Главная
АИ #27 (209)
Статьи журнала АИ #27 (209)
Административная ответственность за правонарушения в области обеспечения режима ...

Административная ответственность за правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

миграция
иммиграция
иммиграционные правила
иностранные граждане
правонарушение
административная ответственность

Аннотация статьи

Статья раскрывает вопросы миграционной политики в российском законодательстве, административные правонарушения, совершаемые иностранными гражданами и лицами без гражданства. В настоящее время, когда поток мигрантов увеличивается, необходимо уделить особое внимание вопросам административной ответственности за нарушение российского законодательства. КоАП РФ устанавливает список действий, которые являются административными правонарушениями со стороны мигрантов и указывает на виды наказаний, которые они понесут за совершенные действия.

Текст статьи

Для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию Российской Федерации, устанавливаются специальные условия для временного и постоянного проживания. Также процесс въезда на территорию РФ и выезда за границу, имеют свои особенности и правила. Обязанности, которые возлагаются на иностранных граждан, зависят от их целей и сроков пребывания в России. Юридические права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливаются российским законодательством, в частности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Нарушение российских законов в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, влечет за собой юридические последствия. Такими негативными последствиями могут являться:

  1. Административная ответственность;
  2. Уголовная ответственность;
  3. Гражданско-правовая ответственность;
  4. Материальная ответственность.

Административная ответственность является самой частной мерой наказания для иностранных граждан, нарушивших законы РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ по общему правилу иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения несут административную ответственность в полной мере, согласно кодексу.
Здесь важно рассмотреть, какие действия иностранных граждан и лиц без гражданства расцениваются, как административные нарушения (рис 1).

image.png

Рис. 1. Административные правонарушения в области режима обеспечения пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Помимо обязанностей, считающихся общими, наложенных российским законодательством, иностранные граждане должны соблюдать специфические правила и условия пребывания на территории РФ, в частности, обязанности по соблюдению условий пересечения границы, правил пребывания в стране, возможность осуществлять на территории РФ предпринимательскую деятельность и работать.

Нюансы процесса определения состава административного правонарушения и привлечение к административной ответственности нарушителя осуществляется в соответствии с частью 3 ст. 2.6 КоАП РФ происходит согласно нормам международного права. Стоит отметить, что иностранный гражданин может воспользоваться иммунитетом от административной юрисдикции РФ (согласно международным договорам РФ) – это отклонения от общепринятого списка мер наказаний или взысканий с правонарушителя (т. е. данные исключения не позволяют законодателям применить общепринятые меры наказаний по отношению к виновным).

При определении предмета правонарушения необходимо учитывать тот факт, что россиянин, у которого есть гражданство другой страны, не является иностранным гражданином.

Вопрос миграции и обеспечения пребывания иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданство, в России очень важен в современной политической обстановке. Сейчас, когда страны Евросоюза наложили множество санкций и ограничений на Россию, отношения между ближайшими государствами имеют напряженный характер. Вопросы миграции связаны с безопасностью внутри государства и урегулированием международных конфликтов. Также актуальным вопросом, касаемым миграции является необходимость привлечения наемной рабочей силы среди мигрантов, низкий уровень заработной платы иностранных граждан без российского гражданства.

Чтобы удерживать баланс во взаимоотношениях между странами. Правительство создает международные правовые акты, соглашения и издает специальные законы, направленные на контроль мигрантов, создает правила въезда на территорию страны и выезда за ее пределы. Миграционная политика помогает обеспечивать безопасный международный рынок труда, доступный любому гражданину.

Миграционная политика представляет собой набор определенных способов контроля и управления миграционными потоками, имеющими юридическую силу и законные основания. Анализ миграционных процессов усложняется различными факторами, включая муниципальное устройство, политические убеждения населения, внешнеполитическую стратегию страны и другие аспекты. Основной целью миграционной политики России является гарантирование безопасности государства, обеспечение занятости для российских граждан и поддержание равновесия трудовых ресурсов [2].

И. В. Федорова в своём исследовании подчеркивает, что только наличие специфических условий позволит миграционной политике РФ стать более эффективной и расширенной. Отмечается, что государству необходимо своевременно проверять и контролировать миграционные потоки, дорабатывать законы и правила посещения России, иностранными гражданами. Это важно не только для обеспечения безопасности российских граждан, но и для юридической защиты прав иностранных граждан, прибывших в Россию на заработки или для других целей.

Также необходимо спрогнозировать будущее состояние миграционных потоков, что поможет предсказать направления и интенсивность перемещения населения по стране. Анализ поведения мигрантов, административных нарушений и сбор данных о перемещениях иностранных граждан поможет сформировать прогноз о дальнейшем положении рынка миграции.
Таким образом, Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, утверждённая 13 июня 2012 года президентом В. В. Путиным, была создана для регулирования миграционных процессов в интересах укрепления государственной безопасности и развития экономики страны.

image.png

Рис. 2. Проблемы миграции в Российской Федерации

Большинство правоведов называют, что это система регистрации по месту пребывания или проживания. Несмотря на законный въезд в страну, многие иммигранты сталкиваются с трудностями из-за требования о регистрации в жилом помещении, что часто приводит к их нелегальному статусу. Регистрация является обязательным условием для легализации иностранных граждан в РФ, включая получение разрешения на работу и вида на жительство. Однако фактическое место проживания иммигрантов зачастую не совпадает с адресом регистрации, что приводит к фальсификации данных о расселении и уязвимости иммигрантов, подвергая их риску дискриминации и эксплуатации.

Исходя из этого, Воробьева приходит к выводу о необходимости реформирования миграционной политики и законодательства России для решения этих проблем и улучшения административно-правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны.

В марте 2020 года Президент Российской Федерации Владимир Путин выдвинул инициативу, направленную на реализацию миграционной реформы. В рамках этого поручения, перед Администрацией Президента и Правительством РФ были поставлены задачи по улучшению системы постоянного проживания и гражданства, а также по модернизации процессов, связанных с трудовой миграцией. Особое внимание уделяется укреплению безопасности и соблюдению правопорядка в контексте миграции, а также внедрению информационных технологий для повышения эффективности управления миграционными процессами. Эти меры призваны обеспечить более гладкую интеграцию мигрантов и укрепить правовую основу их пребывания в России.

Список литературы

  1. Воробьева О.Д., Рыбаковский Л.Л., Рыбаковский О.Л. В75 Миграционная политика России: история и современность. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016. – 192 с. ISBN 978-5-9908695-1-6.
  2. Федорова И.В., Ушаков М.А., Гуликян А.А., Клокова Дарья Сергеевна Миграционная политика российской федерации: проблемы, тенденции, перспективы развития // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnaya-politika-rossiyskoy-federatsii-problemy-tendentsii-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 12.05.2024).
  3. Кислая К.Г. Современные проблемы миграционной политики России: состояние и перспективы решения // Форум молодёжной науки. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-migratsionnoy-politiki-rossii-sostoyanie-i-perspektivy-resheniya (дата обращения: 31.05.2024).

Поделиться

420

Вирабян В. А. Административная ответственность за правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ // Актуальные исследования. 2024. №27 (209). Ч.II.С. 33-36. URL: https://apni.ru/article/9755-administrativnaya-otvetstvennost-za-pravonarusheniya-v-oblasti-obespecheniya-rezhima-prebyvaniya-inostrannyh-grazhdan-ili-lic-bez-grazhdanstva-na-territorii-rf

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября