Социальные медиа – это интернет-ресурсы, которые предоставляют на основе онлайн-технологий возможность производства пользовательского контента в интернете и интерактивного взаимодействия пользователей друг с другом.
Социальные медиа зародились в 1970-х годах вместе с появлением электронной почты и возможностью размещения объявлений в интернете.
К социальным медиа относятся:
- социальные сети,
- мессенджеры,
- форумы,
- блоги,
- видеохостинги,
- маркетплейсы и др.
Социальные медиа также служат инструментом маркетинговой политики компаний, помогая им в продвижении товаров, повышении популярности брендов и расширении аудитории. Данным термином подразумеваются площадки, которые предоставляют возможности для:
- обмена мнениями;
- налаживания сотрудничества;
- распространения и получения информации.
Современные социальные медиа активно влияют на потребительское поведение. Охваты и уровень воздействие у данных площадок зачастую превышают таковые у традиционных СМИ.
Современное потребительское поведение неразрывно связано с использованием социальных сетей. В течение последних 15–20 лет они стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Эти площадки оказывают значительное влияние на их принятие решений в области потребления.
Основой, объясняющей влияние социальных сетей на поведение потребителей, является теория социального доказательства американского психолога Роберта Чалдини, которую он описывал в книге «Психология влияния». Ее суть заключается в том, что люди склонны принимать решения на основе действий и мнений других людей в соцсетях. Например, если пользователь видит, что его друзья или знакомые покупают определенный товар или используют конкретный сервис, он склонен повторять их действия.
Также маркетологами выделяется теория собственного восприятия, предложенная психологом Дэрилом Бемом. В соответствии с ней, люди оценивают свою значимость и ценность на основе того, что о них думают друзья и подписчики в социальных сетях. Потребители стремятся создать и поддерживать свой образ на данных площадках, что влияет на их покупательское поведение.
Масштабное исследование на данную тематику проводилось в США компанией NM Incite, a Nielsen McKinsey company. Анализ помог прийти к однозначным результатам. Более 60% людей, которые активно сидят в интернете, узнают о брендах через социальные сети. Порядка 48% клиентов из Всемирной паутины откликнулись на предложение из Twitter или Facebook. В связи с этим, крупные компании просто не могут игнорировать крупны платформы в своей деятельности.
Ключевые аспекты влияния социальных медиа
Для понимания темы следует обратиться к исследованиям центра IMC Шпигельского университета. В отчете указано, что отзывы в соцсетях влияют не только на доверие покупателей. От рецензий зависят продажи компании и конверсия. Доверительное отношение повышает вовлеченность потребителя.
Сотрудничество с популярными блогерами (инфлюенс-маркетинг) стал важной частью многих маркетинговых стратегий. Результатом коллаборации с инфлюенсерами может стать:
- увеличение продаж;
- повышение узнаваемости бренда;
- укрепление имиджа компании.
Маркетолог Дмитрий Денисов отмечает, что эффективность во многом зависит от правильного выбора инфлюенсера. При его подборе нужно учитывать целевую аудиторию, репутацию, сферу интересов.
Как происходит взаимодействие брендов и потребителей через социальные медиа.
Компании активно используют популярные площадки для установления контакта с потребителями. Здесь они могут выкладывать рекламные посты, проводить конкурсы и акции, а также отвечать на вопросы клиентов. Пользователи получают возможность получить более полную информацию о продукции или услуге, а также обратиться к представителям компании в случае необходимости.
Одним из главных преимуществ взаимодействия брендов и потребителей через социальные медиа является скорость и удобство общения. Клиенты могут задать вопросы или оставить отзывы в любое удобное для них время, не ограничиваясь рабочими часами компании. Бренды, в свою очередь, оперативно отвечают на запросы и помогают клиентам решать возникшие проблемы.
Воздействие социальных медиа на решения потребителей
Почему соцсети стали активным инструментом для многих компаний? Это связано с тем, что на таких площадках путь человека к покупке заметно короче. Раньше люди смотрели по телевизору, им приходилось одеваться и идти в магазин, чтобы потратить свои деньги. Сегодня же весь процесс занимает не более нескольких минут. Статистика Deloitte (опубликована в Search Engine Watch) показывает, что 29% пользователей совершают покупку в день, когда видят товар или услугу в социальных медиа.
Платформы существенно повысили уровень доверия потребителей к коммерции в интернете. Сегодня можно не только совершить приобретение за несколько кликов. Обычно на сайтах возможно сразу же получить всю информацию о товаре или услуге.
Нельзя не затронуть тему психологических аспектов воздействия социальных медиа. Далее они будут перечислены.
- Сравнение с другими. Постоянное изучение жизни третьих лиц вызвать чувство недостаточности, зависть и недовольства собой.
- Фильтрация жизни. Люди часто представляют себя в социальных медиа в лучшем свете.
- Влияние медиа. Платформы могут оказывать влияние на установки и убеждения людей через рекламу, ложные новости и манипуляции. Это влияет на мнение человека и его поведение.
Проблемы и вызовы
Социальные медиа приносят не только пользу. Используя данный инструмент, следует помнить о потенциальных негативных влияниях социальных медиа. Они следующие:
- зависимость;
- влияние на психологическое здоровье;
- повсеместное распространение ложных новостей, влияние на общественное мнение.
Существует ряд юридических и этических аспектов использования социальных сетей в маркетинге. Площадки дают четкое определение тематик, которые запрещено рекламировать. В частности, нельзя продвигать культ насилия, табачную и алкогольную продукцию, психотропные вещества, азартные игры и прочее.
Социальные медиа сегодня являются эффективными инструментами для продвижения товаров и увеличения продаж. Со временем пользователи все больше и больше будут совершать покупок в интернете, поэтому бюджеты рекламных кампаний будут увеличиваться. Это делает исследования в данной сфере более перспективными в будущем.
Эксперты советуют маркетологам придерживаться следующих рекомендаций при использовании социальных медиа:
- быть честными с аудиторией и избегать громогласных обещаний;
- перед воздействием на поведение нужно тщательно изучить аудиторию;
- нужно создавать позитивный и интересный контент;
- следует использовать инструменты для отслеживания результатов маркетинговых кампаний.