Главная
АИ #27 (209)
Статьи журнала АИ #27 (209)
Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
ФГОС
формы
методы
сотрудничество
семья

Аннотация статьи

В статье современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития дошкольного образования.

Текст статьи

Здоровая семья – здоровая нация… Казалось бы, как отдельно взятая семья может повлиять на всю нацию? Известно, что только здоровый ребенок дошкольник может усвоить объем знаний и умений, необходимый для обучения в школе. Отучившись в школе и институте, только здоровый человек может стать крепким, надежным будущим для своей страны.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.

Введение в действие нового Закона «Об образовании» и Федеральных государственных образовательных стандартов создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условия реализации государственного социального заказа. Социальное партнерство детского сада и семьи может обеспечить эффективное формирование основ физической культуры и здоровья детей – будущего нашей страны – при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство.

Сотрудничество семьи и детского сада направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка, развития культуры здорового образа жизни.

Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Сотрудничество нашего детского сада и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора физического развития ребенка.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • обеспечение физического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье;
  • формирование у детей стремления к сохранению своего здоровья через наличие устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

Мы придерживаемся ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы:

  • единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • систематичность и последовательность работы в течение всего периода;
  • пребывания ребенка в детском саду, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду;
  • формирование отношения к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе.

Соблюдение данных принципов позволило нам приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогло в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей.

Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: информационно-аналитические, познавательные, наглядно-информационные, досуговые (совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах и т. д.).

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

С этой целью в ДОУ используются активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • занятия с участием родителей;
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • утренняя гимнастика;
  • работа с родительским комитетом группы;
  • беседы с детьми и родителями;
  • семинар-практикум;
  • Дни здоровья.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки;
  • папки-передвижки «Азбука здоровья», «По Совету всему свету»;
  • фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дети – здоровое поколение»;
  • сайт детского сада.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, активизировала родителей, эффективно использовать рубрики: «Игры для физического развития ребенка дошкольного возраста», «Вырастай-ка», «Это интересно», «Оборудование своими руками», «Обратите внимание». В них помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Планируя работу по данному направлению в этом учебном году, была сделана попытка разнообразить досуговые мероприятия.

Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.

В ходе этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия, на наш взгляд, сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Совместную деятельность детей и взрослых можно организовать и через организацию разнообразных выставок творческих работ. Самой популярной и любимой формой работы родителей в нашем саду стало изготовление стенгазет, фотоколлажей, совместных рисунков детей и взрослых на темы «Мы любим спорт», «Популярные виды спорта», «Режим дня», «Выходной день моей семьи».

Творческие задания раскрывают потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучшую стенгазету, лучший рисунок, не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Через эти нетрадиционные виды деятельности, взаимодействуя с семьями воспитанников, мы приобщаем их к здоровому образу жизни, осознанному пониманию важности занятий физической культурой для укрепления и сохранения здоровья.

Одним из важных компонентов в системе работы с родителями является благодарность и похвала. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – отмечал знаменитый французский писатель Франсуа Ларошфуко. Необходимо помнить об этом, и мы всегда благодарим родителей за их работу (помещаем слова благодарности в групповых уголках, размещаем фотографии мероприятий на сайте ДОУ, вручаем поздравительные грамоты за участие в том или ином мероприятии).

Основная задача всей проводимой работы – пробудить у родителей интерес к деятельности ДОУ, убедить их в необходимости найти возможность для занятий физической культурой с ребенком и создать все необходимые условия для того, чтобы он рос физически здоровым, крепким. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастет здоровый, любящий физкультуру и спорт человек.

На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и ДОУ. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие мероприятия с родителями, чтобы они были ещё более интересны и увлекательны.

Перед детским садом стоит задача использовать новые формы работы.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Список литературы

  1. Давыдова О., Майер А. Детский сад – семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 5. – С. 52-55.
  2. Детский сад и семья /под ред. Т.М. Марковой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 2010. – 207 с.
  3. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

Поделиться

808

Тихонова О. И. Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи // Актуальные исследования. 2024. №27 (209). Ч.II.С. 83-86. URL: https://apni.ru/article/9746-sovremennye-podhody-k-razvitiyu-vzaimodejstviya-detskogo-sada-i-semi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря