Жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) является одной из важнейших сфер социально-экономического развития современной России. Данный сектор имеет огромное значение для обеспечения благополучия и комфортных условий жизни граждан, так как отвечает за предоставление коммунальных услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.
Специфика функционирования системы ЖКХ обусловлена множественностью субъектов хозяйственного взаимодействия и их разнообразными интересами. В этой сфере задействованы коммерческие и некоммерческие организации, государственные и муниципальные структуры, физические лица и их сообщества. Вместе с тем, в современных условиях в данной сфере возникает ряд проблем, требующих комплексного научного анализа и выработки эффективных управленческих решений.
Как показывает анализ российского законодательства, понятие ЖКХ подлежит широкому применению. Так, Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [1], устанавливая основы финансирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, при этом не раскрывает исследуемое понятие.
Следует отметить, что в Жилищном кодексе РФ определение рассматриваемого термина не приводится. Однако, по тексту термин «жилищно-коммунальное хозяйство» употребляется со словом «сфера».
В Федеральном законе от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» урегулированы отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. По смыслу положений названого закона ЖКХ включает следующие сферы деятельности: жилищный фонд, управление общим имуществом в многоквартирных домах, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг и поставка ресурсов.
Понятие ЖКХ используется в нормативно-правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, согласно которым к сфере ЖКХ следует относить управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; обслуживание городских территорий; осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) – теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения [2].
Анализ содержания правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации показал, что понятие ЖКХ чаще всего рассматривается как вид экономической деятельности. Минфин России при расшифровке расходов на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики к ЖКХ относит, в частности:
- жилищное хозяйство (жилищный фонд);
- коммунальное хозяйство (оказание коммунальных услуг населению);
- благоустройство (проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, повышение комфортности условий проживания граждан) [3, с. 71-75].
Таким образом, понятие ЖКХ охватывает широкий спектр вопросов, связанных с обеспечением комфортных условий проживания граждан, эксплуатацией жилищного фонда и развитием инфраструктуры городов. Данное определение закреплено в нормативно-правовой базе, регулирующей сферу жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
В современных реалиях принципиально меняются аспекты правового регулирования цифровизации в Российской Федерации. Приходится констатировать, что документов законодательного уровня (указов Президента РФ, федеральных законов, отдельных статей в них), специально посвященных теме цифровой трансформации, в России нет. Только-только появились первые НПА уровня указов Президента РФ и постановлений (распоряжений) Правительства РФ, которые вводят в официальный оборот само понятие «цифровая трансформация» (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 гг.», Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, Поручения Президента РФ от 31 декабря 2020 г. № Пр-2242 «Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту»).
Таким образом, обзор нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере ЖКХ, позволяет выделить её из всего правового массива и признать, что при данном объеме в ней крайне сложно ориентироваться. Без преувеличения можно сказать, что сфера ЖКХ затрагивает интересы каждого гражданина независимо от возраста или имущественного положения, но с сожалением приходится констатировать тот факт, что в настоящее время отсутствует четкая, понятная, прозрачная и непротиворечивая система жилищного права. Однако документов законодательного уровня (указов Президента РФ, федеральных законов, отдельных статей в них), специально посвященных теме цифровой трансформации ЖКХ, в России нет.
В этой связи можно отметить следующее:
- Отсутствие специализированных документов законодательного уровня, посвященных цифровизации ЖКХ, создает пробелы в правовом регулировании этой сферы затрудняет системное и комплексное внедрение цифровых технологий в отрасль.
- Цифровая трансформация ЖКХ осуществляется на основе общих правовых актов, регулирующих вопросы информатизации, электронного взаимодействия, управления данными и т. д. Однако этого недостаточно для учета специфики жилищно-коммунального хозяйства.
- Необходимо разработать и принять на федеральном уровне законодательные акты, которые бы определяли стратегию, принципы, механизмы и ответственных за цифровую трансформацию ЖКХ, что позволит создать правовые основы для повсеместного внедрения инновационных решений в отрасли.
- В рамках такого законодательства следует урегулировать ключевые вопросы, связанные с цифровизацией ЖКХ: использование интеллектуальных систем учета ресурсов, функционирование государственных информационных систем, обработка персональных данных потребителей, переход на безналичные платежи и др.
- Принятие специального законодательства будет способствовать упорядочению нормативной базы, устранению правовых пробелов и коллизий, а также созданию условий для ускорения цифровой трансформации жилищно-коммунального хозяйства.