Современное общество является динамической системой в силу происходящих в нем изменений, которые затрагивают все сферы жизни. Главной чертой окончательного утверждения постиндустриальной эпохи стал массовый доступ к различным источникам информации. Это в значительной степени отразилось на организации образовательного процесса. Преображаются не только средства обучения, содержание и структура знаний, но и образовательные потребности как личности, так и государства.
Особенно актуальной в этой связи представляется тема функциональной грамотности. Она включает в себя ряд проблемных вопросов: понятие функциональной грамотности, её реализация на различных ступенях общего образования, разработка учебных и методических пособий, определение способов её оценки.
Свое начало идея функциональной грамотности берёт ещё с материалов международных симпозиумов, работ отечественных и зарубежный исследователей середины XX в. Термин «функциональная грамотность» был введен ЮНЕСКО в 1957 г. как обозначение совокупности умений читать и писать для удовлетворения житейских проблем. Тем не менее в научной педагогической среде не выработано единого подхода к определению функциональной грамотности и её месту в обучении, соотношению с грамотностью академической [1, с. 2].
В последние годы в нашей стране наметилась позитивная тенденция к внедрению функциональной грамотности в методику преподавания различных школьных дисциплин. Это связано с тем, что одной из основных задач, обозначенных в государственной программе «Развитие образования» до 2030 года, является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования [6]. Ключевым фактором в этом случае является то, что оценка образовательных результатов производится международными организациями на основе уровня сформированности функциональной грамотности у учащихся.
Работа в данном направлении в первую очередь подразумевает разработку новых положений в законодательстве и национальных образовательных стандартах. В новом ФГОС впервые нормативно закрепляется понятие функциональной грамотности как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Также для достижения обозначенных задач начали проводиться периодические внутренние исследования по модели международных организаций, призванные отследить динамику показателей уровня функциональной грамотности [2, с. 2]. Инструментарий для оценки сформированности функциональной грамотности включают измерительные материалы по направлениям: математическая, читательская, естественнонаучная, и финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Деятельность по мониторингу подразумевает добровольность участия образовательных организаций в нём, использование заданий различных форматов, внедрение информационных технологий на всех этапах и широкое профессиональное обсуждение.
Важнейшими проблемами на пути интеграции функциональной грамотности в отечественную систему образования являются ориентация учебного процесса в основном на овладение предметными знаниями, обеспечение качественной подготовки учителей в этой области, а также присущий значительной части педагогов консерватизм, их недостаточная мотивация (или принципиальный отказ) в принятии инновационных подходов. Результаты опросов педагогов наталкивают исследователей на мысль о том, что зачастую учителя готовы реализовывать на практике только те идеи, которые ими приняты, ставшие основой их педагогического мировоззрения [3, с. 225].
Тем не менее уже на данном этапе заметен значительный прогресс. Точка зрения о том, что учитель должен сосредоточить внимание исключительно на предметно-ориентированной деятельности, находит всё больше оппонентов в лице педагогов с иным пониманием целей образовательного процесса. В них крепнет убеждение, что выработка глобальных компетенций у учащихся не менее важно, чем достижение успехов в определённой предметной области. Необходимость формирования функциональной грамотности связывается ими с тенденцией к глобализации образования и осознанием важности данных умений для успешного взаимодействия в обществе, а также развития аналитического и критического мышления [4, с. 119].
Особенно важным в этом отношении является то, что в современных отечественных научных трудах по педагогике отчётливо прослеживается курс на освещение преимуществ нового подхода к обучению. В них научное обоснование получают положения о том, что формирование функциональной грамотности не препятствует работе учителя, но может способствовать достижению многих учебных задач, а также поиску собственных методов в урочной и неурочной работе.
Научная разработка и освещение темы функциональной грамотности должны дополняться профессиональной подготовкой учителей. Примером реализации данного компонента является разработанная в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» соответствующая программа повышения квалификации. Уже более ста специалистов и педагогов прошли переподготовку по ней [5, с. 29].
Для учителей и руководителей образовательных учреждений публикуются рекомендации и учебно-методические пособия об основных подходах к формированию и оценке функциональной грамотности, в которых обобщается накопленный за последние десятилетия опыт отечественной и зарубежной педагогической науки. Данные пособия отвечают на важнейшие вопросы: с чем связана актуальность функциональной грамотности в настоящее время; как она соотносится с ФГОС; в чём заключается специфика комплексных заданий и пр. Сами задания размещаются на Интернет-ресурсах или публикуются в специальных сборниках. В этом отношении можно проследить возросший интерес к данной теме со стороны образовательных организаций, на сайтах которых стали появляться тематические разделы с материалами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на текущий момент времени в системе отечественного образования оформилась необходимая основа для дальнейшего развития функциональной грамотности. Тем не менее, данная тема требует дальнейшей разработки. Наиболее актуальными вопросами, на наш взгляд, являются выработка единого подхода к критериям оценивания функциональной грамотности, определение её места в школьной программе и формирование профессиональных компетенций у педагогов в данной сфере.