Главная
АИ #28 (210)
Статьи журнала АИ #28 (210)
Патриотическое воспитание воспитанников старшего дошкольного возраста

Патриотическое воспитание воспитанников старшего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

патриотизм
патриотическое воспитание
старшие дошкольники
детский сад

Аннотация статьи

Данная статья направлена на освещение вопроса патриотического воспитания в рамках дошкольного образования группах старшего дошкольного возраста. Проблема патриотического воспитания на сегодняшний день приобретает обостренный характер, в связи с чем государственная политика приобрела направление на воспитание таких качеств личности дошкольника, как уважение и любовь к Родине, ее культурным и традиционным особенностям и обычаям, интерес к историческому и героическому прошлому государства, любовь и уважение к малой родине и родной семье.

Авторы статьи обращают внимание на комплексность реализация патриотического воспитания, структурность и многоаспектность работы воспитателей дошкольного учреждения. Особое внимание авторы обращают на проблемы взаимодействия родителей и воспитателей в данном направлении.

Текст статьи

В современных условиях кризиса духовно нравственных ценностей и тенденцией замены традиционных устоев на псевдокультуру воспитание патриотических чувств приобретает особое значение. В целом, патриотизм является важной духовной и социальной ценностью общества, а также связующей ячейкой идеологической картины единого государства, что обуславливает необходимость патриотического воспитания уже с раннего возраста.

Как одна из задач образования, патриотическое воспитание присутствует на всех ступенях обучения и берет начало уже в дошкольных учреждениях. Это обусловлено тем фактом, что дошкольный возраст является благотворной почвой для формирования гармонично развитой личности. В данном возрасте закладываются основы нравственности, мировоззрения, моральных качеств.

В целом, под патриотическим воспитанием в рамках дошкольного образования понимается взаимодействие педагогов и дошкольников в совместной деятельности, направленной на раскрытие и формирование в детях чувств патриотизма, любви и уважение к Родине, общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщении к национальной культуре, а также на воспитание эмоционально-действенного отношения к событиям в родной стране и городе.

Патриотическое воспитание дошкольников опирается на несколько аспектов:

  • знакомство с традициями и историей страны;
  • знакомство дошкольников с семьей, родословной, семейными традициями;
  • приобщение дошкольников культурному наследию, праздникам, традициям и прикладному искусству родного края;
  • знакомство дошкольников с родным городом/селом, его историческим прошлым, символикой, традиционными особенностями, достопримечательностями.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи воспитательной работы в рамках формирования патриотизма:

  1. Воспитание чувств уважения и заботы к защитникам Отечества.
  2. Формирование представления о стране как о родине.
  3. Формирование чувств любви и уважения к своему родному краю, малой родине посредством приобщения дошкольников к родной природе, особенностями культуры и традиций.
  4. Формирование чувств привязанности к своему дому, родному краю, родной стране.
  5. Формирование интереса к культурному прошлому и традиционному укладу страны.
  6. Знакомство с отечественными образцами музыки, изобразительного искусства, художественного слова.

Методика воспитания патриотических чувств у старших дошкольников опирается на многоаспектность. Главным образом, успешность патриотического воспитания зависит от нескольких принципов:

  • «Принцип амплификации развития;
  • онтогенетический принцип;
  • принцип учета ведущей деятельности;
  • принцип целостности и системности;
  • принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребенка, обращенный к организации и управлению его деятельностью с учетом направленности интересов и становления субъектности в условиях совместной деятельности со взрослым;
  • принцип интеграции;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип преемственности».

Важное место в патриотическом воспитании старших дошкольников занимает грамотно организованная предметно-развивающая среда, которая выстраивается в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями данного возраста. Так, в группе должны присутствовать уголки патриотической направленности, куда должны входить: материалы символикой России, образцы, содержащие особенности Отечественной культуры и традиций, примеры с декоративно-прикладного искусства, материалы символики родного края (карта, герб, флаг), фотографии достопримечательностей родного города. Не менее важным является грамотная подборка литературы в уголке библиотеки группы: при составлении библиографического списка важно подбирать литературу, которая будет отвечать не только возрастным особенностям старших дошкольников, но и представлять собой образцы художественного слова отечественных писателей и поэтов. Это могут быть рассказы и стихи о родной природе, любви к стране и родному краю, уважении к историческому и героическому прошлому.

Рассматривая календарно-тематическое планирование, важно отметить, что реализацию патриотического воспитания можно осуществлять не только на занятиях образовательной деятельности по конкретным темам, но и через внедрение различных дополнительных форм, например: проведение тематических недель, организация мероприятий и экскурсий патриотической направленности, внедрение компонентов патриотического воспитания в ход занятий, не соприкасающихся в тематическом плане.

Важно учитывать, что ещё только формирующаяся личность ребенка развивается в нескольких референтных группах – семья, группа сверстников и дошкольное учреждение. В связи с этим важно понимать и учитывать единство этих трёх групп для комплексного воздействия на формирующуюся личность ребёнка. Так, целесообразным является не только осуществление воспитательная работа в рамках деятельности на занятиях образовательная деятельность в рамках учебного плана, но и активно вовлекать родителей в процесс патриотического воспитания, как в рамках воспитательной работы дошкольного учреждения, так и опираясь на самостоятельную работу родителей дома.

Рассматривая формы вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания в рамках дошкольного учреждения, можно провести такие примеры, как проведение совместных занятий (например, составление генеалогического древа), организация тематических с праздников (например, праздник с совместным участием детей и родителей ко дню защитника Отечества), проведение совместных экскурсий в музеи. Также важно проводить дополнительные мероприятие по просвещению родителей о важности и особенностях патриотического воспитания дома, реализация чего может осуществляться посредством проведения круглых столов, консультаций, семинаров.

Таким образом, можно сказать, что процесс воспитания чувств патриотизма у старших дошкольников представляет собой сложный и многогранный процесс. Организация данной работы должна опираться на ряд принципов, сущность которых опирается на возрастные психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста. Важно учитывать тот факт, что ребенок формируется как личность не только в рамках образовательной деятельности дошкольного учреждения, но и в условия взаимодействия внутри семьи. В связи с этим важно поддерживать постоянный контакт между деятельности воспитателей и родителей через осуществление различных форм взаимодействия, как совместного участия воспитанников и родителей, так и отдельного сотрудничества воспитателя и родителей.

Список литературы

  1. Акимова Е.С. Особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста / Е.С. Акимова // Развитиум.ру. – 2015. – URL: https://razvitum.ru/articles/masters/2015-03-10-08-44-50.
  2. Воронецкая Л.Н. Семья и Родина едины. Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л.Н. Воронецкая // Пралеска. – 2014. – № 5. – С. 13-20.
  3. Рудь О.П. К проблеме воспитания основ патриотизма у детей 5-6 лет в процессе игровой деятельности / О.П. Рудь, Т.В. Поздеева // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 9. – С. 47-52.
  4. Шинкарёва Н.А. Особенности организационно-педагогических условий развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шинкарёва // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – № 4(33). – С. 166-171.

Поделиться

818

Халяпина И. С., Гузеева А. А. Патриотическое воспитание воспитанников старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №28 (210). С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/9796-patrioticheskoe-vospitanie-vospitannikov-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января