Автор(-ы):
Захарченко Юрий Владимирович
30 июня 2024
Секция
Юриспруденция
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрена проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих экономических и геополитических реалиях на примере ООО «ГАЗПРОМ ПЕРЕВОЗКИ НАДЫМ». В исследовании описаны проблемы и геополитические реалии.
Текст статьи
Начиная с 2022 г. в Российской Федерации складывается экономическая ситуация, обусловленная геополитическим кризисом, в том числе, нарушением уже сложившихся цепочек поставок импортных товаров, разрушением экономических связей российских компаний с зарубежными компаниями, некоторой изоляцией банковского сектора от международной финансовой системы, необходимостью срочного переформатирования существующих экспортных торговых потоков [25].
Исследование публичных источников позволяет прийти к выводам о том, что поступательное развитие промышленности и энергетики в текущих экономических и геополитических реалиях связана с существованием ряда проблем.
1. Эмбарго Европейского союза и стран G7, установление потолка цен на российские нефтегазовые продукты
Известно, что отрасль добычи и переработки газа является основополагающей для российской экономики в части доходности для бюджета. Суммы нефтегазовых доходов за предшествующие настоящему исследованию периоды составили:
Объективно, такой высокий уровень доходности для бюджета обуславливает отрасль добычи и переработки нефти и газа как одну из центральных целей санкционного давления. Наиболее существенно влияющей санкцией со стороны «недружественных стран» [23] следует считать эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов, потолок цен на морские поставки нефти и нефтепродуктов [22].
Так, санкции и ограничения в отношении российской нефти в 2022 г. вводились в следующей хронологии:
2. Неопределенность относительно внешнего и внутреннего спроса на нефтегазовые продукты
Согласно отчету ПАО «Газпром» за 2022 г., экспорт природного газа в дальнее зарубежье сократился на 45,5 % по сравнению с 2021 г. При этом поставки природного газа в Китайскую народную республику выросли в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом [14].
На настоящий момент транспортировка газа осуществляется на территорию Европы через газопроводы, которые расположены на территории Украины и Турции.
Эксперты отмечают, что указанная ситуация – это, фактически, следствие того, что:
Вместе с тем, на отраслевой конференции Оксфордского института энергетических исследований было высказано мнение о том, что Россия в будущем сможет вернуть себе место ведущего поставщика природного газа и нефти в Европу [13].
27 декабря 2022 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты», предполагающий запрет на продажи нефти и нефтепродуктов в адрес физических лиц и иностранных компаний в том случае, если в заключенном контракте так или иначе фигурирует предельная цена [12].
Соответственно, в связи с действием санкций ЕС и G7 Российская Федерация, фактически, стоит перед необходимостью поиска новых рынков для продажи нефти, нефтепродуктов в существенном объеме.
Отмечаются следующие результаты переформатирования рынка сбыта:
Эксперты отмечают, что процесс форматирования поставок нефти, в первую очередь, направлен на азиатское направление и ограничивается рядом важных факторов:
Вместе с тем, несмотря на указанные трудности развития всей отрасли, необходимо отметить продолжение развития внутренней деятельности, в том числе, по опыту компании ООО «ГАЗПРОМ ПЕРЕВОЗКИ НАДЫМ».
Так, в октябре 2022 г. была опубликована информация о том, что ПАО «ГАЗПРОМ» приступает к процессу реализации проекта строительства железнодорожного участка «Надым – Пангоды» - предполагаемой части создаваемого Северного широтного хода [7].
В декабре 2019 года между «Газпромом» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) подписано соглашение о взаимодействии по проекту создания железнодорожного Северного широтного хода [6].
Северный широтный ход – это строящаяся железная дорога в Ямало-ненецком автономном округе, на территории, в пределах которой ООО «ГАЗПРОМ ПЕРЕВОЗКИ НАДЫМ» осуществляет свою деятельность.
Железная дорога будет составлять 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, цель ее построения – связь между западной и восточной частями Ямало-Ненецкого автономного округа, а также со Свердловской железной дорогой. По условиям заключенного контракта, цель мероприятий – реконструкция, изменение параметров действующей железнодорожной инфраструктуры, в том числе, мостовых переходов, земляного полотна, связи, объектов энергетического и транспортного хозяйства [5].
ПАО «ГАЗПРОМ» планирует использовать рассматриваемый транспортный маршрут в Ямало-ненецком автономном округе с целью осуществления вывоза углеводородной продукции, которая производится в регионе; для доставки грузов в ЯНАО; для доставки персонала в ЯНАО.
C 01 марта 2023 г. прекращено железнодорожное сообщение в целях движениях пассажирских поездов на реформируемом участке [4].
В целях строительно-монтажных работ непосредственно на участке «Надым – Пагонды» протяженностью 109 км, находящимся под ответственностью «Газпрома», был заключен договор генерального подряда сроком до 2027 г., стоимостью порядка 43,166 млрд руб. [3].
Распоряжением Федерального агентства Российской Федерации (Росжелдора) от 27 июня 2022 г. № ВЛ-334-р установлен публичный сервитут в интересах общества с ограниченной ответственностью «ГАЗПРОМ ПЕРЕВОЗКИ НАДЫМ» площадью 5 264 кв.м. на срок 25 месяцев в отношении земельного участка с кадастровым номером 84:04:011201:625 с адресным ориентиром: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, поселок Правохеттинский [2].
Кроме того, имеется и иная информация о внутренней деятельности, осуществляемой ООО «ГАЗПРОМ ПЕРЕВОЗКИ НАДЫМ». Так, в январе 2023 г. опубликовано сообщение об обновлении компанией собственного автопарка автобусами большого класса от отечественных производителей, новой специальной техникой (дорожно-строительная техника, краны, трубоукладчики, снегоболотная техника). Согласно опубликованным данным, в 2023 г. планировалось приобрести 124 единицы транспорта, часть из которых будет обеспечивать проведение работ на Харасавэйском месторождении [1].
Таким образом, проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих экономических и геополитических реалиях связана, в первую очередь, с международными санкциями в виде эмбарго и введения потолка цен странами Евросоюза и G7, необходимостью переформатирования рынка сбыта нефти и нефтепродуктов. Исследования опыта ООО «ГАЗПРОМ ПЕРЕВОЗКИ НАДЫМ» на основании общедоступных источников позволяет сделать вывод о том, что несмотря на указанные трудности, в настоящий момент компанией осуществляется строительство части железной дороги Северного широтного хода. Северный широтный ход – это строящаяся железная дорога в Ямало-ненецком автономном округе, на территории, в пределах которой ООО «ГАЗПРОМ ПЕРЕВОЗКИ НАДЫМ» осуществляет свою деятельность.
Железная дорога будет составлять 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, цель ее построения – связь между западной и восточной частями Ямало-Ненецкого автономного округа, а также со Свердловской железной дорогой. По условиям заключенного контракта, цель мероприятий – реконструкция, изменение параметров действующей железнодорожной инфраструктуры, в том числе, мостовых переходов, земляного полотна, связи, объектов энергетического и транспортного хозяйства. ПАО «ГАЗПРОМ» планирует использовать рассматриваемый транспортный маршрут в Ямало-ненецком автономном округе с целью осуществления вывоза углеводородной продукции, которая производится в регионе; для доставки грузов в ЯНАО; для доставки персонала в ЯНАО. С 01 марта 2023 г. прекращено железнодорожное сообщение в целях движениях пассажирских поездов на реформируемом участке.
Список литературы
Поделиться
Захарченко Ю. В. Проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих экономических и геополитических реалиях (опыт ООО «ГАЗПРОМ ПЕРЕВОЗКИ НАДЫМ») // Актуальные исследования. 2024. №27 (209). URL: https://apni.ru/article/9736-problematika-postupatelnogo-razvitiya-promyshlennosti-i-energetiki-rf-v-tekushih-ekonomicheskih-i-geopoliticheskih-realiyah-opyt-ooo-gazprom-perevozki-nadym