Суть и особенности административных санкций за нарушения правил пребывания и регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ
В последнее время роль административной ответственности как инструмента обеспечения правопорядка заметно возросла, причем акцент делается на необходимости строгого следования иностранными гражданами и лицами без гражданства установленным в России законодательным нормам. Согласно статье 2.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данные категории лиц подлежат административной ответственности на общих основаниях вместе с гражданами РФ за совершение правонарушений. В то же время применяемые к ним санкции могут дифференцироваться исходя из их юридического статуса в стране, поскольку определенные категории иностранных граждан пользуются специальными привилегиями и дипломатическим иммунитетом, закрепленными в национальном законодательстве и межгосударственных договорах.
Ответственность иностранных граждан и апатридов, не защищенных дипломатическим статусом, в рамках административного законодательства РФ имеет особенности в сравнении с ответственностью граждан России. В частности, статья 3.10 КоАП РФ предусматривает возможность депортации за определенные правонарушения. Чаще всего к административной ответственности привлекают за нарушения миграционного режима, включая пересечение государственной границы РФ незаконно, нарушения режима пребывания или транзита, невыполнение иммиграционных требований, несоблюдение условий дозволенного времени пребывания в стране, а также нарушение правил пребывания для лиц, ищущих убежище или перемещенных насильственно, в том числе работу без соответствующего разрешения.
В разделе 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены различные формы административных санкций.
Рис. Варианты применения административных санкций к иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства
Предупреждение как форма административной ответственности представляет собой официальное выражение неодобрения действий или бездействия физических лиц и организаций, фиксируемое на бумаге. Этот вид наказания находит своё закрепление в законодательстве, а именно в статьях 18.1 (ч. 3), 18.2 (ч. 1, 2), 18.3 и 18.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Чаще всего предупреждение предлагается в качестве одной из возможных мер наказания вместе с административным штрафом. Однако КоАП РФ не предусматривает возможности автоматической замены одного типа административного наказания на другой без наличия прямого законодательного указания на такую замену [4, с. 201-208].
Обращение внимания к тому факту, что мера предупреждения исключается из номенклатуры санкций Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), подчеркивает намерение законодателя усилить административную ответственность в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Выражается разногласие среди юридического сообщества об оптимальности применения меры предупреждения в рамках санкций, предусмотренных главой 18 КоАП. В этом контексте О. В. Катаева аргументирует за ее использование, предпочитая, чтобы иностранным гражданам и лицам без гражданства, допустившим административное нарушение впервые при наличии неосторожной вины, было вынесено предупреждение [5, с. 10-11].
Взгляд Е. Симоновой нашел отклик в мнениях И. Д. Фиалковской и Е. Г. Софроновой, которые тоже считают неэффективным включение меры предупреждения в статьи 18 главы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации. Они аргументируют свою позицию отсутствием финансовой выгоды и практической пользы от такой санкции. Вместе авторы заостряют внимание на том, что предупреждение должно сохраниться как мера наказания лишь для тех, кто впервые нарушил закон, не будучи гражданином РФ, тем самым предлагая исключить его применение из некоторых аспектов КоАП [4, с. 201-208; 6, с. 36-39].
Глава 18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации охватывает ассортимент нарушений, связанных с регулированием режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на российской территории. Эти нарушения охватывают различные аспекты, от несоблюдения правил регистрации до нарушения условий пребывания. Законодательно за подобные действия предусмотрена ответственность как для иностранных граждан, так и для лиц без гражданства, включая штрафы, административное выдворение и другие виды наказания.
Санкции за административные нарушения в области миграции устанавливаются полицейскими органами и судебными инстанциями, последнее актуально в случаях, когда предусмотрено назначение выдворения за границу. В процессе рассмотрения дела в суде, индивидуальные граждане или лица без гражданства вправе воспользоваться услугами адвоката для защиты своих интересов, а также им гарантировано предоставление переводчика для полного понимания процессуальных нюансов. Возможность обжалования судебного вердикта открыта в течение 10 дней после получения решения суда, переведенного на язык, понятный апеллянту.
В рамках регулирования вопросов, связанных с привлечением и использованием иностранных работников в Российской Федерации, установлены определённые нормативные акты. Согласно статье 18.10, ответственность за нарушения законодательства может наступить как для работодателя, так и для заказчика работ или услуг, использующих труд иностранцев. Помимо этого, за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, предусмотренная статьёй 18.9, ответственность несут не только должностные лица организаций, занимающихся приёмом иностранных сотрудников, но также и граждане РФ, а также иностранные граждане, имеющие вид на постоянное проживание в РФ.