Главная
АИ #29 (211)
Статьи журнала АИ #29 (211)
Исследование акустического режима примагистральных территорий г. Орла (на пример...

Исследование акустического режима примагистральных территорий г. Орла (на примере Железнодорожного района)

Рубрика

Архитектура, строительство

Ключевые слова

шум
транспорт
звук
шума защита
загрязнения
шумовая нагрузка

Аннотация статьи

Проблема защиты населения городов от шума актуальна в наше время в связи с ростом количества транспорта, развитием промышленности и рядом других причин. Миллионы людей по всей России живут в условиях акустического дискомфорта. Реакция на шум со стороны нервной системы человека начинается при уровне шума 40 дБ, а нарушение сна - при 35 дБ. При 70 дБ происходят глубокие изменения в нервной системе вплоть до психических заболеваний, а также изменения зрения, слуха, состава крови. Неожиданный сильный шум может привести даже к смертельному исходу от паралича сердца.

Текст статьи

Шум влияет как на человека, так и в значительной степени на животных и растения. Он приводит к сокращению особей в популяциях, рождению слабого потомства, к хроническим заболеваниям, передающимся по наследству.

Шум – беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под воздействием шума от 85–90 ДБ снижается слуховая чувствительность. У человека начинается недомогание.

При составлении шумовой карты города учитывают условия движения транспорта на магистральных улицах, также интенсивность и скорость движения, количество единиц грузового и общественного транспорта в потоке, места размещения промышленных объектов, трансформаторных подстанций, внешнего транспорта, плотность жилищного фонда, ширину магистралей, их покрытие, уклон дороги и так далее. Карта должна содержать сведения о типах возводимых зданий, о размещении лечебно-профилактических учреждений, научно-исследовательских институтов, парков, детских садов, школ, библиотек.

Шумовая карта – план территории предприятия и производственных помещений с указанием источников шума и результатов измерения шумовых характеристик на рабочих местах, таких как уровень звука, общий уровень звукового давления, для непостоянного шума дополнительно указывается максимальный уровень звука.

Шумовые карты сами по себе составляются для того, чтобы позаботиться о здоровье населения и состояния окружающей среды. Шумовые карты – способ реализации мер по охране здоровья населения граждан и улучшения состояния окружающей среды. Таким образом, они нужны для контроля шумового загрязнения, построения шумозащитных заграждений, контроля характеристик автомобильного транспорта, возможной перепланировки жилой зоны или автомобильных дорог. В районах, которые построены сравнительно недавно, все характеристики учитываются, практически исключается всякое превышение. А вот для жилых зон со старой планировкой как никогда актуален вопрос построения шумовых карт.

Исследование начинается с определения места сбора данных и нанесения точек на карту или план местности, в которых он будет производиться.

Мною были проведены замеры в разное время суток, каждое из которых было минимально подвержено коллапсу на дорогах, которые дали следующие показатели, представленные в таблице ниже.

Таблица 1

Замеры

Q

V

r

ΔLA1

ΔLA2

время

1

311

20

5,1

0

1

9.00-10.00

2

300

30

5,7

0

1

1

453

45

4,6

0

1

12.00-13.00

2

389

50

5,6

0

1

1

423

40

5,7

0

1

20.00-21.00

247950501

Где показатели: Q - интенсивность движения, ед./ч; V - средняя скорость потока, км/ч; r - доля средств грузового и общественного транспорта в потоке, (к грузовым относятся автомобили грузоподъемностью 1,5т и более); ΔLA1 - поправка, учитывающая вид покрытия проезжей части улицы, дБ; ΔLA2 - поправка, учитывающая продольный уклон улицы, дБ.

Таблица 2

Исходные данные для проекта

Параметры

Значения

1. Уровень шума, image.png, ДБА82

 

2. Ширина проезжей части улицы, м

22,5

3. Число полос движения в обоих направлениях

6

4. Расстояние от края проезжей части до жилых домов, м

62-66

5. Количество домов вдоль улиц

24

6. Высота домов, м – девятиэтажные – десятиэтажные – двенадцатиэтажные

27 31 36

7. Ширина домов, м

18

8. Отметка уровня проезжей части, м

100

9. Отметка территории застройки, м

100

10. Расстояние от расчетной точки до проезжей части, м – РТ1 – РТ2

64 60

Источниками шума на рассматриваемой территории жилого микрорайона г. Орла являются транспортные потоки на магистральной дороге городского значения с шумовой характеристикой image.png, равной 82 дБА. Ширина проезжей части улиц составляет 22,5 м, число полос движения в обоих направлениях – 6.

Вдоль магистральной улицы городского значения на расстоянии 62-66 м от края проезжей части расположены девяти-, десяти- и двенадцатиэтажные жилые дома высотой 27, 31 и 36 м соответственно. Ширина домов составляет 12 м.

Отметка уровня проезжей части дороги, и отметка территории застройки совпадают – 100 м. Территории между домами в основном покрыты травой. Исключение составляют проезды к жилым домам и тротуар шириной соответственно 4 и 3 м. Территория между магистральной дорогой городского значения и жилыми домами в основном покрыта асфальтом. Вдоль улицы имеются полосы зеленых насаждений с редкой посадкой деревьев и кустарников. Также вдоль магистральной дороги на расстоянии 46 м от нее проходит дорога шириной 7,5 м, число полос в обоих направлениях – 2. Вдоль магистральной дороги на расстоянии 26 м от нее располагаются одноэтажные капитальные гаражи.

Необходимо определить требуемое снижение уровня звука на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, подобрать средства защиты от шума и произвести их расчет.

Планируемое средство защиты от шума – биопозитивный шумозащитный контрфорсный экран (стенка). При рассмотрении плана местности, было определено, что протяженность территории, на которой планируется возведение шумозащитного экрана, составляет 2,3 км. Ее пересекает пешеходный мост, возведенный над магистральной дорогой. Поэтому в месте расположения моста предусматриваем разрыв в экране.

Определяем требуемое снижение уровня звука на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам.

Так как в экране планируется разрыв, то намечаем две расчетные точки (РТ1 и РТ2) на расстоянии 2 м от наружного ограждения здания, ближнего к источнику шума в зоне попадания прямых звуковых лучей на высоте 12 м от уровня поверхности площадки (отметка 112 м) (рис.).

image.png

Рис. Полный угол видимости улицы из расчетной точки равен 180°

Рассматриваемый участок неэкранированный.

Таблица 3

Расчет шумозащитного экрана

L, м

а, м

b, м

с, м

δ = (а + b) - с

image.png, image.png, дБА

 

rп1=66 м

3

6,2

61,4

66,8

0,8

1,9

13,5

5

7,9

59,4

66,8

0,5

1,2

12

10

12,5

54,5

66,8

0,2

0,5

9

rп2=62 м

3

6,2

57,4

62,8

0,8

1,9

13,5

5

7,9

55,4

62,8

0,5

1,2

12

10

12,5

50,5

62,8

0,2

0,5

9

Из таблицы видно, что наибольший эффект снижения уровня звука шумозащитным экраном достигается при расположении экрана как можно ближе к краю проезжей части дороги (3 м), и он составляет 13,5 дБА.

Таблица 4

Результаты перерасчета уровней звука

Параметр

Уровень звука или снижение уровня звука, дБА, для участков №

 

1

2

image.png

82

82

image.png

8

7,8

image.png

0,33

0,31

image.png

0,75

0,75

image.png

13,5

13,5

image.png

3

3

image.png

3,25

3,25

image.png

28,83

28,61

image.png

53,17

53,39

В результате проведенных расчетов было определено, что в данный момент на рассматриваемой территории жилого микрорайона г. Орла уровень шума на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам, не удовлетворяет требованиям санитарных норм к шумовому режиму. Реальный уровень звука составляет 73,5 дБА вместо допустимого уровня – 55 дБА. Поэтому для обеспечения требуемого снижения уровня звука необходимо ограничить распространение шума. В качестве возможного варианта решения этой задачи предлагается размещение шумозащитного экрана протяженностью 2,3 км вдоль магистральной дороги на расстоянии 3 м от края проезжей части дороги, с разрывом в экране в месте пересечения с пешеходным мостом. В месте разрыва предусматривается установка готового дубль-экрана. Расчет показал, что при осуществлении предложенных мероприятий, уровень звука не будет превышать допустимого и будет равен 53,5 дБА.

Список литературы

  1. ГОСТ 23337-2014 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий. [Текст.] – Введ. 2015-07-01. – Межгос. советом по стандартизации, метрологии и сертификации М.: Изд-во стандартов, 2014 г.
  2. ОДМ 218.2.013-2011 «Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам». – Введ. Московским автомобильно-дорожным государственным техническим 89 университетом, от 13.12.2012 г. [Электронный ресурс.] – Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70186554/#2.
  3. ОДМ ОС-362-р «Методические рекомендации по оценке необходимого снижения звука у населенных пунктов и определению требуемой акустической эффективности экранов с учетом звукопоглощения». – Введ. распоряжением Минтранса России 21.04.2003г [Электронный ресурс.] – Режим доступа http://nordoc.ru/doc/11-11830.
  4. ГОСТ Р 54931-2012 Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования. Введ. 2013-03-01. – Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 июля 2012 г. [Электронный ресурс.] – Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/1200094189.
  5. СП 51.13330.2011 Защита от шума. – утв. Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 г № 825. [Электронный ресурс.] – Режим доступа http://www.docstroika.ru/textstroika/stroika_13694.htm.

Поделиться

Зубкова Н. Г. Исследование акустического режима примагистральных территорий г. Орла (на примере Железнодорожного района) // Актуальные исследования. 2024. №29 (211). С. 46-49. URL: https://apni.ru/article/9810-issledovanie-akusticheskogo-rezhima-primagistralnyh-territorij-g-orla-na-primere-zheleznodorozhnogo-rajona

Похожие статьи

Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря