Главная
АИ #27 (209)
Статьи журнала АИ #27 (209)
Система профессионального образования Китая (на примере Харбинского железнодорож...

Система профессионального образования Китая (на примере Харбинского железнодорожного технического колледжа)

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

китайское образование
китайские железные дороги
система профессионального образования Китая

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу системы профессионального образования Китая, на примере Харбинского железнодорожного технического колледжа. Проведена аналитическая работа по исследованию программ развития профессорско-преподавательского состава китайского технического колледжа, проведен обзор лучших практик системы профессионального образования на примере колледжа.

Текст статьи

Цель образования – делать людей все лучше и лучше.
(кит. 教育的目的是让人越来越好)

Правительство КНР уделяет особое внимание развитию профессионального образования в стране. Так импульсом для преобразования системы являются общенациональные рабочие совещания по профессиональному образованию и рабочие совещания по профессиональному образованию от имени Государственного совета. Принят Закон о профессиональном образовании, цель которого – задать стратегический курс развития науки и просвещения на социалистическую модернизацию. Фундаментальная задача – идеологическое и политическое национальное образование, отвечающее потребностям страны и современным экономическим отношениям.

В настоящее время опубликован каталог специальностей профессионального образования, который содержит свыше 770 специальностей, в 2018 году в КНР насчитывалось 11,7 тыс. профессиональных колледжей.

Философия колледжа – продвигать дух Китая, смело идти вперед и стремиться к совершенству, содействовать развитию транспортных мощностей страны через возрождение промышленной базы Северо-Востока Китая.

Харбинский железнодорожный технический колледж включен в первую партию пилотных колледжей национальной системы сертификатов «1+Х» (получение диплома о присвоении степени профессионального мастерства по нескольким категориям одновременно, с получением квалификационного аттестата).

Ежегодно проводятся недели профессионального образования, национальные конкурсы профессионального мастерства, конкурс талантов, составляется годовой отчет о качестве образования.

Направления научных исследований имеют глобальный характер и связаны с перспективными и инновационными темами, отражающими национальные потребности и международные тенденции, не поддерживаются темы местного значения, проблемы подразделений, провинций, городов. Как пример - «Практические исследования по созданию кампусной культуры в профессиональных колледжах и университетах», «исследование использования технологий интеллектуальной строительной техники».

 Заявленные темы фундаментальных исследований требуют оригинальности, новаторства и высокой академической идеологической ценности; заявленные темы прикладных исследований должны быть реалистичными, целенаправленными и иметь сильную справочную ценность для принятия решений, а также стремиться к получению результатов исследований, соответствующих национальным стандартам.

В работах большое внимание уделяется обобщению опыта, а также возможному применению и трансформации результатов исследований. Широко применяется китайский идеологизм «камень с другой горы, который можно использовать для полировки яшмы», образно про: «использовать чужое мнение или опыт для исправления своих ошибок» (рис.).

image.png

Рис. Студенты колледжа организуют мероприятия для распространения китайской культуры (тема «1 июля – День основания компартии Китая»)

Предъявляемые требования к преподавательскому составу: руководитель должен иметь 10 – летний опыт работы в железнодорожных организациях, обладать набором профессиональных управленческих компетенций; профессиональный лидер – опыт работы более 5 лет, уметь планировать и организовывать работу, достигать плодотворных результатов; ключевые преподаватели - иметь опыт работы более 2 лет, опыт участия в разработке и пересмотре программ подготовки «профессиональных талантов», стандартов учебных программ; обычный учитель – иметь опыт корпоративного профессионального обучения, опыт преподавания по 2 курсам, уметь выполнять задачу по развитию базовых навыков у студентов.

Для развития персонала колледжа используются следующие принятые программы или направления:

Центр развития учителей

Задача – внедрить систему обучения для всех сотрудников, через создание программ обучения на базе школ, обучение на предприятиях, проведение ознакомительных поездок внутри страны. Широкое применение программ «инновационного» образования, информационных технологий и включение в программы обучения практических инновационных способов преподавания. Создание атмосферы развития преподавателей и построение системы поддержки, способствующей профессиональному развитию учителей.

Применение современных стандартов управления и создание «этики обучения».

Цель – создание стандартов для оценки работы учителей, профессиональных лидеров и построение модели «этики учителя» с определением конкретных количественных и качественных показателей оценки.

В дальнейшем направление работы – на улучшение показателей оценки.

Принятие принципа «выходи учиться, приходи учить» с полным участием учителей во всестороннем процессе обучения. Набор учителей по этике для преподавателей. Согласно интервью руководителей колледжа, проблема в том, что «школьные учителя используют знания прошлого для обучения нынешних учеников, но им приходится сталкиваться с проблемами будущего; если учитель не видит возможностей будущего, образовательная цель не может быть легко достигнута одной только передачей знания». Участие всех преподавателей колледжа в специальном исследовании «Морально-ориентированное обучение и воспитание учителей», а также идеологическое и политическое специальное обучение преподавателей в колледжах и университетах провинций идеям Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи.

Проект Цинпей

Это новый механизм обучения молодых учителей. Колледж формирует платформу для роста молодых учителей и развивает систему наставничества для подготовки молодых учителей. Репетиторы назначаются «один на один» и посредством «учительского обучения», прослушивания занятий и наблюдения являются наставниками для молодых педагогов, что позволяет улучшить педагогические и практические способности новых и молодых учителей. Поощрение молодых учителей в участии в различных конкурсах и соревнованиях.

Инжиниринг с двойной квалификацией

Реализация управленческих мер по временной подготовке преподавателей в колледже и созданию базы подготовки учителей с «двойной квалификацией» для работы в школах и на предприятиях.

В целях реализации требований к штатным преподавателям о наличии стажа корпоративной практики 5 лет, было подготовлено на производстве более 370 временных преподавателей. Разработана система оценки «двойных» преподавателей Китайской железной дороги, Управления Китайского железнодорожного оборудования, Харбинского железнодорожного бюро, Харбинского метрополитена и других предприятий. Многие специалисты перед преподаванием в колледже прошли более 20 000 часов на профессиональных курсах и участвовали в программе инжиниринга между школами и предприятиями.

Проект с двумя лидерами

С целью улучшения методов отбора и назначения профессиональных лидеров внутри и за пределами школы, применена «Система профессионального обучения двух лидеров».

Так в 2023 году в колледже по системе уже работали китайские железнодорожные мастера: Бай Чжиюн, национальный образцовый работник и заместитель руководителя компании прецизионных испытаний Первого бюро Китайской железной дороги, был назначен национальным образцовым работником и наставником; Сунь Чжэньчуань, исполнительный директор Государственной ключевой лаборатории строительных и туннельных технологий, является выдающимся мастером Китайской железнодорожной группы; мастер Луо Чао – заслуженный профессор мастеров - модельеров в Китайском колледже железнодорожных мастеров, создатель школьно-предпринимательской группы «Четыре пары».

В настоящее время команда включает 32 профессиональных двойных руководителя, с совмещением классных и производственных должностей, а также 61 руководителя по разработке двойных учебных программ. Эксперты готовят ежеквартально специальные доклады о технологических новинках, профессиональном развитии и т. д.

Мастера инженерного дела

Задача направления – идти в ногу с развитием профессионального образования и создание высокотехнологичной продукции промышленных предприятий, придерживаться «высокого стандарта отбора и многоканального обучения». Во главе принцип «взаимного подбора и двустороннего обслуживания», так ключевые преподаватели участвуют в технических исследованиях, научно-технических исследованиях и разработках, а также в практическом обучении.

В колледже работают 3 педагогические команды провинциального уровня, 2 преподавателя национального уровня и 9 известных преподавателей провинциального уровня. 11 профессиональных руководителей были наняты в качестве оценщиков профессиональных навыков и экспертов по оценке заявок в провинции Хэйлунцзян.

Лучшие мастера инженерного дела по итогам 2023 года: обладатель медали и обладатель премии China Skills Award – Цзюй Сяолинь, исполнительный директор Государственной ключевой лаборатории щитовых туннелей и туннельных технологий; заместитель директора Чэнь Си - пионер китайской железной дороги. Инженерами создано 5 мастер-студий, среди них 3 были оценены как провинциальные мастер-студии, а 2 как отраслевые, для Китайских железных дорог.

Колледж придерживается рабочей философии «выходи, приглашай войти», эффективно расширяя каналы международного обмена и сотрудничества с Билефельдским университетом прикладных наук (FHM), Германия, университетом Центрального Ланкашира в Великобритании, Полоцким государственным университетом в Беларуси, Национальным техническим университетом Пакистана и другими.

Колледж также входит в образовательную группу по содействию деятельности Международного альянса развития навыков «Один пояс, один путь» и БРИКС. Подписано соглашение о базовой стажировке иностранных студентов с Харбинским инженерным университетом и разработан совместный план обучения, планируется ежегодно совместно обучать более 100 иностранных студентов.

Колледж и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск) осуществляют образование студентов в области строительства и эксплуатации высокоскоростных железных дорог. Создана объединенная школа по специальностям менеджмента, с 2017 года зачислено 960 студентов, а уровень трудоустройства достиг 95,6%.

Список литературы

  1. Кухарчук Д.В. Социология: краткий курс лекций. М., Юрайт, 2015 192 с.
  2. Лубашев Ю.А. Методологические основы управления социальным развитием региона в контексте региональной социально-экономической политики: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб., 2014 333 с.
  3. Большой словарь по социологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/125/14539.php (дата обращения 12.02.2020).
  4. Большой толковый социологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/social_dict (дата обращения 12.02.2020).
  5. Волгушева А.А. Социальное развитие общества [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://center-yf.ru/data/stat/socialnoe-razvitie-obshchestva.php (дата обращения 12.02.2020).
  6. Гайфуллин А.Ю., Гайфуллина М.М. Методический подход к оценке социального развития регионов.

Поделиться

151

Жеребцов В. А. Система профессионального образования Китая (на примере Харбинского железнодорожного технического колледжа) // Актуальные исследования. 2024. №27 (209). Ч.II.С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/9761-sistema-professionalnogo-obrazovaniya-kitaya-na-primere-harbinskogo-zheleznodorozhnogo-tehnicheskogo-kolledzha

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа