеством подготовки студентов, мониторинг процесса и результата обучения. Автор полагает, «что современный подход в управлении качеством образования ориентирован на создание системы управления, предусматривающей регулирование образовательного процесса на основании его оценки по специально выделенным критериям для всех компонентов процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат. Индикаторами качества являются реально достижимые и нормативно утвержденные на определенный период показатели деятельности вуза, которые должны периодически пересматриваться с учетом достижений науки и конкретного вуза» [5, с. 5].

С учетом изложенного, анализируя теоретическую основу профессиональной подготовки специального психолога можно сделать вывод о том, что подготовка специалистов осуществляется на основе образовательных стандартов в области психологии и педагогики. Данная профессия является сравнительно новой и еще не до конца дифференцированы задачи и содержание деятельности данного специалиста. Поэтому требуется выработка единой методики подготовки специальных психологов.

Список литературы

  1. Сорокин В.М. К вопросу о предметном содержании современной специальной психологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-predmetnom-soderzhanii-sovremennoy-spetsialnoy-psihologii.
  2. Гончарова Е.Л. Специальная психология // Альманах ИКП РАО. 2002. №5. http://almanah.ikprao.ru/5/st01.htm.
  3. Лубовский В.И. Предмет, задачи и методы специальной психологии // Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.
  4. Хлыстова Е.В. Специальная психология: Работа психолога в дошкольной образовательной организации: учеб. пособие / Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 140 с.
  5. Зволейко Е.В. Факторы педагогического обеспечения системы профессиональной подготовки бакалавров-специальных психологов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-pedagogicheskogo-obespecheniya-sistemy-professionalnoy-podgotovki-bakalavrov-spetsialnyh-psihologov.

Поделиться

715

Меджанова Ш. Е. Особенности профессиональной подготовки специальных психологов // Общественно-гуманитарные науки как фактор социальных трансформаций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 июня 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 43-46. URL: https://apni.ru/article/9717-osobennosti-professionalnoj-podgotovki-specialnyh-psihologov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января