Главная
АИ #27 (209)
Статьи журнала АИ #27 (209)
Проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих э...

Проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих экономических и геополитических реалиях (опыт ООО «Газпром Перевозки Надым»)

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

промышленность
энергетика
«Газпром»
юриспруденция

Аннотация статьи

В статье рассмотрена проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих экономических и геополитических реалиях на примере ООО «Газпром Перевозки Надым». В исследовании описаны проблемы и геополитические реалии.

Текст статьи

Начиная с 2022 г. в Российской Федерации складывается экономическая ситуация, обусловленная геополитическим кризисом, в том числе, нарушением уже сложившихся цепочек поставок импортных товаров, разрушением экономических связей российских компаний с зарубежными компаниями, некоторой изоляцией банковского сектора от международной финансовой системы, необходимостью срочного переформатирования существующих экспортных торговых потоков [25].

Исследование публичных источников позволяет прийти к выводам о том, что поступательное развитие промышленности и энергетики в текущих экономических и геополитических реалиях связана с существованием ряда проблем.

1. Эмбарго Европейского союза и стран G7, установление потолка цен на российские нефтегазовые продукты

Известно, что отрасль добычи и переработки газа является основополагающей для российской экономики в части доходности для бюджета. Суммы нефтегазовых доходов за предшествующие настоящему исследованию периоды составили:

  • за 2018 г. – 9 017,8 млрд. руб.;
  • за 2019 г. – 7 924,3 млрд. руб.;
  • за 2020 г. – 5 235,2 млрд. руб.;
  • за 2021 г. – 9 056,5 млрд. руб.;
  • за 2022 г. – 11 586,2 млрд. руб.;
  • за 2023 г. – 8 822,3 млрд. руб.;
  • за 5 месяцев 2024 г. (январь – май) – 4 951 млрд руб. [24]. 

Объективно, такой высокий уровень доходности для бюджета обуславливает отрасль добычи и переработки нефти и газа как одну из центральных целей санкционного давления. Наиболее существенно влияющей санкцией со стороны «недружественных стран» [23] следует считать эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов, потолок цен на морские поставки нефти и нефтепродуктов [22].

Так, санкции и ограничения в отношении российской нефти в 2022 г. вводились в следующей хронологии:

  • 28 февраля 2022 г. Канадой был введен запрет на импорт российской нефти [21];
  • 08 марта 2022 г. США и Великобритания запретили импорт российской нефти и ряда российских нефтепродуктов [20];
  • 11 марта 2022 г. Австралией введен запрет на импорт российских нефти и нефтепродуктов [19];
  • 03 июня 2022 г. введено отложенное эмбарго Европейского союза на морские поставки российской нефти с 05 декабря 2022 г. и нефтепродуктов с 05 февраля 2023 г. [18];
  • 17 июня 2022 г. Норвегия присоединилась к эмбарго ЕС [17];
  • 29 июня 2022 г. Швейцария присоединилась к эмбарго ЕС [16];
  • 02 сентября 2022 г. между странами G7 достигнуто соглашение о введении потолка цен на российские нефть и нефтепродукты, 06 октября 2022 г. об это было официально объявлено [15];
  • 03 декабря 2022 г. – введение странами ЕС и G7 потолка цены 60 долларов США за баррель на морские перевозки российской сырой нефти.

2. Неопределенность относительно внешнего и внутреннего спроса на нефтегазовые продукты

Согласно отчету ПАО «Газпром» за 2022 г., экспорт природного газа в дальнее зарубежье сократился на 45,5 % по сравнению с 2021 г. При этом поставки природного газа в Китайскую народную республику выросли в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом [14].

На настоящий момент транспортировка газа осуществляется на территорию Европы через газопроводы, которые расположены на территории Украины и Турции.

Эксперты отмечают, что указанная ситуация – это, фактически, следствие того, что:

  • ряд государств не готовы осуществлять расчеты за импорт газа в рублях;
  • имеются ограничения по инфраструктуре (у «Северного потока-2» отсутствует сертификация, транзит в Германию через Польшу по газопроводу «Ямал-Европа» заблокирован);
  • произошли форс-мажорные обстоятельства (две нитки «Северного потока-1» повреждены, в прокачке газа через Украину имеются перебои) [13].

Вместе с тем, на отраслевой конференции Оксфордского института энергетических исследований было высказано мнение о том, что Россия в будущем сможет вернуть себе место ведущего поставщика природного газа и нефти в Европу [13].

27 декабря 2022 г. Президент Российской Федерации подписал Указ «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты», предполагающий запрет на продажи нефти и нефтепродуктов в адрес физических лиц и иностранных компаний в том случае, если в заключенном контракте так или иначе фигурирует предельная цена [12].

Соответственно, в связи с действием санкций ЕС и G7 Российская Федерация, фактически, стоит перед необходимостью поиска новых рынков для продажи нефти, нефтепродуктов в существенном объеме.

Отмечаются следующие результаты переформатирования рынка сбыта:

  • в 2023 году экспорт российской нефти и нефтепродуктов в Индию вырос в два раза [11];
  • к 2023 году Россия стала главным поставщиком нефти в Китай [10];
  • в 2023 г. экспорт российской нефти в Турцию достиг рекордного значения [9].

Эксперты отмечают, что процесс форматирования поставок нефти, в первую очередь, направлен на азиатское направление и ограничивается рядом важных факторов:

  1. Осложнение логистики проблемами с инфраструктурой – недостаток трубопроводов, нефтеперевалочных мощностей, загруженностей железнодорожных путей на восточном направлении;
  2. Логистические ограничения, связанные с возможностью фрахтования поставок, обусловленные попаданием морских судов в периметр санкций;
  3. Емкость целевых рынков, находящаяся под вопросом (с макроэкономической точки зрения – прогнозируемое замедление роста ВВП);
  4. Особенности продукта – основной сорт российской нефти Urals характеризуется повышенной сернистостью и не подходит для всех видов производства [8].

Вместе с тем, несмотря на указанные трудности развития всей отрасли, необходимо отметить продолжение развития внутренней деятельности, в том числе, по опыту компании ООО «Газпром Перевозки Надым».

Так, в октябре 2022 г. была опубликована информация о том, что ПАО «Газпром» приступает к процессу реализации проекта строительства железнодорожного участка «Надым – Пангоды» - предполагаемой части создаваемого Северного широтного хода [7].

В декабре 2019 года между «Газпромом» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) подписано соглашение о взаимодействии по проекту создания железнодорожного Северного широтного хода [6].

Северный широтный ход – это строящаяся железная дорога в Ямало-ненецком автономном округе, на территории, в пределах которой ООО «Газпром Перевозки Надым» осуществляет свою деятельность.

Железная дорога будет составлять 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, цель ее построения – связь между западной и восточной частями Ямало-Ненецкого автономного округа, а также со Свердловской железной дорогой. По условиям заключенного контракта, цель мероприятий – реконструкция, изменение параметров действующей железнодорожной инфраструктуры, в том числе, мостовых переходов, земляного полотна, связи, объектов энергетического и транспортного хозяйства [5].

ПАО «Газпром» планирует использовать рассматриваемый транспортный маршрут в Ямало-ненецком автономном округе с целью осуществления вывоза углеводородной продукции, которая производится в регионе; для доставки грузов в ЯНАО; для доставки персонала в ЯНАО.

C 01 марта 2023 г. прекращено железнодорожное сообщение в целях движениях пассажирских поездов на реформируемом участке [4].

В целях строительно-монтажных работ непосредственно на участке «Надым – Пагонды» протяженностью 109 км, находящимся под ответственностью «Газпрома», был заключен договор генерального подряда сроком до 2027 г., стоимостью порядка 43,166 млрд руб. [3].

Распоряжением Федерального агентства Российской Федерации (Росжелдора) от 27 июня 2022 г. № ВЛ-334-р установлен публичный сервитут в интересах общества с ограниченной ответственностью «Газпром Перевозки Надым» площадью 5 264 кв.м. на срок 25 месяцев в отношении земельного участка с кадастровым номером 84:04:011201:625 с адресным ориентиром: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, поселок Правохеттинский [2].

Кроме того, имеется и иная информация о внутренней деятельности, осуществляемой ООО «Газпром Перевозки Надым». Так, в январе 2023 г. опубликовано сообщение об обновлении компанией собственного автопарка автобусами большого класса от отечественных производителей, новой специальной техникой (дорожно-строительная техника, краны, трубоукладчики, снегоболотная техника). Согласно опубликованным данным, в 2023 г. планировалось приобрести 124 единицы транспорта, часть из которых будет обеспечивать проведение работ на Харасавэйском месторождении [1].

Таким образом, проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих экономических и геополитических реалиях связана, в первую очередь, с международными санкциями в виде эмбарго и введения потолка цен странами Евросоюза и G7, необходимостью переформатирования рынка сбыта нефти и нефтепродуктов. Исследования опыта ООО «Газпром Перевозки Надым» на основании общедоступных источников позволяет сделать вывод о том, что несмотря на указанные трудности, в настоящий момент компанией осуществляется строительство части железной дороги Северного широтного хода. Северный широтный ход – это строящаяся железная дорога в Ямало-ненецком автономном округе, на территории, в пределах которой ООО «Газпром Перевозки Надым» осуществляет свою деятельность.

Железная дорога будет составлять 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, цель ее построения – связь между западной и восточной частями Ямало-Ненецкого автономного округа, а также со Свердловской железной дорогой. По условиям заключенного контракта, цель мероприятий – реконструкция, изменение параметров действующей железнодорожной инфраструктуры, в том числе, мостовых переходов, земляного полотна, связи, объектов энергетического и транспортного хозяйства. ПАО «Газпром» планирует использовать рассматриваемый транспортный маршрут в Ямало-ненецком автономном округе с целью осуществления вывоза углеводородной продукции, которая производится в регионе; для доставки грузов в ЯНАО; для доставки персонала в ЯНАО. С 01 марта 2023 г. прекращено железнодорожное сообщение в целях движениях пассажирских поездов на реформируемом участке.

Список литературы

  1. «Газпром добыча Надым» обновляет свой автопарк [Электронный ресурс] // Газпром добыча Надым. 2023. – URL: https://nadymdobycha.gazprom.ru/press/news/2023/01/144201/ (дата обращения: 13.06.2024).
  2. Об установлении публичного сервитута в интересах с ограниченной ответственностью «Газпром перевозки Надым» [Электронный ресурс] // Администрация Надымского района. 2022. – URL: https://nadym.yanao.ru/documents/active/195848/ (дата обращения: 13.06.2024).
  3. «Газпром» начал строить железнодорожный участок Северного широтного хода [Электронный ресурс] // Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. 2022. – URL: https://rlw.gov.ru/smi/document/13541 (дата обращения: 13.06.2024).
  4. «Газпром» закрыл доступ населению ЯНАО к железной дороге ради проекта СШХ [Электронный ресурс] // Правда УрФО. 2023. – URL: https://pravdaurfo.ru/polnotekst/422509-gazprom-zakryl-dostup-naseleniyu-yanao-k-zheleznoj-doroge-radi-proekta-sshh/ (дата обращения: 13.06.2024).
  5. Северный широтный ход [Электронный ресурс] // Википедия. 2024. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D0%BE%D0%B4 (дата обращения: 13.06.2024).
  6. Северный широтный ход: работы по строительству начались [Электронный ресурс] // Официальный сайт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. 2022. – URL: http://uralfo.gov.ru/press/events/4993/ (дата обращения: 13.06.2024).
  7. «Газпром» начал строить железнодорожный участок Северного широтного хода [Электронный ресурс] // Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. 2022. – URL: https://rlw.gov.ru/smi/document/13541 (дата обращения: 13.06.2024).
  8. Анализ ключевых трендов и перспектив развития отраслей российской промышленности в условиях геополитической турбулентности [Электронный ресурс] // Kept. 2024. URL: https://assets.kept.ru/upload/pdf/2023/01/ru-trendi-perspektivi-razvitiya-otraslej-promyshlennosti-rossii-analiz-kept.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
  9. Экспорт российской нефти в Турцию достиг рекордного уровня [Электронный ресурс] // БКС Экспресс. 2023. – URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/eksport-rossiiskoi-nefti-v-turtsiiu-dostig-rekordnogo-urovnia.
  10. Россия стала главным поставщиком нефти в Китай [Электронный ресурс] // РБК. 2023. – URL: https://www.rbc.ru/economics/20/07/2023/64b911639a7947db912d9108 (дата обращения: 13.06.2024).
  11. Посол РФ: в 2023 году экспорт нефти и нефтепродуктов из России в Индию вырос вдвое [Электронный ресурс] // ТАСС. 2023. – URL: https://tass.ru/ekonomika/20227525 (дата обращения: 13.06.2024).
  12. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» (ред. от 18.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2023. № 1 (Часть I). – Ст. 194.
  13. Анализ ключевых трендов и перспектив развития отраслей российской промышленности в условиях геополитической турбулентности [Электронный ресурс] // Kept. 2024. URL: https://assets.kept.ru/upload/pdf/2023/01/ru-trendi-perspektivi-razvitiya-otraslej-promyshlennosti-rossii-analiz-kept.pdf (дата обращения: 13.06.2024).
  14. Отчетность за 2022 г. [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». 2022. URL: https://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2022/ (дата обращения: 13.06.2024).
  15. G7 согласовала введение потолка цен на нефть из России: что будет дальше [Электронный ресурс] // Forbes.ru. 2022. URL: https://www.forbes.ru/biznes/476241-g7-soglasovala-vvedenie-potolka-cen-na-neft-iz-rossii-cto-budet-dal-se (дата обращения: 13.06.2024).
  16. Швейцария одобрила шестой пакет санкций с эмбарго на российскую нефть [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2022. – URL: https://www.interfax.ru/world/845763 (дата обращения: 13.06.2024).
  17. Норвегия присоединилась к новым санкциям ЕС против России [Электронный ресурс] // Forbes.ru. 2023. – URL: https://www.forbes.ru/society/497675-norvegia-prisoedinilas-k-novym-sankciam-es-protiv-rossii (дата обращения: 13.06.2024).
  18. Европа ввела эмбарго на российские нефтепродукты. Что это значит [Электронный ресурс] // РБК. 2023. – URL: https://www.rbc.ru/business/04/02/2023/63dbe6d69a79477ac5a41d99 (дата обращения: 13.06.2024).
  19. В МИД Австралии анонсировали скорый запрет импорта нефти и газа из РФ [Электронный ресурс] // Интерфакс. 2022. – URL: https://www.interfax.ru/world/827557 (дата обращения: 13.06.2024).
  20. США и Великобритания объявили о запрете импорта российских нефти и газа [Электронный ресурс] // Forbes.ru. 2022. – URL: https://www.forbes.ru/biznes/458305-ssa-i-velikobritania-ob-avili-o-zaprete-importa-rossijskih-nefti-i-gaza (дата обращения: 13.06.2024).
  21. Канада запретила импорт нефтепродуктов из России [Электронный ресурс] // РБК. 2022. – URL: https://www.rbc.ru/politics/11/03/2022/622b66259a7947f8826f10bd/ (дата обращения: 13.06.2024).
  22. Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» (ред. от 18.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2023. № 1 (Часть I). – Ст. 194.
  23. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05 марта 2022 г. № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» (ред. от 29.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2022. № 11. – Ст. 1748.
  24. Сведения о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018–2024 годах [Электронный ресурс] // Минфин России. 2024. URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/oil?id_57=122094-svedeniya_o_formirovanii_i_ispolzovanii_dopolnitelnykh_neftegazovykh_dokhodov_federalnogo_byudzheta_v_2018-2024_godakh (дата обращения: 13.06.2024).
  25. Анализ ключевых трендов и перспектив развития отраслей российской промышленности в условиях геополитической турбулентности [Электронный ресурс] // Kept. 2024. URL: https://assets.kept.ru/upload/pdf/2023/01/ru-trendi-perspektivi-razvitiya-otraslej-promyshlennosti-rossii-analiz-kept.pdf (дата обращения: 13.06.2024).

Поделиться

631

Захарченко Ю. В. Проблематика поступательного развития промышленности и энергетики РФ в текущих экономических и геополитических реалиях (опыт ООО «Газпром Перевозки Надым») // Актуальные исследования. 2024. №27 (209). Ч.II.С. 40-44. URL: https://apni.ru/article/9736-problematika-postupatelnogo-razvitiya-promyshlennosti-i-energetiki-rf-v-tekushih-ekonomicheskih-i-geopoliticheskih-realiyah-opyt-ooo-gazprom-perevozki-nadym

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря