В современных условиях развития российской экономики одним из ключевых инструментов региональной политики становится создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Такие территории призваны стимулировать приток инвестиций, развитие промышленности и инфраструктуры, а также повышение уровня и качества жизни населения в отдельных регионах страны. Для эффективного функционирования системы ТОСЭР необходимо соответствующее нормативно-правовое обеспечение.
Правовой статус территорий опережающего развития
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы создания и функционирования ТОCЭР, является Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [1]. Данный закон определяет правовой статус территорий опережающего развития, устанавливает требования к их созданию, а также полномочия органов государственной власти различных уровней в этой сфере. В соответствии с законом, территория опережающего социально-экономического развития – это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
Создание ТОCЭР осуществляется Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти. При этом законом установлены требования к территориям, на которых возможно создание ТОCЭР, а также основные ограничения по видам деятельности, которые могут осуществляться на данных территориях. ТОСЭР ассоциируются, прежде всего, с частью государственной территории. При этом термин «территория» сам по себе характеризуется неоднозначностью. Этот термин трактуется как часть территории государства, то есть естественная географическая среда, где проживает население [4].
Территория, по мнению В. Г. Вишнякова, является объектом хозяйствования, условием и основой хозяйственной деятельности [3, с. 23-27]. Помимо экономического развития государства, ТОСЭР выполняют важную функцию - улучшение благосостояния населения Российской Федерации, то есть характеризуются наличием социального элемента, что и отличает ТОСЭР от смежных категорий. В числе инструментов современной государственной политики, направленных на обеспечение развития территорий опережающего социально-экономического развития, важная роль отводится документам стратегического планирования Правительства РФ (Концепция долгосрочного социально-экономического развития, Схемы территориального планирования, Государственные программы Российской Федерации), определяющие приоритеты, цели, задачи и меры в области социально-экономического развития. Кроме того, инструментами государственного стратегического управления, выполняющими роль организационно-экономических механизмов реализации документов стратегического планирования, являются особые экономические зоны, зоны территориального развития, территориальные кластеры, технопарки, государственно-частное партнерство. Применение данных инструментов территориального развития ориентировано прежде всего на привлечение отечественных и зарубежных инвестиций для развития приоритетных с точки зрения содержания документов стратегического планирования Российской Федерации видов экономической деятельности и регионов страны [3, с. 23-27].
Таким образом, правовое регулирование института территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации осуществляется на основе системы взаимосвязанных нормативных правовых актов, ключевым из которых является Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Данные правовые нормы определяют статус ТОР, механизмы их создания и функционирования, полномочия органов власти, специальные условия для резидентов, а также меры контроля и ответственности. Совершенствование правового регулирования ТОР будет способствовать повышению эффективности региональной политики, направленной на ускоренное социально-экономическое развитие отдельных территорий.