Главная
АИ #28 (210)
Статьи журнала АИ #28 (210)
Влияние политической мысли Джона Локка и Томаса Гоббса на развитие теории раздел...

Влияние политической мысли Джона Локка и Томаса Гоббса на развитие теории разделения властей в США

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

разделение властей
система сдержек и противовесов
Джон Локк
Томас Гоббс
США

Аннотация статьи

Данная работа посвящена определению влияния политической мысли Томаса Гоббса и Джона Локка на реализацию принципа разделения властей в современных Соединенных Штатах Америки.

Текст статьи

В семнадцатом веке огромный интерес для ученых того времени представляла тема власти и государственности. Проблема разделения властей являлась наиболее актуальной в период революции и гражданской войны, которые оказали большое влияние на формирование политической мысли современников этих событий. Среди них можно выделить двух важнейших английских философов и политических мыслителей – Т. Гоббса и Дж. Локка. Многие историки, среди которых К. Ю Милованов, И. В. Немченко, Л. М. Энтин отмечают, что их взгляды послужили толчком для развития политической мысли эпохи Просвещения, имели ведущую роль в становлении науки Нового времени, а также повлияли на современное разделение властей в США. В работе будет рассмотрены идеи Джона Локка и Томаса Гоббса, а также будет дан ответ на вопрос, как реализуется теория разделения властей в современных Соединенных Штатах Америки.

Актуальность данной работы состоит в том, что политическая идея Т. Гоббса и Дж. Локка была положена в основу создания и функционирования всех существующих правовых государств, поэтому изучение обозначенной тематики представляет собой особую важность. Анализирование их политических учений поможет вернуться ко времени, когда зарождалось современное разделение властей, что важно для понимания причин необходимости разветвления государственной власти в США в наши дни.

Цель работы – оценить, какое влияние оказали политические идеи Джона Локка и Томаса Гоббса на современное разделение властей в США.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить политическую мысль Джона Локка и Томаса Гоббса, изучить современную концепцию разделения властей, сравнить ее с теорией этих мыслителей и сделать выводы.

Обзор литературы

О политических учениях Т. Гоббса и Д. Локка написано множество монографий и статей. Теория разделения властей представляет интерес для таких авторов, как Р. В. Акоева, И. В. Левакин, Л. М. Энтин. Большое количество научных трудов посвящено эволюции этой теории, а также современному устройству США, например, можно выделить таких историков, как Н. Л. Гордиенко, Ж. А. Миряева.

Для написания зачётной работы была выбрана монография российского историка, кандидата юридических наук Барнашова А. М. «Теория разделения властей: становление, развитие и применение». В монографии детально описана эта теория. Для анализа современности в работе были взяты за основу монография «Принцип разделения властей в конституционном механизме США» А. А. Мишина, советского и российского политолога, доктора юридических наук, а также использована научная статья «Концепция правового государства в философско-исторической мысли просвещения» Милованова К. Ю., которая поможет сравнить политико-правовые идеи Т. Гоббса и Д. Локка. Данные источники дают наиболее полную характеристику теории разделения властей и ее реализации в современных Соединенных Штатах Америки.

Глава 1

Выделенная тема важна для понимания причины необходимости разделения властей в государстве. Рассмотрим основные политико-правовые идеи Т. Гоббса и Дж. Локка, а также сходства и различия взглядов этих двух мыслителей.

Важнейшим событием, повлиявшим на политическую мысль его современников, является Английская революция. Именно изменение политической ситуации оказало огромное влияние на политико-правовые представления Дж. Локка и Т. Гоббса. Эти представления, как и взгляды на революцию у каждого были разные. Рассмотри их по отдельности.

Своеобразным было отношение к революции одного из наиболее выдающихся английских мыслителей Томаса Гоббса (1588–1679). Известны его близость в некоторые периоды его жизни к роялистским кругам, боязнь революционных перемен, приверженность к абсолютной политической власти. Философ внес огромный вклад в развитие социального подхода по изучению правового государства. В своих работах – «О гражданине», «Левиафан» и «Бегемот, или Долгий парламент» мыслитель излагает концепцию построения образцового государства. Он считает, что изначально все люди созданы равными и каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человеческая жадность и эгоизм приводит к неизбежности в обществе «войны всех против всех». Государство учреждается людьми для того, чтобы покончить с этой войной, избавиться от страха незащищенности. При полном подчинении индивида абсолютной власти государства Т. Гоббс оставляет право на восстание в случае, если суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида вредить самому себе, а также запрещает защищаться от нападения врагов [4].

Т. Гоббс был первым мыслителем, который из системы естественного права выделил и развил полное учение о правовых основах государственной власти, положив начало созданию английской историко-теоретической модели правового государства.

У Гоббса уже можно увидеть представление о совокупности прав и свобод, признаваемых за гражданином, которые одновременно становятся ограничителями воли суверена. Эти права человека и гражданина на свободу (убеждений), жизнь и собственность, которые в дальнейшем у Джона Локка и в политико-юридических декларациях последующих буржуазных революций получат более глубокое содержание [4].

Признак государства, выделенный Гоббсом, – политическая власть, организованная как единый субъект. В «Левиафане» Гоббс дал развернутое определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты». Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось, прежде всего, ее способность преодолеть «войну всех против всех». Мы видим, что Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей. В то же время он признавал другой аспект этой теории, а именно необходимость в своеобразном разделении труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля.

Дж. Локк (1632–1704 гг.) полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотъемлемых индивидуальных свобод, баланса властей, законности восстания против тирана и т. д. Локк был сыном капитана эскадрона в армии О. Кромвеля, выступающего за свободу человека и за суверенитет народа через парламент, и под влиянием его политических идеалов, у Локка начали формироваться первые собственные представления о государственном устройстве. Позднее он напишет произведение «Два трактата о правлении», где опишет свое восприятие государственного и гражданского состояний, а также теорию разделения властей.

Реалистичность политического мышления проявляется в выборе Дж. Локком средств, нацеленных на осуществление изменений в государстве – законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи со злоупотреблениями властью и др.

Имя Джона Локка занимает особое место не только в ряду великих философов эпохи Нового времени, но и во всемирном историко-философском процессе. Мыслитель выступал выразителем умонастроений тех слоев английского общества, которые были заинтересованы в дальнейшем развитии буржуазных отношений.

В отличие от Т. Гоббса Д. Локк полагает, что и в естественном состоянии человек, преследуя свои интересы и отстаивая свою свободу и собственность, стремится не навредить другому, но имеющихся в этом состоянии неорганизованных индивидуальных средств защиты недостаточно для обеспечения соблюдения его прав. У Локка «основой происхождения Государства является здравый смысл, а не дикий инстинкт, как у Гоббса» [1, с. 6-17]. По договору об учреждении государства люди не полностью отказываются от своих естественных прав. В организованном сообществе гражданин передает свои права под защиту государственным органам. Это положение отчасти обосновывает право народа уничтожить любую власть, угрожающую ему, его свободе, собственности и другим естественным благам. В этом проявляется суть гражданской позиции Д. Локка.

Отстаивая «идею разделения властей и главенствующей роли в государстве законодательной власти, Д. Локк тем самым отвергал такую форму государственного правления, как абсолютная монархия». И в этом одно из главных отличий его политико-правовых взглядов от теории Т. Гоббса [4]. Система разделения властей была гарантией недопущения реставрации абсолютистских режимов. Для того чтобы государство оставалось «сторожем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей. В своих произведениях, в частности «О государстве», он разделил государственную власть на законодательную, исполнительную и союзную. Законодательная власть принадлежит парламенту, издающему законы, исполнительная – королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, то есть решает вопросы «войны и мира» и международные отношения. Он считал, что свобода невозможна, когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном человеке или органе, так как монарх сможет ввести тиранические законы. Причем законодательная власть имеет более высокий статус, чем исполнительная, поскольку именно она призвана определять политику государства. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов – это так называемая «система сдержек и противовесов».

По Локку, законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. Локк являлся сторонником представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. Целью закона является сохранение свободы. Помимо этого, существуют пределы, установленные для законодательной власти любого государства и во всех формах правления. По словам Локка, необходимо управлять посредством опубликованных, установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, то есть все люди должны быть равны перед законом, независимо от статуса или социального положения.

Исполнительная власть, по сути, включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность.

Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут использовать свои политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных.

Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое во взаимодействиях с другими государствами.

Форма правления в государстве зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной. По Локку, формой правления будет демократия, если законодательная власть находится в руках самого общества; если она находится в руках нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда это будет олигархия; если же в руках одного лица, тогда это – абсолютная монархия; если в руках одного лица и его наследников, то это наследственная монархия; если же власть передана лицу пожизненно, а после его смерти право назначить преемника принадлежит большинству, то это выборная монархия [1, с. 6-17].

Согласно теории Локка, абсолютная монархия – одна из худших форм правления, так как по общественному договору суд и закон должен быть равным для всех, а над абсолютным монархом судьи нет, что противоречит естественному праву и закону. Все ветви власти, по теории Локка, подчиняются законодательной, но в то же время оказывают на нее активное воздействие. Таким образом, каждая из ветвей регулируется со стороны двух других, что в итоге позволяет сохранять естественные права и свободы граждан.

И Т. Гоббс, и Д. Локк развивал собственные идеи общественно-государственного устоя, отталкиваясь от понятий естественного и гражданского состояний. Однако Т. Гоббс превозносил идею абсолютной монархии, Д. Локк категорически ее отвергал. Т. Гоббс не признавал разделение властей в государстве. Он был свидетелем ужасной гражданской войны в Англии, это помогло ему сделать вывод, что государство, разделенное в самом себе, не может сохраниться. В произведении «Левиафан» он проиллюстрировал свое мнение сравнением государства с живым существом, где суверен – душа государственности, гражданский мир - здоровье, а мятежи, гражданские войны – болезнь государства, влекущая за собой его распад и гибель. По его мнению, абсолютная монархия – единственный способ избежать хаоса и гражданской войны.

Аристократические представления о власти Гоббса не вписывались в государственное устройство Англии 17 века, потому что в ту эпоху многие люди перестали соглашаться с абсолютной монархией, но еще не были готовы вступить в демократию. Революция им дала нечего среднее - конституционную монархию, где государственные решения не будут ложиться на плечи только одного человека. И Локк, в свою очередь, это прекрасно понимал. Таким образом несмотря на то, что Локк развил идеи Т. Гоббса, можно заметить много различий в их взглядах. Тем не менее политические и правовые взгляды этих ученых очень весомы и имеют большую ценность и сегодня.

Историческое развитие теории разделения властей – богатый арсенал идей, без знания которых невозможна серьезная современная теоретическая разработка проблем, связанных с осуществлением государственной власти. Именно разделение властей стало основным исходным положением для организации государственной власти, важной особенностью устройства государственного механизма.

Глава 2

Теперь рассмотрим, как выглядит разделение властей в современных Соединенных Штатах Америки, чтобы оценить влияние идей Т. Гоббса и Дж. Локка на его формирование.

Теория Дж. Локка оказались прогрессивнее, ведь он верно предполагал, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

Основной смысл данной политической концепции состоит в предотвращении злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Средством для этого служит установление в государстве такого отношения различных властей между собой, при котором они могли бы сдерживать друг друга, не допуская перевеса одной из них. Данная система сдержек и противовесов предполагает четкое правовое определение компетенции и функций трех основных видов власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Теория разделения властей проникла в американские колонии вскоре после выхода в свет «Двух трактатов о правительстве» Джона Локка (1689). Восприимчивость американской буржуазии к этой идее объясняется тем, что в британских колониях Северной Америки предреволюционного периода существовала примерно такая же политическая ситуация, как в Англии конца XVII в. и во Франции середины XVIII в. Американский вариант системы разделения властей основан не только на теоретическом наследии, но и на опыте самостоятельного государственного строительства независимых штатов с 1776 по 1787 г. В предшествующий этому времени период наиболее привлекательной для колоний оказалась теория Дж. Локка. Она соответствовала желанию американцев создать такую систему правления, при которой ненавистная им исполнительная власть, ассоциировавшейся с британским королем, была бы лишена возможности перерастать в открытую тиранию, благодаря положению о неравноправности властей, ведь согласно Д. Локку законодательная власть является верховной и повелевает всеми другими властями. В этом американская политическая мысль видела в тот период гарантию от произвола исполнительной власти [5].

Практическое воплощение локковских идей привело к значительным изменениям в политическом сознании американцев. Созданные в штатах легислатуры захватили в свои руки огромные полномочия, полностью подчинив себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Они конфисковывали собственность, взимали налоги, беспрерывно изменяли и пересматривали свои законы, тем самым нарушая все запреты чистой теории разделения властей. Этот опыт привел к тому, что политическая мысль штатов разочаровалась в этой модели разделения властей с ее британской концепцией верховенства парламента, которая является одним из основных постулатов британского конституционализма вплоть до настоящего времени. Более привлекательной для американцев оказалась схема разделения властей, предложенная французским мыслителем Шарлем Монтескье. Развитие идеи создания «более совершенного союза» привело к процессу перерастания теории разделения властей в конституционный принцип, который в конечном счете воплотился в американской практической схеме сдержек и противовесов.

В США власть разделена на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые отделены и независимы друг от друга, выполняют закрепленные за ними функции и, тем не менее, тесно взаимосвязаны между собой. Для разрешения противоречивых ситуаций действует фактически закрепленный в Конституции принцип «сдержек и противовесов», когда все ветви власти осуществляют взаимный конституционный контроль, чтобы избежать злоупотреблений властью [2, с. 80-98].

Учредители Конституции 1787 г. положили в основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов государственной власти – Конгресса, Президента и Верховного суда свой собственный, американский вариант разделения властей, который впоследствии стал именоваться системой сдержек и противовесов. При этом если изначальная идея разделения властей, заимствованная у Д. Локка, не нашла детального выражения в тексте Конституции, то американская идея сдержек и противовесов разработана весьма основательно во всех ее проявлениях.

Все три ветви власти имеют различные источники своего формирования. Носитель законодательной власти – Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, иными словами, избирательным корпусом, Сенат – легислатурами штатов. Носитель исполнительной власти – Президент избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые, в свою очередь, избираются народом. Что касается носителя судебной власти – Верховного суда, то он формируется совместно Президентом и Сенатом. Все органы государственной власти, согласно Конституции, имеют различные сроки полномочий. В системе сдержек и противовесов создан механизм, в рамках которого каждая из ветвей власти имеет возможность нейтрализовать узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этой идеей Конгресс получил право отклонять законопредложения Президента, Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную Президентом для занятия какой-либо высшей федеральной должности, поскольку в силу процедуры получения «совета и согласия» необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов верхней палаты. Конгресс, наконец, может привлечь Президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности до истечения срока его полномочий.

Важнейшим конституционным средством воздействия Президента на Конгресс является отлагательное вето. Если Президент мотивированным посланием отказывает в утверждении законопроекта или резолюции, одобренных обеими палатами Конгресса, то возражение главы государства может быть преодолено только в том случае, если соответствующие билли или резолюции будут повторно одобрены квалифицированным большинством обеих палат.

Носитель судебной власти – Верховный суд формируется совместно Президентом и Конгрессом. Члены Верховного суда назначаются Президентом «по совету и с согласия Сената», т. е. с одобрения двух третей присутствующих сенаторов при наличии кворума. Формально Верховный суд учреждается как высшая апелляционная инстанция и как суд первой инстанции по определенной категории дел [6, с. 38-42].

Наиболее мощные средства противодействия были нацелены на законодательную ветвь власти. В самом Конгрессе верхняя палата – назначаемый легислатурами штатов Сенат - была уравнена в правах с выборной Палатой представителей. Подобные предосторожности, как уже было сказано, объяснялись страхом учредителей Конституции перед возможностью установления тиранической диктатуры народного собрания.

Таким образом, можно сделать вывод, что Т. Гоббс, несмотря на то, что считал, что в государстве не должно быть разделения властей, имел большее влияние на развитие политической мысли Д. Локка, а уже тот в свою очередь через свои произведения, в особенности «Два трактата о правительстве» повлиял на идеи американской буржуазии, так как в британских колониях Северной Америки предреволюционного периода существовала примерно такая же политическая ситуация, как в Англии конца XVII в. Однако, убедившись в несовершенстве идей этих мыслителей и невозможности их точной реализации в условиях их страны, американцы решили доработать теорию. В настоящее время мы видим, что теории Т. Гоббса и Д. Локка претерпели огромные изменения, но несмотря на это, их мысли определенно повлияли на формирование разделения властей в современных США.

Заключение

В зачётной работе была изучена современная концепция разделения властей в США, оценено влияние на нее, оказанное политическими идеями Джона Локка и Томаса Гоббса и были получены следующие выводы: разделение властей – это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Эти теории оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой мысли. По мнению К. Ю. Милованова, государственно-правовые взгляды Т. Гоббса сыграли значительную роль в становлении буржуазной правовой государственности; им сформулированы понятия верховенства права, внутреннего единства власти, государственного суверенитета. Колоссальное влияние идей Д. Локка на формирование нормативной теории правового государства признается на сегодняшний день всеми ведущими отечественными и зарубежными исследователями. Локком развито и дополнено учения Гоббса; сформулирована классическая концепция разделения властей. Учение о правовом государстве, созданное Гоббсом и Локком, оказало огромное влияние на английских просветителей, но будучи сторонниками разделения властей, они так и не смогли исправить изъян данной теории – проблемы координации и взаимодействия ветвей власти и провести их абсолютное разделение. Это повлекло за собой резкое падение авторитета государственного управления.

Что касается влияния их теорий на современную модель разделения властей в США, то по выводам А. А. Мишина и Д. А. Шевчука, Т. Гоббс и Д. Локк несомненно сыграли роль в процессе установления современной модели разделения властей США. Однако, нельзя говорить, что теория Локка реализуется в ее изначальном виде, ведь на практике стало понятно, что она несовершенна.

Список литературы

  1. Барнашев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение, Томск, 1988. С. 6-17.
  2. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. / отв. редактор Б. Никифоров. – М.: Наука, 1984. – С. 80-98.
  3. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид. Лит., 1995. – С. 6-32.
  4. Милованов К.Ю. Концепция правового государства в философско-исторической мысли Просвещении., дис. – М., 2009. – § 1- § 2.
  5. Шевчук Д.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебное пособие. – Москва: ГроссМедиа, 2008. – § 12.
  6. Миряева Ж.А. Разделение властей в Соединенных Штатах Америки // Научный журнал «Наука. Общество. Государство», 2021. – С. 38-42.

Поделиться

629

Сидорова В. Л. Влияние политической мысли Джона Локка и Томаса Гоббса на развитие теории разделения властей в США // Актуальные исследования. 2024. №28 (210). С. 55-60. URL: https://apni.ru/article/9800-vliyanie-politicheskoj-mysli-dzhona-lokka-i-tomasa-gobbsa-na-razvitie-teorii-razdeleniya-vlastej-v-ssha

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября