Главная
АИ #27 (209)
Статьи журнала АИ #27 (209)
Социологический подход к изучению вероучения и социальной организации в новых ре...

Социологический подход к изучению вероучения и социальной организации в новых религиозных движениях

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

НРД
новые религиозные движения
нетрадиционная религиозность
деструктивные культы
духовная жизнь

Аннотация статьи

В статье дается описание и анализ вероучений и социальной организации новых религиозных движений (НРД). НРД рассматриваются по следующим критериям: взаимодействие с обществом и традиционными религиями; география возникновения и распространения НРД; догматика и вероучение НРД; юридически-правовой статус НРД.

Текст статьи

С начала 80-х годов XX века в России произошли значительные изменения в духовной сфере, что привело к возникновению новых религиозных движений. Эти организации, не связанные с традиционными верованиями, быстро заполнили пустоту идеологического пространства. Их появление привнесло новые духовные практики на территорию России, не связанные с историей ее этносов. Новые религии легко ассимилировались в различных этнических средах: православную в Западной и Центральной части страны, мусульманскую на Кавказе и Приволжье, буддийскую на Востоке. Именно эти организации стали соперничать с традиционными верованиями в различных регионах России.

В научной среде возникла необходимость классификации, выявления характеристик и описания особенностей НРД. Первые классификации и описания разрабатывались западными исследователями (Б. Джонсон, Р. Уиллис). Отечественные ученые в целом перенимают методологию (А. Л. Дворкин, Е. Э. Эгильский, В. А. Мартинович).

На основании этих исследований мы будем использовать следующие критерии, при выявлении, описании и анализе новых религиозных движений.

По религиозно-философскому основанию НРД:

  • неохристианские – западного происхождения, отличны от христианской традиции, используют атрибутику, символику, образы, вероучительную литературу (Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны));
  • неоориенталистские – восточного происхождения, выходящие из буддизма или индуизма (Сока Гаккай, Аум Синрикё, Общество сознания Кришны);
  • синкретические или эклектические – не используют ни христианскую (западную) символику и догматику, ни восточную. Их можно назвать «чистыми» НРД (Церковь Саентологии, Церковь последнего завета);
  • оккультно-мистические – основаны на эзотерике и гностицизме (Международная школа золотого розенкрейца);
  • неоязыческие – реконструируют дохристианские верования и ритуалы (Союз славянских общин славянской родной веры, Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов (Инглиизм));
  • сатанинские – контррелигиозные и контрхристианские движения, оппозиционны морально-правовым общественным установкам (Церковь Сатаны А. Лавея).

По географии возникновения НРД:

  • зарубежные (инкорпорированные), возникшие заграницей, позже распространившиеся в России (Церковь Саентологии, Свидетели Иеговы, Церковь Объединения (муниты));
  • отечественные – возникшие и получившие распространение на постсоветском пространстве (Радастея, Звенящие кедры России (анаста-сийцы), ЦПЗ (Виссарионовцы), Свидетели бога Кузи).

По времени возникновения:

  • НРД первой волны - возникшие во второй половине XIX – начале XX в. (Свидетели Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)). В отечественных реалиях возникшие в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в (Народная партия «Единение», Академия развития Светланы Пеуновой);
  • НРД второй волны - возникшие после Второй мировой войны, в 50-60-е гг. (Дети Бога, Ананда Марга, Церковь саентологии).

По отношению с обществом, традиционными религиями, государством НРД:

  • приспособившиеся к существующему социальному порядку;
  • стремящиеся изменить социум;
  • отвергающие социальный порядок.

Исходя из предложенной классификации, опишем особенности трех НРД, чья деятельность запрещена или ограничена на территории России, но которые, тем не менее, активно функционируют в общественном пространстве, – Свидетелей Иеговы, Церкви Саентологии.

Свидетели Иеговы действуют в 240 странах. Активное число членов - порядка 8,7 млн чел., крестившихся только в 2020 г. 241 994 тыс. По данным на 2016 г., в России было 2547 собраний (общин), которые имели как статус официально зарегистрированных религиозных организаций, так и статус незарегистрированных религиозных групп. В 2017 г. Верховный Суд России принял иск Министерства юстиции о признании организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» экстремистской, а также запретил деятельность и ликвидировал 395 ее местных отделений.

После запрета движение перестало быть открытым к обществу, в нем растут конспирологические настроения, увеличивается социальная отчужденность. Земную часть организации возглавляет Руководящий совет, состоящий из 15 человек («малое стадо»), который считается «видимым посредником Господа на Земле». Ему подчиняется комитет старейшин филиала, границы филиала примерно совпадают с границами государств. Филиал разделен на теократические районы, во главе которых стоят районные надзиратели. Низовые структуры – собрания, в которые входят верующие и возвещатели. Финансовое обеспечение составляют добровольные пожертвования верующих, часть денег отправляется в местный филиал.

Церковь Саентологии – синкретическое (эклектическое) зарубежное (инкорпорированное) реформационное НРД второй волны. Общество для саентологов управляемо, поэтому движение можно охарактеризовать как технократическое, стремящееся поменять мир. В организации существует самый волевой тэтан, который является воплощением Бога. Его воля – непререкаемые постулаты для остальных членов. По отношению друг к другу саентологи должны соблюдать этические принципы, поддерживать взаимный контроль. Религиозные услуги представляют два класса организаций. Первая – организация класса V (центральная), которая предоставляет услуги первичного уровня, готовит священников, проводит одитинг до состояния клир. Вторая – организация Сент-Хилл (продвинутая), предоставляет продвинутые услуги одитинга до состояния оперирующего тэтана. Саентология имеет подконтрольные организации, направленные на изменение общественных устоев: антинаркотическая – «Нарконон», реабилитации заключенных – «Криминион», образовательная – «Прикладное образование», моральная и нравственная – «Дорога к счастью», по правам человека – «Гражданская комиссия за права человека». Элитное подразделение – Морская организация, члены которой руководят саентологическими кампаниями и организациями. Вступая в Морскую организацию, адепт подписывает договор о сотрудничестве на миллиард лет, что «символизирует вечную преданность целям и принципам саентологической религии». Административное управление организациями, церквями, группами ведет Международная церковь Саентологии (МЦС), которая находится в Лос-Анжелесе (штат Калифорния, США). На местных уровнях в регионах управление осуществляют континентальные офисы связи.

В сентябре 2021 г. по решению Генеральной прокуратуры признаны нежелательными организациями на территории России «Всемирный институт саентологических предприятий» (World Institute of Scientology Enterprises International, WISE) и «Центр Духовных технологий» (Church of Spiritual Technology, CST). Данные организации создали сеть тренинговых и кадровых агентств, втянув более 1 тыс. предпринимателей и организаций под видом программ по «повышению доходности бизнеса», «мотивации персонала», «уходу от операционного управления».

Сегодня в мире около 8–10 млн саентологов, более 8500 саентологических церквей, миссий, родственных организаций и групп в 165 странах. В России насчитывается около 100 тыс. саентологов.

В заключение отметим, что проблематика классификации и описания характеристик НРД остается дискуссионной по причинам конфессиональной принадлежности исследователей, разнообразия вероучений самих НРД, которые имеют нестрогую систему верований, способную меняться исходя из социокультурной обстановки.

Список литературы

  1. Егоров В.А. Психология и саентология // Acta Eruditorum. 2017. Вып. 22. С. 85-87.
  2. Кузьмин А.В., Домрачев А.В. Последние изменения в секте «Свидетелей Иеговы» после ее запрета в России // Труды Саратовской Православной Духовной семинарии. 2020. №. 14. С. 364-370.
  3. Мекушкин П.А., Бурлаков О.Н., Оленич Т.С. Анализ вероучений Свидетелей Иеговы в богословско-историческом дискурсе // Научные труды Донской духовной семинарии и кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета: сб. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2019. С. 228-240.
  4. Шиллер В.В. Современная организационно-управленческая структура экстремистской организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020. Т. 1, № 2. С. 27-36.
  5. Эгильский Е. Э., Матецкая А. В., Самыгин С. И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011. 224 с.

Поделиться

549

Яшин Д. Ю. Социологический подход к изучению вероучения и социальной организации в новых религиозных движениях // Актуальные исследования. 2024. №27 (209). Ч.II.С. 23-25. URL: https://apni.ru/article/9749-sociologicheskij-podhod-k-izucheniyu-veroucheniya-i-socialnoj-organizacii-v-novyh-religioznyh-dvizheniyah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря