Сельские территории являются неотъемлемой частью единого территориального пространства России, играют большую роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, сохранении культурно-исторического наследия, рациональном использовании природных ресурсов. Основным правовым актом, закрепляющим основы проведения аграрной политики на современном этапе, является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [1], который содержит указание на основную цель и задачи аграрной политики страны, принципы, из которых необходимо исходить при ее реализации, а также на систему правового регулирования аграрного сектора. Тем не менее в последние десятилетия развитие сельских территорий в России сопровождается острыми социально-экономическими проблемами. В этой связи определение стратегических приоритетов сохранения и развития сельских территорий приобретает особую актуальность.
В современных условиях основной причиной расхождения траекторий развития городских и сельских территорий является ослабление разнообразных связей между ними. При сохранении сложившихся тенденций в развитии сельских территорий, характеризующихся низким качеством и уровнем жизни, отток наиболее перспективных молодых кадров продолжится, что подтверждается социологическими исследованиями, согласно которым 50 процентов молодежи имеют намерения уехать из сельской местности, в которой постоянно проживают [2].
Кроме того, анализ современного состояния сельских территорий России показывает наличие ряда ключевых проблем, требующих незамедлительного решения. К ним относятся:
- Сокращение численности сельского населения и его старение. Данная тенденция обусловлена как объективными демографическими процессами, так и низким уровнем социально-экономического развития села.
- Отставание села от города по уровню и качеству жизни населения. Существенный разрыв сохраняется в доходах, доступности социальных услуг, развитии инженерной инфраструктуры.
- Деградация социальной инфраструктуры на селе. Происходит сокращение сети образовательных, медицинских, культурных учреждений, ухудшение их материально-технической базы.
- Низкая диверсифицированность сельской экономики. Сельское хозяйство остается доминирующей отраслью, недостаточно развиты альтернативные виды деятельности.
- Ограниченный доступ к рынкам сбыта сельхозпродукции и финансовым ресурсам.
На сегодняшний день в России реализуется Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия) [1].
Основные направления реализации стратегии заключаются в повышении уровня и качества жизни сельского населения, развитии социальной и инженерной инфраструктуры села, поддержке и модернизации сельскохозяйственного производства, диверсификации сельской экономики, сохранении природного и культурного наследия сельских территорий, а также в совершенствование системы государственного управления и финансовой поддержки. Таким образом, Стратегия нацелена на комплексное развитие сельских территорий, повышение их вклада в решение общенациональных задач при обеспечении устойчивого повышения уровня и качества жизни сельского населения.
Важным направлением развития сельских является внедрение инноваций, – в условиях коренной трансформации общества и производства экстенсивный путь развития значительно более эффективен интенсивного. Инновации охватили почти все производственные сферы, в том числе, производство в сельском хозяйстве [3, с. 151-153].
Реализация обозначенных стратегических приоритетов будет способствовать обеспечению устойчивого развития сельских территорий, повышению качества жизни сельского населения, сохранению культурно-исторического и природоресурсного потенциала села. Комплексный подход к решению накопившихся проблем позволит сформировать благоприятные условия для поступательного развития российской глубинки.