Цель образования – делать людей все лучше и лучше.
(кит. 教育的目的是让人越来越好)
Правительство КНР уделяет особое внимание развитию профессионального образования в стране. Так импульсом для преобразования системы являются общенациональные рабочие совещания по профессиональному образованию и рабочие совещания по профессиональному образованию от имени Государственного совета. Принят Закон о профессиональном образовании, цель которого – задать стратегический курс развития науки и просвещения на социалистическую модернизацию. Фундаментальная задача – идеологическое и политическое национальное образование, отвечающее потребностям страны и современным экономическим отношениям.
В настоящее время опубликован каталог специальностей профессионального образования, который содержит свыше 770 специальностей, в 2018 году в КНР насчитывалось 11,7 тыс. профессиональных колледжей.
Философия колледжа – продвигать дух Китая, смело идти вперед и стремиться к совершенству, содействовать развитию транспортных мощностей страны через возрождение промышленной базы Северо-Востока Китая.
Харбинский железнодорожный технический колледж включен в первую партию пилотных колледжей национальной системы сертификатов «1+Х» (получение диплома о присвоении степени профессионального мастерства по нескольким категориям одновременно, с получением квалификационного аттестата).
Ежегодно проводятся недели профессионального образования, национальные конкурсы профессионального мастерства, конкурс талантов, составляется годовой отчет о качестве образования.
Направления научных исследований имеют глобальный характер и связаны с перспективными и инновационными темами, отражающими национальные потребности и международные тенденции, не поддерживаются темы местного значения, проблемы подразделений, провинций, городов. Как пример - «Практические исследования по созданию кампусной культуры в профессиональных колледжах и университетах», «исследование использования технологий интеллектуальной строительной техники».
Заявленные темы фундаментальных исследований требуют оригинальности, новаторства и высокой академической идеологической ценности; заявленные темы прикладных исследований должны быть реалистичными, целенаправленными и иметь сильную справочную ценность для принятия решений, а также стремиться к получению результатов исследований, соответствующих национальным стандартам.
В работах большое внимание уделяется обобщению опыта, а также возможному применению и трансформации результатов исследований. Широко применяется китайский идеологизм «камень с другой горы, который можно использовать для полировки яшмы», образно про: «использовать чужое мнение или опыт для исправления своих ошибок» (рис.).
Рис. Студенты колледжа организуют мероприятия для распространения китайской культуры (тема «1 июля – День основания компартии Китая»)
Предъявляемые требования к преподавательскому составу: руководитель должен иметь 10 – летний опыт работы в железнодорожных организациях, обладать набором профессиональных управленческих компетенций; профессиональный лидер – опыт работы более 5 лет, уметь планировать и организовывать работу, достигать плодотворных результатов; ключевые преподаватели - иметь опыт работы более 2 лет, опыт участия в разработке и пересмотре программ подготовки «профессиональных талантов», стандартов учебных программ; обычный учитель – иметь опыт корпоративного профессионального обучения, опыт преподавания по 2 курсам, уметь выполнять задачу по развитию базовых навыков у студентов.
Для развития персонала колледжа используются следующие принятые программы или направления:
Центр развития учителей
Задача – внедрить систему обучения для всех сотрудников, через создание программ обучения на базе школ, обучение на предприятиях, проведение ознакомительных поездок внутри страны. Широкое применение программ «инновационного» образования, информационных технологий и включение в программы обучения практических инновационных способов преподавания. Создание атмосферы развития преподавателей и построение системы поддержки, способствующей профессиональному развитию учителей.
Применение современных стандартов управления и создание «этики обучения».
Цель – создание стандартов для оценки работы учителей, профессиональных лидеров и построение модели «этики учителя» с определением конкретных количественных и качественных показателей оценки.
В дальнейшем направление работы – на улучшение показателей оценки.
Принятие принципа «выходи учиться, приходи учить» с полным участием учителей во всестороннем процессе обучения. Набор учителей по этике для преподавателей. Согласно интервью руководителей колледжа, проблема в том, что «школьные учителя используют знания прошлого для обучения нынешних учеников, но им приходится сталкиваться с проблемами будущего; если учитель не видит возможностей будущего, образовательная цель не может быть легко достигнута одной только передачей знания». Участие всех преподавателей колледжа в специальном исследовании «Морально-ориентированное обучение и воспитание учителей», а также идеологическое и политическое специальное обучение преподавателей в колледжах и университетах провинций идеям Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи.
Проект Цинпей
Это новый механизм обучения молодых учителей. Колледж формирует платформу для роста молодых учителей и развивает систему наставничества для подготовки молодых учителей. Репетиторы назначаются «один на один» и посредством «учительского обучения», прослушивания занятий и наблюдения являются наставниками для молодых педагогов, что позволяет улучшить педагогические и практические способности новых и молодых учителей. Поощрение молодых учителей в участии в различных конкурсах и соревнованиях.
Инжиниринг с двойной квалификацией
Реализация управленческих мер по временной подготовке преподавателей в колледже и созданию базы подготовки учителей с «двойной квалификацией» для работы в школах и на предприятиях.
В целях реализации требований к штатным преподавателям о наличии стажа корпоративной практики 5 лет, было подготовлено на производстве более 370 временных преподавателей. Разработана система оценки «двойных» преподавателей Китайской железной дороги, Управления Китайского железнодорожного оборудования, Харбинского железнодорожного бюро, Харбинского метрополитена и других предприятий. Многие специалисты перед преподаванием в колледже прошли более 20 000 часов на профессиональных курсах и участвовали в программе инжиниринга между школами и предприятиями.
Проект с двумя лидерами
С целью улучшения методов отбора и назначения профессиональных лидеров внутри и за пределами школы, применена «Система профессионального обучения двух лидеров».
Так в 2023 году в колледже по системе уже работали китайские железнодорожные мастера: Бай Чжиюн, национальный образцовый работник и заместитель руководителя компании прецизионных испытаний Первого бюро Китайской железной дороги, был назначен национальным образцовым работником и наставником; Сунь Чжэньчуань, исполнительный директор Государственной ключевой лаборатории строительных и туннельных технологий, является выдающимся мастером Китайской железнодорожной группы; мастер Луо Чао – заслуженный профессор мастеров - модельеров в Китайском колледже железнодорожных мастеров, создатель школьно-предпринимательской группы «Четыре пары».
В настоящее время команда включает 32 профессиональных двойных руководителя, с совмещением классных и производственных должностей, а также 61 руководителя по разработке двойных учебных программ. Эксперты готовят ежеквартально специальные доклады о технологических новинках, профессиональном развитии и т. д.
Мастера инженерного дела
Задача направления – идти в ногу с развитием профессионального образования и создание высокотехнологичной продукции промышленных предприятий, придерживаться «высокого стандарта отбора и многоканального обучения». Во главе принцип «взаимного подбора и двустороннего обслуживания», так ключевые преподаватели участвуют в технических исследованиях, научно-технических исследованиях и разработках, а также в практическом обучении.
В колледже работают 3 педагогические команды провинциального уровня, 2 преподавателя национального уровня и 9 известных преподавателей провинциального уровня. 11 профессиональных руководителей были наняты в качестве оценщиков профессиональных навыков и экспертов по оценке заявок в провинции Хэйлунцзян.
Лучшие мастера инженерного дела по итогам 2023 года: обладатель медали и обладатель премии China Skills Award – Цзюй Сяолинь, исполнительный директор Государственной ключевой лаборатории щитовых туннелей и туннельных технологий; заместитель директора Чэнь Си - пионер китайской железной дороги. Инженерами создано 5 мастер-студий, среди них 3 были оценены как провинциальные мастер-студии, а 2 как отраслевые, для Китайских железных дорог.
Колледж придерживается рабочей философии «выходи, приглашай войти», эффективно расширяя каналы международного обмена и сотрудничества с Билефельдским университетом прикладных наук (FHM), Германия, университетом Центрального Ланкашира в Великобритании, Полоцким государственным университетом в Беларуси, Национальным техническим университетом Пакистана и другими.
Колледж также входит в образовательную группу по содействию деятельности Международного альянса развития навыков «Один пояс, один путь» и БРИКС. Подписано соглашение о базовой стажировке иностранных студентов с Харбинским инженерным университетом и разработан совместный план обучения, планируется ежегодно совместно обучать более 100 иностранных студентов.
Колледж и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск) осуществляют образование студентов в области строительства и эксплуатации высокоскоростных железных дорог. Создана объединенная школа по специальностям менеджмента, с 2017 года зачислено 960 студентов, а уровень трудоустройства достиг 95,6%.