Главная
АИ #28 (210)
Статьи журнала АИ #28 (210)
Стратегические приоритеты цифровизации жилищно-коммунального комплекса Свердловс...

Стратегические приоритеты цифровизации жилищно-коммунального комплекса Свердловской области

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

жилищно-коммунальный комплекс
стратегические приоритеты
цифровизация
информатизация
государственное регулирование
цифровая экономика

Аннотация статьи

В статье анализируются современные проблемы цифровизации жилищно-коммунального комплекса Свердловской области. Автор обращает внимание на то, что цифровизация и развитие новых технологий требуют правового регулирования, которое пока недостаточно разработано. Основной акцент делается на необходимости создания стратегических подходов и инструментов для эффективного использования информации в сфере жилищно-коммунального комплекса. В частности, существующие нормы и правила не всегда адаптированы к современной цифровой среде, что может быть препятствием для цифровизации жилищно-коммунального комплекса.

Текст статьи

Все больше стран осознают потенциал, который предлагает цифровая экономика, и активно проводят мероприятия по ее развитию. По определению Всемирного Банка цифровые преобразования – это «новая парадигма ускоренного экономического развития» [1]. Планомерный процесс цифровизации экономики представляет собой важный этап развития современного мира. Страны, осознавая потенциал цифровой экономики, активно работают над ее развитием, стремясь использовать все преимущества, которые она предлагает, и решить вызовы и проблемы, сопутствующие этому процессу. Кроме того, все государства переходят к регулированию и развитию цифровой среды с целью оптимизации информационных технологий в государственном управлении [2, с. 83-93].

В России наблюдается рост использования цифровых технологий в различных сферах общественной жизни и этот процесс продолжается. Переход к цифровой платформе открывает новые возможности и перспективы для нашего государства.

Например, доступность онлайн-торговли и онлайн-услуг к цифровым товарам и услугам, не выходя из дома. Это особенно важно в условиях ограничений, как например, во время пандемии Covid-19.

Кроме того, переход к цифровой платформе позволяет автоматизировать процессы подготовки документов на «Госуслугах». Цифровизация также способствует открытости и прозрачности деятельности органов власти. Благодаря цифровым технологиям граждане имеют возможность более тесно взаимодействовать с государством, получать информацию о его деятельности и контролировать процессы принятия решений.

Еще одним важным преимуществом цифровизации является снижение уровня коррупции. Развитие цифровых технологий в общественной жизни России открывает перед нами большие перспективы и возможности для развития экономики, повышения эффективности государственных услуг и улучшения качества жизни граждан [3, с. 92-102].

Цифровизация – это процесс перехода от использования традиционных аналоговых технологий к использованию цифровых технологий. В контексте экономики и общества, цифровизация означает использование новых информационно-коммуникационных технологий, интернета и цифровых данных для улучшения процессов, увеличения эффективности и обеспечения доступа к информации и услугам через цифровые каналы связи. Цифровизация включает в себя такие аспекты, как автоматизация, электронная коммерция, интернет-платформы, облачные вычисления, большие данные и т. д. [4, с. 73-83].

Технологический прогресс и использование цифровых инструментов позволяют упростить и автоматизировать бизнес-процессы в жилищно-коммунальной сфере.

Например, по данным на октябрь 2023 г., в Свердловской области задолженность юридических лиц за тепловую энергию составила 2 млрд руб. Задолженности за ЖКУ отмечаются также среди незащищенных слоёв населения, которые не имеют средств к оплате ЖКУ. Оптимальным решением может послужить внедрение единой цифровой площадки на базе системы «Госуслуги».

В современных реалиях принципиально меняются аспекты правового регулирования цифровизации в Российской Федерации. Приходится констатировать, что документов законодательного уровня, специально посвященных теме цифровой трансформации, в России нет. Только-только появились первые НПА – Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 гг.», Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, Поручения Президента РФ от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 «Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту»).

Следует подчеркнуть, что цифровизация также сопровождается другими проблемами. Одна из них - цифровое разделение или «информационный разрыв». Некоторые группы населения могут быть отстранены от преимуществ информационного общества из-за отсутствия доступа к технологиям или низкой информационной грамотности, что приводит к неравенству и социальным проблемам. Также информационная безопасность и защита персональных данных является серьезной проблемой, требующей решения.

Хотя применение информационных технологий в жилищно-коммунальном комплексе имеет значительные достижения, все же существуют серьезные проблемы с правовым обеспечением этого процесса. Основные проблемы связаны не с отсутствием системного подхода, а скорее с фрагментированным соответствием между правовой базой и развитием цифровизации. Существующие правовые нормы не всегда учитывают быстрое развитие информационных технологий и ввод новых цифровых решений в жилищно-коммунальный комплекс. Нечеткое разграничение прав и ответственности между субъектами цифровизации жилищно-коммунального комплекса приводит к нарушениям в защите персональных данных.

Таким образом, цифровизация – это неизбежный процесс, который меняет нашу жизнь и общество в целом, предоставляя нам широкие возможности для доступа к информации и знаниям, развития бизнеса и экономики, а также повышения эффективности и решения повседневных задач. Однако для успешного развития цифровизации необходимо решить проблемы, связанные с правовым обеспечением, информационной грамотностью граждан и безопасностью информационных потоков.

Список литературы

  1. Ластович Б.А. Информационно-коммуникационная инфраструктура цифровой экономики. Простые истины [Электронный ресурс] / Б. Ластович. – Режим доступа: www.iksmedia.ru (дата обращения: 12.02.2024).
  2. Рыжкова М.В., Спицын В.В., Скрыльникова Н.А. Развитие сектора ИТ в России: драйверы и методы стимулирования // Вестник университета. –2021. – № 10. – С. 83-93.
  3. Сергеев Г.С. Строительство цифровой экономики в России: геополитический аспект // Экономическое возрождение России. – 2018. – Т. 3 (57). – С. 92-102.
  4. Сорокина Г.П. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 2. – С. 73-83.

Поделиться

637

Шилов И. С. Стратегические приоритеты цифровизации жилищно-коммунального комплекса Свердловской области // Актуальные исследования. 2024. №28 (210). С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/9785-strategicheskie-prioritety-cifrovizacii-zhilishno-kommunalnogo-kompleksa-sverdlovskoj-oblasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января