Начиная с 2022 г. в Российской Федерации складывается экономическая ситуация, обусловленная геополитическим кризисом, в том числе, нарушением уже сложившихся цепочек поставок импортных товаров, разрушением экономических связей российских компаний с зарубежными компаниями, некоторой изоляцией банковского сектора от международной финансовой системы, необходимостью срочного переформатирования существующих экспортных торговых потоков [25].
Исследование публичных источников позволяет прийти к выводам о том, что поступательное развитие промышленности и энергетики в текущих экономических и геополитических реалиях связана с существованием ряда проблем.
1. Эмбарго Европейского союза и стран G7, установление потолка цен на российские нефтегазовые продукты
Известно, что отрасль добычи и переработки газа является основополагающей для российской экономики в части доходности для бюджета. Суммы нефтегазовых доходов за предшествующие настоящему исследованию периоды составили:
- за 2018 г. – 9 017,8 млрд. руб.;
- за 2019 г. – 7 924,3 млрд. руб.;
- за 2020 г. – 5 235,2 млрд. руб.;
- за 2021 г. – 9 056,5 млрд. руб.;
- за 2022 г. – 11 586,2 млрд. руб.;
- за 2023 г. – 8 822,3 млрд. руб.;
- за 5 месяцев 2024 г. (январь – май) – 4 951 млрд руб. [24].
Объективно, такой высокий уровень доходности для бюджета обуславливает отрасль добычи и переработки нефти и газа как одну из центральных целей санкционного давления. Наиболее существенно влияющей санкцией со стороны «недружественных стран» [23] следует считать эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов, потолок цен на морские поставки нефти и нефтепродуктов [22].
Так, санкции и ограничения в отношении российской нефти в 2022 г. вводились в следующей хронологии:
- 28 февраля 2022 г. Канадой был введен запрет на импорт российской нефти [21];
- 08 марта 2022 г. США и Великобритания запретили импорт российской нефти и ряда российских нефтепродуктов [20];
- 11 марта 2022 г. Австралией введен запрет на импорт российских нефти и нефтепродуктов [19];
- 03 июня 2022 г. введено отложенное эмбарго Европейского союза на морские поставки российской нефти с 05 декабря 2022 г. и нефтепродуктов с 05 февраля 2023 г. [18];
- 17 июня 2022 г. Норвегия присоединилась к эмбарго ЕС [17];
- 29 июня 2022 г. Швейцария присоединилась к эмбарго ЕС [16];
- 02 сентября 2022 г. между странами G7 достигнуто соглашение о введении потолка цен на российские нефть и нефтепродукты, 06 октября 2022 г. об это было официально объявлено [15];
- 03 декабря 2022 г. – введение странами ЕС и G7 потолка цены 60 долларов США за баррель на морские перевозки российской сырой нефти.
2. Неопределенность относительно внешнего и внутреннего спроса на нефтегазовые продукты
Согласно отчету ПАО «Газпром» за 2022 г., экспорт природного газа в дальнее зарубежье сократился на 45,5 % по сравнению с 2021 г. При этом поставки природного газа в Китайскую народную республику выросли в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом [14].
На настоящий момент транспортировка газа осуществляется на территорию Европы через газопроводы, которые расположены на территории Украины и Турции.
Эксперты отмечают, что указанная ситуация – это, фактически, следствие того, что:
- ряд государств не готовы осуществлять расчеты за импорт газа в рублях;
- имеются ограничения по инфраструктуре (у «Северного потока-2» отсутствует сертификация, транзит в Германию через Польшу по газопроводу «Ямал-Европа» заблокирован);
- произошли форс-мажорные обстоятельства (две нитки «Северного потока-1» повреждены, в прокачке газа через Украину имеются перебои) [13].
Вместе с тем, на отраслевой конференции Оксфордского института энергетических исследований было высказано мнение о том, что Россия в будущем сможет вернуть себе место ведущего поставщика природного газа и нефти в Европу [13].
27 декабря 2022 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты», предполагающий запрет на продажи нефти и нефтепродуктов в адрес физических лиц и иностранных компаний в том случае, если в заключенном контракте так или иначе фигурирует предельная цена [12].
Соответственно, в связи с действием санкций ЕС и G7 Российская Федерация, фактически, стоит перед необходимостью поиска новых рынков для продажи нефти, нефтепродуктов в существенном объеме.
Отмечаются следующие результаты переформатирования рынка сбыта:
- в 2023 году экспорт российской нефти и нефтепродуктов в Индию вырос в два раза [11];
- к 2023 году Россия стала главным поставщиком нефти в Китай [10];
- в 2023 г. экспорт российской нефти в Турцию достиг рекордного значения [9].
Эксперты отмечают, что процесс форматирования поставок нефти, в первую очередь, направлен на азиатское направление и ограничивается рядом важных факторов:
- Осложнение логистики проблемами с инфраструктурой – недостаток трубопроводов, нефтеперевалочных мощностей, загруженностей железнодорожных путей на восточном направлении;
- Логистические ограничения, связанные с возможностью фрахтования поставок, обусловленные попаданием морских судов в периметр санкций;
- Емкость целевых рынков, находящаяся под вопросом (с макроэкономической точки зрения – прогнозируемое замедление роста ВВП);
- Особенности продукта – основной сорт российской нефти Urals характеризуется повышенной сернистостью и не подходит для всех видов производства [8].
Вместе с тем, несмотря на указанные трудности развития всей отрасли, необходимо отметить продолжение развития внутренней деятельности, в том числе, по опыту компании ООО «Газпром Перевозки Надым».
Так, в октябре 2022 г. была опубликована информация о том, что ПАО «Газпром» приступает к процессу реализации проекта строительства железнодорожного участка «Надым – Пангоды» - предполагаемой части создаваемого Северного широтного хода [7].
В декабре 2019 года между «Газпромом» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) подписано соглашение о взаимодействии по проекту создания железнодорожного Северного широтного хода [6].
Северный широтный ход – это строящаяся железная дорога в Ямало-ненецком автономном округе, на территории, в пределах которой ООО «Газпром Перевозки Надым» осуществляет свою деятельность.
Железная дорога будет составлять 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, цель ее построения – связь между западной и восточной частями Ямало-Ненецкого автономного округа, а также со Свердловской железной дорогой. По условиям заключенного контракта, цель мероприятий – реконструкция, изменение параметров действующей железнодорожной инфраструктуры, в том числе, мостовых переходов, земляного полотна, связи, объектов энергетического и транспортного хозяйства [5].
ПАО «Газпром» планирует использовать рассматриваемый транспортный маршрут в Ямало-ненецком автономном округе с целью осуществления вывоза углеводородной продукции, которая производится в регионе; для доставки грузов в ЯНАО; для доставки персонала в ЯНАО.
C 01 марта 2023 г. прекращено железнодорожное сообщение в целях движениях пассажирских поездов на реформируемом участке [4].
В целях строительно-монтажных работ непосредственно на участке «Надым – Пагонды» протяженностью 109 км, находящимся под ответственностью «Газпрома», был заключен договор генерального подряда сроком до 2027 г., стоимостью порядка 43,166 млрд руб. [3].
Распоряжением Федерального агентства Российской Федерации (Росжелдора) от 27 июня 2022 г. № ВЛ-334-р установлен публичный сервитут в интересах общества с ограниченной ответственностью «Газпром Перевозки Надым» площадью 5 264 кв.м. на срок 25 месяцев в отношении земельного участка с кадастровым номером 84:04:011201:625 с адресным ориентиром: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, поселок Правохеттинский [2].
Кроме того, имеется и иная информация о внутренней деятельности, осуществляемой ООО «Газпром Перевозки Надым». Так, в январе 2023 г. опубликовано сообщение об обновлении компанией собственного автопарка автобусами большого класса от отечественных производителей, новой специальной техникой (дорожно-строительная техника, краны, трубоукладчики, снегоболотная техника). Согласно опубликованным данным, в 2023 г. планировалось приобрести 124 единицы транспорта, часть из которых будет обеспечивать проведение работ на Харасавэйском месторождении [1].
Таким образом, проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих экономических и геополитических реалиях связана, в первую очередь, с международными санкциями в виде эмбарго и введения потолка цен странами Евросоюза и G7, необходимостью переформатирования рынка сбыта нефти и нефтепродуктов. Исследования опыта ООО «Газпром Перевозки Надым» на основании общедоступных источников позволяет сделать вывод о том, что несмотря на указанные трудности, в настоящий момент компанией осуществляется строительство части железной дороги Северного широтного хода. Северный широтный ход – это строящаяся железная дорога в Ямало-ненецком автономном округе, на территории, в пределах которой ООО «Газпром Перевозки Надым» осуществляет свою деятельность.
Железная дорога будет составлять 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, цель ее построения – связь между западной и восточной частями Ямало-Ненецкого автономного округа, а также со Свердловской железной дорогой. По условиям заключенного контракта, цель мероприятий – реконструкция, изменение параметров действующей железнодорожной инфраструктуры, в том числе, мостовых переходов, земляного полотна, связи, объектов энергетического и транспортного хозяйства. ПАО «Газпром» планирует использовать рассматриваемый транспортный маршрут в Ямало-ненецком автономном округе с целью осуществления вывоза углеводородной продукции, которая производится в регионе; для доставки грузов в ЯНАО; для доставки персонала в ЯНАО. С 01 марта 2023 г. прекращено железнодорожное сообщение в целях движениях пассажирских поездов на реформируемом участке.