В современных условиях кризиса духовно нравственных ценностей и тенденцией замены традиционных устоев на псевдокультуру воспитание патриотических чувств приобретает особое значение. В целом, патриотизм является важной духовной и социальной ценностью общества, а также связующей ячейкой идеологической картины единого государства, что обуславливает необходимость патриотического воспитания уже с раннего возраста.
Как одна из задач образования, патриотическое воспитание присутствует на всех ступенях обучения и берет начало уже в дошкольных учреждениях. Это обусловлено тем фактом, что дошкольный возраст является благотворной почвой для формирования гармонично развитой личности. В данном возрасте закладываются основы нравственности, мировоззрения, моральных качеств.
В целом, под патриотическим воспитанием в рамках дошкольного образования понимается взаимодействие педагогов и дошкольников в совместной деятельности, направленной на раскрытие и формирование в детях чувств патриотизма, любви и уважение к Родине, общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщении к национальной культуре, а также на воспитание эмоционально-действенного отношения к событиям в родной стране и городе.
Патриотическое воспитание дошкольников опирается на несколько аспектов:
- знакомство с традициями и историей страны;
- знакомство дошкольников с семьей, родословной, семейными традициями;
- приобщение дошкольников культурному наследию, праздникам, традициям и прикладному искусству родного края;
- знакомство дошкольников с родным городом/селом, его историческим прошлым, символикой, традиционными особенностями, достопримечательностями.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи воспитательной работы в рамках формирования патриотизма:
- Воспитание чувств уважения и заботы к защитникам Отечества.
- Формирование представления о стране как о родине.
- Формирование чувств любви и уважения к своему родному краю, малой родине посредством приобщения дошкольников к родной природе, особенностями культуры и традиций.
- Формирование чувств привязанности к своему дому, родному краю, родной стране.
- Формирование интереса к культурному прошлому и традиционному укладу страны.
- Знакомство с отечественными образцами музыки, изобразительного искусства, художественного слова.
Методика воспитания патриотических чувств у старших дошкольников опирается на многоаспектность. Главным образом, успешность патриотического воспитания зависит от нескольких принципов:
- «Принцип амплификации развития;
- онтогенетический принцип;
- принцип учета ведущей деятельности;
- принцип целостности и системности;
- принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребенка, обращенный к организации и управлению его деятельностью с учетом направленности интересов и становления субъектности в условиях совместной деятельности со взрослым;
- принцип интеграции;
- принцип культуросообразности;
- принцип преемственности».
Важное место в патриотическом воспитании старших дошкольников занимает грамотно организованная предметно-развивающая среда, которая выстраивается в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями данного возраста. Так, в группе должны присутствовать уголки патриотической направленности, куда должны входить: материалы символикой России, образцы, содержащие особенности Отечественной культуры и традиций, примеры с декоративно-прикладного искусства, материалы символики родного края (карта, герб, флаг), фотографии достопримечательностей родного города. Не менее важным является грамотная подборка литературы в уголке библиотеки группы: при составлении библиографического списка важно подбирать литературу, которая будет отвечать не только возрастным особенностям старших дошкольников, но и представлять собой образцы художественного слова отечественных писателей и поэтов. Это могут быть рассказы и стихи о родной природе, любви к стране и родному краю, уважении к историческому и героическому прошлому.
Рассматривая календарно-тематическое планирование, важно отметить, что реализацию патриотического воспитания можно осуществлять не только на занятиях образовательной деятельности по конкретным темам, но и через внедрение различных дополнительных форм, например: проведение тематических недель, организация мероприятий и экскурсий патриотической направленности, внедрение компонентов патриотического воспитания в ход занятий, не соприкасающихся в тематическом плане.
Важно учитывать, что ещё только формирующаяся личность ребенка развивается в нескольких референтных группах – семья, группа сверстников и дошкольное учреждение. В связи с этим важно понимать и учитывать единство этих трёх групп для комплексного воздействия на формирующуюся личность ребёнка. Так, целесообразным является не только осуществление воспитательная работа в рамках деятельности на занятиях образовательная деятельность в рамках учебного плана, но и активно вовлекать родителей в процесс патриотического воспитания, как в рамках воспитательной работы дошкольного учреждения, так и опираясь на самостоятельную работу родителей дома.
Рассматривая формы вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания в рамках дошкольного учреждения, можно провести такие примеры, как проведение совместных занятий (например, составление генеалогического древа), организация тематических с праздников (например, праздник с совместным участием детей и родителей ко дню защитника Отечества), проведение совместных экскурсий в музеи. Также важно проводить дополнительные мероприятие по просвещению родителей о важности и особенностях патриотического воспитания дома, реализация чего может осуществляться посредством проведения круглых столов, консультаций, семинаров.
Таким образом, можно сказать, что процесс воспитания чувств патриотизма у старших дошкольников представляет собой сложный и многогранный процесс. Организация данной работы должна опираться на ряд принципов, сущность которых опирается на возрастные психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста. Важно учитывать тот факт, что ребенок формируется как личность не только в рамках образовательной деятельности дошкольного учреждения, но и в условия взаимодействия внутри семьи. В связи с этим важно поддерживать постоянный контакт между деятельности воспитателей и родителей через осуществление различных форм взаимодействия, как совместного участия воспитанников и родителей, так и отдельного сотрудничества воспитателя и родителей.