Главная
АИ #29 (211)
Статьи журнала АИ #29 (211)
К вопросу актуальности формирования функциональной грамотности в российской сист...

К вопросу актуальности формирования функциональной грамотности в российской системе образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогические науки
общеобразовательная школа
функциональная грамотность
процесс обучения

Аннотация статьи

В статье рассматриваются перспективы развития функциональной грамотности школьников на различных ступенях школьного образования. Авторы отмечают неоднозначность подходов понятия «функциональная грамотность», исследуют её место в контексте образовательного процесса и освещают истоки возникновения этого явления. Указывается также новаторство подобного механизма и его эффективность в ходе комплексного внедрения в школьную программу. Вместе с тем актуализация функциональной грамотности находит отражение и во ФГОС третьего поколения, что говорит нам о государственном регулировании этого вопроса, а внедрение основ финансовой грамотности, как составного элемента функциональной грамотности, в курс начального и основного общего образования говорит нам о дальнейшей перспективе этого механизма.

Текст статьи

Современное общество является динамической системой в силу происходящих в нем изменений, которые затрагивают все сферы жизни. Главной чертой окончательного утверждения постиндустриальной эпохи стал массовый доступ к различным источникам информации. Это в значительной степени отразилось на организации образовательного процесса. Преображаются не только средства обучения, содержание и структура знаний, но и образовательные потребности как личности, так и государства.

Особенно актуальной в этой связи представляется тема функциональной грамотности. Она включает в себя ряд проблемных вопросов: понятие функциональной грамотности, её реализация на различных ступенях общего образования, разработка учебных и методических пособий, определение способов её оценки.

Свое начало идея функциональной грамотности берёт ещё с материалов международных симпозиумов, работ отечественных и зарубежный исследователей середины XX в. Термин «функциональная грамотность» был введен ЮНЕСКО в 1957 г. как обозначение совокупности умений читать и писать для удовлетворения житейских проблем. Тем не менее в научной педагогической среде не выработано единого подхода к определению функциональной грамотности и её месту в обучении, соотношению с грамотностью академической [1, с. 2].

В последние годы в нашей стране наметилась позитивная тенденция к внедрению функциональной грамотности в методику преподавания различных школьных дисциплин. Это связано с тем, что одной из основных задач, обозначенных в государственной программе «Развитие образования» до 2030 года, является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран по качеству общего образования [6]. Ключевым фактором в этом случае является то, что оценка образовательных результатов производится международными организациями на основе уровня сформированности функциональной грамотности у учащихся.

Работа в данном направлении в первую очередь подразумевает разработку новых положений в законодательстве и национальных образовательных стандартах. В новом ФГОС впервые нормативно закрепляется понятие функциональной грамотности как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Также для достижения обозначенных задач начали проводиться периодические внутренние исследования по модели международных организаций, призванные отследить динамику показателей уровня функциональной грамотности [2, с. 2]. Инструментарий для оценки сформированности функциональной грамотности включают измерительные материалы по направлениям: математическая, читательская, естественнонаучная, и финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление. Деятельность по мониторингу подразумевает добровольность участия образовательных организаций в нём, использование заданий различных форматов, внедрение информационных технологий на всех этапах и широкое профессиональное обсуждение.

Важнейшими проблемами на пути интеграции функциональной грамотности в отечественную систему образования являются ориентация учебного процесса в основном на овладение предметными знаниями, обеспечение качественной подготовки учителей в этой области, а также присущий значительной части педагогов консерватизм, их недостаточная мотивация (или принципиальный отказ) в принятии инновационных подходов. Результаты опросов педагогов наталкивают исследователей на мысль о том, что зачастую учителя готовы реализовывать на практике только те идеи, которые ими приняты, ставшие основой их педагогического мировоззрения [3, с. 225].

Тем не менее уже на данном этапе заметен значительный прогресс. Точка зрения о том, что учитель должен сосредоточить внимание исключительно на предметно-ориентированной деятельности, находит всё больше оппонентов в лице педагогов с иным пониманием целей образовательного процесса. В них крепнет убеждение, что выработка глобальных компетенций у учащихся не менее важно, чем достижение успехов в определённой предметной области. Необходимость формирования функциональной грамотности связывается ими с тенденцией к глобализации образования и осознанием важности данных умений для успешного взаимодействия в обществе, а также развития аналитического и критического мышления [4, с. 119].

Особенно важным в этом отношении является то, что в современных отечественных научных трудах по педагогике отчётливо прослеживается курс на освещение преимуществ нового подхода к обучению. В них научное обоснование получают положения о том, что формирование функциональной грамотности не препятствует работе учителя, но может способствовать достижению многих учебных задач, а также поиску собственных методов в урочной и неурочной работе.

Научная разработка и освещение темы функциональной грамотности должны дополняться профессиональной подготовкой учителей. Примером реализации данного компонента является разработанная в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» соответствующая программа повышения квалификации. Уже более ста специалистов и педагогов прошли переподготовку по ней [5, с. 29].

Для учителей и руководителей образовательных учреждений публикуются рекомендации и учебно-методические пособия об основных подходах к формированию и оценке функциональной грамотности, в которых обобщается накопленный за последние десятилетия опыт отечественной и зарубежной педагогической науки. Данные пособия отвечают на важнейшие вопросы: с чем связана актуальность функциональной грамотности в настоящее время; как она соотносится с ФГОС; в чём заключается специфика комплексных заданий и пр. Сами задания размещаются на Интернет-ресурсах или публикуются в специальных сборниках. В этом отношении можно проследить возросший интерес к данной теме со стороны образовательных организаций, на сайтах которых стали появляться тематические разделы с материалами.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на текущий момент времени в системе отечественного образования оформилась необходимая основа для дальнейшего развития функциональной грамотности. Тем не менее, данная тема требует дальнейшей разработки. Наиболее актуальными вопросами, на наш взгляд, являются выработка единого подхода к критериям оценивания функциональной грамотности, определение её места в школьной программе и формирование профессиональных компетенций у педагогов в данной сфере.

Список литературы

  1. Ермоленко В.А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. № 1.
  2. «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»: утв. приказами Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019.
  3. Шайхелисламов Р.Ф. Попасть в десятку: готовность регионов к реализации задач, связанных с формированием функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4 (61).
  4. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т.2, № 2 (70).
  5. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 4 (61).
  6. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. // [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/71848426/ (дата обращения: 01.04.2022).

Поделиться

Олейник С. Д., Филин И. С. К вопросу актуальности формирования функциональной грамотности в российской системе образования // Актуальные исследования. 2024. №29 (211). С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/9815-k-voprosu-aktualnosti-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-v-sisteme-rossijskogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря