Главная
АИ #27 (209)
Статьи журнала АИ #27 (209)
Детерминанты профессионального развития персонала в медиаиндустрии: мотивационны...

10.5281/zenodo.12639868

Детерминанты профессионального развития персонала в медиаиндустрии: мотивационные механизмы и организационная атмосфера

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

система мотиваций
благоприятный климат в коллективе
профессиональное развитие кадров
медиаиндустрия

Аннотация статьи

Статья посвящена детерминантам профессионального развития персонала в медиаиндустрии, с особым акцентом на мотивационные механизмы и организационную атмосферу. Анализируются современные тенденции изменения структуры медиакомпаний в условиях быстрых технологических изменений и роста популярности удаленной работы. Взаимосвязь мотивации сотрудников и коммуникации внутри организации признается ключевым аспектом, влияющим на профессиональный рост и продуктивность. Особое внимание уделяется влиянию удаленной работы на мотивационные механизмы и качество выполнения обязанностей. Обосновано, что коммуникационные практики и организационная атмосфера значимо влияют на уровень вовлеченности и лояльности сотрудников. В статье предложены рекомендации по разработке эффективных систем мотивации и поддержанию благоприятного климата в коллективе для обеспечения роста профессиональных кадров и повышения качества медийного контента в условиях современных реалий.

Текст статьи

Успешное функционирование и развитие современных медиакомпаний во многом зависит от профессионализма и компетентности их сотрудников. В условиях высокой конкуренции и динамичных изменений в отрасли, способность медиаорганизаций эффективно управлять человеческими ресурсами выходит на первый план. Особое внимание при этом следует уделять вопросам мотивации персонала и созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

В последние годы мы можем наблюдать новые тенденции в изменении структуры медиакомпаний. Развитие информационных технологий и процессы конвергенции в медиасфере привели к тому, что сегодня у многих сотрудников появляется возможность выполнять часть редакционной работы, не присутствуя в офисе. Все больше работников медиаиндустрии предпочитают работу free-lance, а значит процесс коммуникации с коллегами происходит в основном посредством мобильных гаджетов и приложений. Процент «живого» контакта сводится к минимуму.

Как отмечают исследователи О. В. Андронникова и Л. И. Демина: «Информационное пространство современного мира стремительно расширяется за счет технической модификации каналов массовой коммуникации (печать, телевидение, радио, Интернет)» [1].

Сегодня журналист может одновременно удаленно сотрудничать с несколькими редакциями и при этом не осознавать себя частью ни одной из них, а значит претерпевают изменения и принципы мотивации сотрудника.

Мотивация персонала в медиаиндустрии – это комплекс внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают сотрудников медиакомпаний к эффективной профессиональной деятельности, направленной на достижение как личных, так и организационных целей [4].

Вопросами мотивации сотрудников в организационной структуре занимались различные ученые, основные концепции содержательной теории мотивации представлены такими учеными как А. Маслоу, Д. Маккеланд, Ф. Герцберг – все они определяют мотивацию пропорционально степени удовлетворенности основными потребностями человека. Мотивацию к труду как результат внутренних установок и стремления в удовлетворении ожиданий рассматривали такие исследователи, как Д. Адамс6, Л. Портер и Э. Лоулер. Широкое распространение получили и теории Дугласа Макгрегора и Уильяма Оучи [5].

Каждая из этих теорий привносит свой вклад в развитие научной мысли. Однако базисные предположения любой из теорий предполагают выстраивание коммуникативного процесса внутри организации. По мнению исследователя Ю. В. Терентьевой, в основе всех теорий мотивации лежит теория коммуникации: «Возможно, именно коммуникация является основным мотивирующим фактором для сотрудников. От того, как в организации будет построена коммуникативная система, будет зависеть лояльность сотрудников и их стремление к работе» [6].

Это подтверждается результатами исследования Николаевой Ю. Е. и Андронниковой О. В., в рамках которого коммуникационная мотивация, в том числе признание результатов труда среди руководства и членов редакции, возможность творческого роста и ответственность занимают вторую позицию в расстановке приоритетов после денежной мотивации [5].

Таким образом, мотивация персонала в медиаиндустрии представляет собой систему стимулов, ориентированных на профессиональный рост, креативность и командную работу сотрудников с целью повышения их вовлеченности и производительности труда.

Однако, с учетом современных реалий удаленной работы, данная тенденция может создать незаинтересованность сотрудников в результатах труда и снижение мотивации в творческом росте и ответственности, что безусловно сказывается на качестве публикуемых материалов, что является одной из ключевых проблем мотивации сотрудников в медиаиндустрии.

Коммуникация сотрудников во многом зависти от атмосферы в организации и коллективе. Моральная деформации специалистов происходит в процессе профессиональной деятельности, связанной с причинами-факторами:

  • слишком значительный объем работы, являющийся несогласованным и несопоставимым с общим периодом рабочего времени работника;
  • низкий или недостаточно высокий уровень нравственных установок в коллективе;
  • неудовлетворенность уровнем оплаты труда и возможностями карьерного роста;
  • отсутствие удовлетворенности результатами своего труда;
  • низкая степень делового товарищества в коллективе и подмена его «хождением по кругу» или «круговой порукой».

Названые факторы приводят к отсутствию моральной свободы у работников, что усугубляет профессиональные или межличностные конфликты и оказывает отрицательное влияние на отношения в коллективе [8].

В свою очередь, благоприятный климат в коллективе с точки зрения морально-психологических параметров можно определить по следующим признакам:

  • высокий уровень взаимоподдержки и взаимопомощи;
  • объем работы между участниками коллектива распределен равномерно, согласно должностным инструкциям и нормам выполнения работ;
  • коллектив сформирован из профессионалов, обладающих не только требуемым уровнем образования, но и высоким уровнем трудовых навыков;
  • присутствует чувство единого целого, сплочённой команды;
  • возникающие конфликтные ситуации разрешаются оперативно, объективно и своевременно;
  • критика и самокритика в коллективе доброжелательна и конструктивна;
  • доверие и требовательность коллег друг к другу высоки;
  • выражение сотрудниками личной точки зрения или мнения по коллективным вопросам является свободным, объективным и несвязанным с общепринятым мнением или мнением руководства;
  • преобладающим в коллективе является деловой и творческий настрой;
  • присутствует необходимый и достаточный уровень информирования работников предприятия о широком круге фактов внутренней жизнедеятельности коллектива [2].

Учитывая вышеперечисленные аспекты, мы можем сделать вывод, что мотивация сотрудников и благоприятный климат в коллективе являются ключевыми факторами роста профессиональных кадров в медиаиндустрии. Медиаотрасль характеризуется высокой конкуренцией и динамичными изменениями, что требует от сотрудников постоянного развития профессиональных компетенций, креативности и ответственного подхода к работе. Действенная система мотивации, ориентированная на поддержку стремлений сотрудников к самореализации и карьерному росту, создает необходимые предпосылки для роста и удержания ценных кадров [3].

Мотивационные механизмы, стимулирующие инновационное мышление, гибкость и слаженную командную работу, позволяют раскрыть творческий потенциал сотрудников и максимизировать их вклад в достижение целей компании [9].

В то же время благоприятный психологический климат, характеризующийся доверием, сотрудничеством и взаимной поддержкой, создает комфортные условия для профессионального роста и самореализации сотрудников, поскольку, когда в организации преобладают открытые, конструктивные коммуникации, сотрудники чувствуют причастность к общему делу и получают необходимую помощь и наставничество, это позволяет им более полно раскрыть свой потенциал. Кроме того, благоприятный климат в коллективе повышает привлекательность компании для высококвалифицированных специалистов на рынке труда [7].

В соответствии с этим, приведем рекомендации по разработке системы мотивации и благоприятного климата в коллективе как основы роста профессиональных кадров в медиаиндустрии:

1. Ориентация на профессиональное развитие и карьерный рост

  • Создание программ повышения квалификации, обучения и наставничества для сотрудников, позволяющих им развивать востребованные компетенции;
  • Внедрение прозрачной системы карьерных лифтов и ясных критериев профессионального роста;
  • Предоставление возможностей для самореализации, выдвижения собственных творческих инициатив;
  • Регулярная оценка и обратная связь по результатам деятельности с фокусом на профессиональном развитии.

2. Учет специфики медиадеятельности

  • Поощрение креативного, инновационного подхода к решению задач;
  • Создание гибкой, адаптивной организационной структуры, поощряющей оперативность реагирования на изменения;
  • Внедрение системы материальных и нематериальных стимулов за достижение высоких результатов и вклад в успех компании;
  • Поддержка экспериментаторства и «разрешение на ошибки» в рамках обоснованного риска.

3. Ориентация на командное взаимодействие

  • Проведение командообразующих мероприятий, развивающих доверие, сотрудничество и взаимопомощь;
  • Внедрение совместных проектов и задач, требующих координации усилий разных подразделений;
  • Организация открытых каналов коммуникации между сотрудниками, обеспечивающих обмен опытом и информацией;
  • Вовлечение персонала в процессы принятия решений, влияющих на деятельность компании.

Комплексное применение данных рекомендаций позволит сформировать в медиакомпаниях эффективную систему мотивации и благоприятный психологический климат, которые в свою очередь будут способствовать профессиональному росту и развитию ценных кадров.

Список литературы

  1. Андронникова О.В., Демина Л.И. Особенности развития сетевых журналов для детей в контексте массовой коммуникации // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. 2018. № 2.
  2. Демидова Е.А. Особенности формирования благоприятного климата в коллективе // Эпоха науки. 2021. № 27.
  3. Зельдович Б.З. Медиаменеджмент. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 293 с.
  4. Зельдович Б.З. Менеджмент в медиаиндустрии. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 293 с. 
  5. Николаева Ю.Е., Андронникова О.В. Особенности мотивации сотрудников при организации работы редакции региональных конвергентных СМИ (по итогам социально-психологического исследования) // Вестник ВУиТ. 2019. № 2.
  6. Терентьева Ю.В. Роль коммуникации в системе мотивации персонала // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 316.
  7. Тортомашев Д.Г., Колбатюк Н.Г. Роль руководителя в создании благоприятного морально-психологического климата // Цифровая наука. 2021. № 6-2.
  8. Хижняк А.Н. Основы эффективного менеджмента. – Москва: Инфра-М, 2019. – 160 с.
  9. Pavlic, J.V. New Media Journalism // 21st Century Communication. A Reference Handbook. Vol. 1-2. 2009. 233 p.

Поделиться

200

Алибекова П. Х. Детерминанты профессионального развития персонала в медиаиндустрии: мотивационные механизмы и организационная атмосфера // Актуальные исследования. 2024. №27 (209). Ч.II.С. 7-10. URL: https://apni.ru/article/9758-determinanty-professionalnogo-razvitiya-personala-v-mediaindustrii-motivacionnye-mehanizmy-i-organizacionnaya-atmosfera

Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа