Главная
АИ #28 (210)
Статьи журнала АИ #28 (210)
Влияние социальных медиа на потребительское поведение

Влияние социальных медиа на потребительское поведение

Научный руководитель

Лубожева Лионелла Николаевна

Рубрика

Маркетинг, реклама, PR

Ключевые слова

социальные медиа
инфлюенсер
бренд
имидж
потребитель
маркетинг

Аннотация статьи

Данная статья исследует влияние социальных медиа на поведение потребителей. Рассматриваются платформы, такие как социальные сети, мессенджеры, форумы, блоги, видеохостинги и маркетплейсы, и их роль в принятии решений потребителями. Основой анализа служат теории социального доказательства Роберта Чалдини и собственного восприятия Дэрила Бема.

Текст статьи

Социальные медиа – это интернет-ресурсы, которые предоставляют на основе онлайн-технологий возможность производства пользовательского контента в интернете и интерактивного взаимодействия пользователей друг с другом.

Социальные медиа зародились в 1970-х годах вместе с появлением электронной почты и возможностью размещения объявлений в интернете.

К социальным медиа относятся:

  • социальные сети,
  • мессенджеры,
  • форумы,
  • блоги,
  • видеохостинги,
  • маркетплейсы и др.

Социальные медиа также служат инструментом маркетинговой политики компаний, помогая им в продвижении товаров, повышении популярности брендов и расширении аудитории. Данным термином подразумеваются площадки, которые предоставляют возможности для:

  • обмена мнениями;
  • налаживания сотрудничества;
  • распространения и получения информации.

Современные социальные медиа активно влияют на потребительское поведение. Охваты и уровень воздействие у данных площадок зачастую превышают таковые у традиционных СМИ.

Современное потребительское поведение неразрывно связано с использованием социальных сетей. В течение последних 15–20 лет они стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Эти площадки оказывают значительное влияние на их принятие решений в области потребления.

Основой, объясняющей влияние социальных сетей на поведение потребителей, является теория социального доказательства американского психолога Роберта Чалдини, которую он описывал в книге «Психология влияния». Ее суть заключается в том, что люди склонны принимать решения на основе действий и мнений других людей в соцсетях. Например, если пользователь видит, что его друзья или знакомые покупают определенный товар или используют конкретный сервис, он склонен повторять их действия.

Также маркетологами выделяется теория собственного восприятия, предложенная психологом Дэрилом Бемом. В соответствии с ней, люди оценивают свою значимость и ценность на основе того, что о них думают друзья и подписчики в социальных сетях. Потребители стремятся создать и поддерживать свой образ на данных площадках, что влияет на их покупательское поведение.

Масштабное исследование на данную тематику проводилось в США компанией NM Incite, a Nielsen McKinsey company. Анализ помог прийти к однозначным результатам. Более 60% людей, которые активно сидят в интернете, узнают о брендах через социальные сети. Порядка 48% клиентов из Всемирной паутины откликнулись на предложение из Twitter или Facebook. В связи с этим, крупные компании просто не могут игнорировать крупны платформы в своей деятельности.

Ключевые аспекты влияния социальных медиа

Для понимания темы следует обратиться к исследованиям центра IMC Шпигельского университета. В отчете указано, что отзывы в соцсетях влияют не только на доверие покупателей. От рецензий зависят продажи компании и конверсия. Доверительное отношение повышает вовлеченность потребителя.

Сотрудничество с популярными блогерами (инфлюенс-маркетинг) стал важной частью многих маркетинговых стратегий. Результатом коллаборации с инфлюенсерами может стать:

  • увеличение продаж;
  • повышение узнаваемости бренда;
  • укрепление имиджа компании.

Маркетолог Дмитрий Денисов отмечает, что эффективность во многом зависит от правильного выбора инфлюенсера. При его подборе нужно учитывать целевую аудиторию, репутацию, сферу интересов.

Как происходит взаимодействие брендов и потребителей через социальные медиа.

Компании активно используют популярные площадки для установления контакта с потребителями. Здесь они могут выкладывать рекламные посты, проводить конкурсы и акции, а также отвечать на вопросы клиентов. Пользователи получают возможность получить более полную информацию о продукции или услуге, а также обратиться к представителям компании в случае необходимости.

Одним из главных преимуществ взаимодействия брендов и потребителей через социальные медиа является скорость и удобство общения. Клиенты могут задать вопросы или оставить отзывы в любое удобное для них время, не ограничиваясь рабочими часами компании. Бренды, в свою очередь, оперативно отвечают на запросы и помогают клиентам решать возникшие проблемы.

Воздействие социальных медиа на решения потребителей

Почему соцсети стали активным инструментом для многих компаний? Это связано с тем, что на таких площадках путь человека к покупке заметно короче. Раньше люди смотрели по телевизору, им приходилось одеваться и идти в магазин, чтобы потратить свои деньги. Сегодня же весь процесс занимает не более нескольких минут. Статистика Deloitte (опубликована в Search Engine Watch) показывает, что 29% пользователей совершают покупку в день, когда видят товар или услугу в социальных медиа.

Платформы существенно повысили уровень доверия потребителей к коммерции в интернете. Сегодня можно не только совершить приобретение за несколько кликов. Обычно на сайтах возможно сразу же получить всю информацию о товаре или услуге.

Нельзя не затронуть тему психологических аспектов воздействия социальных медиа. Далее они будут перечислены.

  1. Сравнение с другими. Постоянное изучение жизни третьих лиц вызвать чувство недостаточности, зависть и недовольства собой.
  2. Фильтрация жизни. Люди часто представляют себя в социальных медиа в лучшем свете.
  3. Влияние медиа. Платформы могут оказывать влияние на установки и убеждения людей через рекламу, ложные новости и манипуляции. Это влияет на мнение человека и его поведение.

Проблемы и вызовы

Социальные медиа приносят не только пользу. Используя данный инструмент, следует помнить о потенциальных негативных влияниях социальных медиа. Они следующие:

  • зависимость;
  • влияние на психологическое здоровье;
  • повсеместное распространение ложных новостей, влияние на общественное мнение.

Существует ряд юридических и этических аспектов использования социальных сетей в маркетинге. Площадки дают четкое определение тематик, которые запрещено рекламировать. В частности, нельзя продвигать культ насилия, табачную и алкогольную продукцию, психотропные вещества, азартные игры и прочее.

Социальные медиа сегодня являются эффективными инструментами для продвижения товаров и увеличения продаж. Со временем пользователи все больше и больше будут совершать покупок в интернете, поэтому бюджеты рекламных кампаний будут увеличиваться. Это делает исследования в данной сфере более перспективными в будущем.

Эксперты советуют маркетологам придерживаться следующих рекомендаций при использовании социальных медиа:

  • быть честными с аудиторией и избегать громогласных обещаний;
  • перед воздействием на поведение нужно тщательно изучить аудиторию;
  • нужно создавать позитивный и интересный контент;
  • следует использовать инструменты для отслеживания результатов маркетинговых кампаний.

Список литературы

  1. Шиловский С.В. Влияние отзывов в социальных медиа на доверие, вовлеченность потребителей и продажи розничных сетей [Электронный ресурс] // Cyberleninka – 2018 г. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otzyvov-v-sotsialnyh-media-na-doverie-vovlechennost-potrebiteley-i-prodazhi-roznichnyh-setey.
  2. Едакин А. Что такое социальные медиа и какое место в них занимают соцсети [Электронный ресурс] // SMMPlanner – 2022 г. – Режим доступа: https://smmplanner.com/blog/chto-takoie-sotsialnyie-miedia-kakoie-miesto-v-nikh-zanimaiut-sotssieti-razbiraiemsia/.
  3. Власов П. Какое место занимают соцмедиа в процессе принятия потребителем решения о покупке? [Электронный ресурс] // «Лайкни» – 2014 г. – Режим доступа: https://www.likeni.ru/analytics/kakoe-mesto-zanimayut-sotsmedia-v-protsesse-prinyatiya-potrebitelem-resheniya-o-pokupke/.

Поделиться

1217

Таёкин А. А. Влияние социальных медиа на потребительское поведение // Актуальные исследования. 2024. №28 (210). С. 47-49. URL: https://apni.ru/article/9802-vliyanie-socialnyh-media-na-potrebitelskoe-povedenie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря