Главная
АИ #29 (211)
Статьи журнала АИ #29 (211)
Использование статистических источников в развитии функциональной грамотности уч...

Использование статистических источников в развитии функциональной грамотности учащихся в основной школе на уроках истории

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

функциональная грамотность
читательская грамотность
статистика
математическая грамотность

Аннотация статьи

В статье говорится об актуальности функциональной грамотности в России, раскрывается сущность этого понятия, отдельно говорится о читательской грамотности. Приводится понимание статистики как исторического источника. На основе изложенного показываются сконструированные задания на основе статистики, которые позволяют развивать функциональную грамотность школьников.

Текст статьи

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный мир развивается стремительнейшим образом. В связи с этим вектор образования сильно изменяется. Он уходит от привычного развития академической грамотности учащихся в сторону относительно новой – функциональной.

Эта тенденция нашла и находит свое отражение не только в идеях научных педагогических обществах, но и уже закреплена отечественным законодательством. Так, Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2018 года [1] обозначает главной глобальной целью образования – возможность конкурировать в мире, а также необходимость по качеству общего образования занимать РФ позиции не ниже 10 места. И в связи с тем, что занимаемые в мире места определяются по результатам международных исследований, а те в свою очередь составляют результаты, основываясь на решении школьниками задач по функциональной грамотности, этот Указ несёт в себе руководство к действию, то есть переход к ориентации на развитие функциональной грамотности.

Именно результаты международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA) служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы) от 26 декабря 2017 года [2]. Федеральным государственным стандартом основного общего образования также закреплены некоторые аспекты фундаментального уровня (компетентностный подход, комплексный характер обучения и оценки результатов и др.), показывающие новое направление системы образования, а именно развитие у учеников функциональной грамотности.

Давайте же подробнее изучим сущность неоднократно упомянутой грамотности.

Итак, функциональная грамотность – это понятие, возникшее в прошлом веке в связи с новой скоростью развития нашего мира, поскольку академическая грамотность постепенно сдает свои позиции, хотя она до сих пор имеет важное значение в образовании. Наиболее развернутое определение в своей работе даёт Ефремова Н. Ф., которая говорит, что под функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» [8].

Составляют функциональную грамотность шесть базовых компонентов: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и критическое мышление, однако различных грамотностей, входящих в функциональную, сегодня насчитывается порядка пяти десятков [3]

Стоит немного подробнее рассмотреть читательскую грамотность, так как она является основной составляющей функциональной грамотности, которая формируется в течении хода урока истории. Заметим, что требования в реалиях современного мира говорят о необходимости включения в структуру читательской грамотности некоторых обязательных компонентов. Таких, как: навык оценки текста, а именно его качеств и надежности; подходить с критическим мышлением, то есть умением рассматривать информацию с различных позиций, а также находить и по возможности нивелировать встречающиеся в текстах противоречий; и самое, на мой взгляд, главное – умение информацию, которая получена, использовать при необходимости выполнения разного рода задач. Она формируется при работе обучающихся с текстами, которые были написаны исследователями-историками сегодняшнего дня (в т. ч. учебников), письменными историческими источниками, а также не сплошными текстами, например в схемах, таблицах, диаграммах, графиках и прочим [4].

Её развитие процесс длительный и сложный, однако в России уже есть некоторые примеры внедрения, а также развивается широкая научная база. Функциональная грамотность в основе своей направлена не на решение предметных задач разного уровня, а на развитии тех компетенций, которые помогут в настоящем и будущем решать человеку реальные жизненные проблемы [10]. В том числе на уроках истории, используя статистические данные.

Статистика как исторический источник – это письменный исторический источник, информация с которого, как правило, собирается для того, чтобы в последующем времени её проанализировать, с целью проследить процесс в какой-либо из сфер общества в динамике. Это в свою очередь позволяет делать выводы о тех или иных решениях, которые и привели к конкретным статистическим данным. И при необходимости вовремя менять вектор развития. Это понималось и в конце XIX – начале XX века, поэтому сбор данных был организован, а также было некоторое типовое разделение для более правильного её сбора [11, с. 311-333]. Использование данного исторического источника очень вариативно. Даже несмотря на то, что, как правило, статистические данные выполняют второстепенную вспомогательную роль в ходе урока и не требуют запоминания. Однако её применение как в виде сплошного, так и в виде, например, табличного или диаграммного текста учит с этой самой информацией работать: извлекать, преобразовывать или интерпретировать [7].

Применение статистики в развития функциональной грамотности

Задания для развития функциональной грамотности предлагаю использовать в рамках изучения второй части учебника для 9 класса под авторством Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, А. А. Левандовского, А. Я. Токарева [5], который в свою очередь находится в рекомендательном перечне федеральных учебников. А именно, подготовленные задания применять в ходе уроков по второму разделу данного учебника в процессе изучения различных тем.

Задание 1

Таблица 1

Естественный прирост населения в Саратове на рубеже XIX–XX вв. (в процентах) [9]

Годы

Родилось

Умерло

Прирост или убыль

Годы

Родилось

Умерло

Прирост или убыль

1894

43,6

43,7

-0,1

1906

37,7

28,3

+9,4

1895

47,5

42,9

+4,6

1907

41,9

23,9

+18

1896

48,3

37,9

+10,4

1908

42,6

25

+17,6

1897

45,1

36,5

+8,6

1909

38,1

33,9

+4,2

1898

46,3

44,2

+2,1

1910

34,3

30,3

+4

1899

44,8

42,9

1,9

1911

37

31,6

+5,4

1900

47,1

40,4

+6,7

1912

33,3

28,8

+4,5

1901

48,3

38,8

+9,5

1913

29,7

26,1

+3,6

1902

49,5

40,5

+9

1914

34,5

29,3

+5,2

1903

40,5

32,3

+8,2

1915

31,7

33

-1,3

1904

42,7

32,4

+10,3

1916

25,1

33,3

-8,2

1905

40,4

34

+6,4

1917

24,3

34,5

-10,2

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Начала суждений:

А) В Саратове с 1894 по 1898 по сравнению с 1913 по 1917 родилось…

Б) Наибольший естественный прирост населения был в …

В) Больше всего людей родилось в…

Варианты завершения:

1) больше людей;

2) меньше людей;

3) 1908 г.;

4) 1904 г.;

5) 1896 г.;

6) 1902 г.

Ответ принимается полностью: А1Б3В6.

Ответ принимается частично: если два ответа из трёх верны.

Ответ не принимается: если верный один вариант или не верны все.

Задание 2

Таблица 2

Распределение депутатов Государственной думы по партиям [6]

Партия

I Дума

II Дума

III Дума

IV Дума

РСДРП

10

65

19

14

Эсеры

-

37

-

-

Народные социалисты

-

16

-

-

Трудовики

97

104

13

10

Прогрессивная партия

60

-

28

48

Кадеты

161

98

54

59

Автономисты

70

76

26

21

Октябристы

13

54

154

98

Националисты

-

-

97

120

Правые

-

-

50

65

Беспартийные

100

50

-

7

Всего

511

500

441

442

Используя данные таблицы, выполните следующее задание:

image.png

Рис.

1) Рассмотрите диаграмму, которая составлена на основе данных таблице. И укажите Думу, на основе которой составлена эта диаграмма?

2) У каких партий представительство во II Думе было меньше, чем в I (исключая те, у которых не было представительства хотя бы в одной из двух)?

3) Какой вывод можно сделать, сравнив количество кадетов в I и IV Думе?

Ответ принимается полностью: 1) в I Думе; 2) РСДРП, Трудовики, Автономисты, Октябристы; 3) их стало практически/почти в 3 раза меньше (просто меньше принимается).

Ответ принимается частично: если два из трёх заданий решены верно.

Ответ не принимается: если правильно решена только одна часть или не верно всё.

Задание 3

Таблица 3

Средний надел на одну душу мужского пола крестьян без разрядов в разных районах был таков [12]

Район

Средний надел (в десятинах на 1 душу)

В 1860 г.

В 1880 г.

В 1900 г.

Северный

7,6

6,1

4,7

Северо-восточный

8,1

6,1

4,6

Восточный

9,5

6,5

4,8

Средневолжский

4,0

3,1

2,4

Юго-Восточный

8,4

5,2

3,5

Среднеземледельческий (юго-восточная группа)

4,1

3,1

2,2

Среднеземледельческий (юго-западная группа)

3,0

2,2

1,7

Среднепромышленный

4,0

3,3

2,6

Прибалтийский

3,7

2,9

2,4

Северо-западный

5,0

3,3

2,2

Юго-Западный

2,9

2,1

1,4

Малороссийский

3,3

2,5

1,7

Новороссийский

6,2

4,0

2,5

По 50 губ. Европейской России

4,8

3,5

2,6

Используя статистические данные таблицы, выполните представленные задания:

1) Какой вывод можно сделать, рассмотрев средний надел на душу населения в 1860 и в 1900 году во всех районах?

2) Какой вывод можно сделать, сравнив показатель 1900 года по 50 губерниям Европейской России и показатель северо-восточного района?

3) В каком районе наибольший средний надел в 1900 году?

Ответ принимается полностью: 1) он уменьшается почти в два раза/просто уменьшается; 2) средний надел северо-восточного района на две десятины больше, чем в среднем по 50 губерниям Европейской России; 3) в восточном.

Ответ принимается частично: если два из трёх заданий решены верно.

Ответ не принимается: если правильно решена только одна часть или не верно всё.

Подводя итог, хочется сказать, что систематическое использование разработанных заданий позволит развить часть функциональной грамотности, а именно такие её компоненты как читательская грамотность, а также на базовом уровне математическая. Задания позволяют развить аналитические способности, так как выполняются, не используя вне текстовые знания, опираясь на анализ представленных табличных показателей, а также одну диаграмму. Такие знания позволяют успешно оценить работу ученика с представленной информацией в различных знаковых системах, которая в свою очередь составляют читательскую грамотность, а довольно простые сравнения цифр позволяют оценить и математическую грамотность.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный сайт Президента РФ. Электронный доступ: http://kremlin.ru/events/ president/news/57425.
  2. Действующая редакция государственной программы «Развитие образования» утверждена Постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 // Официальный сайт Правительства РФ. Электронный доступ: http://government.ru/rugovclassifier/860/events/.
  3. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П.; науч. ред. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / – СПб.: КАРО, 2019. – 160 с. – (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
  4. Артасов И.А., Мельникова О.Н. Статья «Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История»» – [Электронный ресурс] URL: Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История» (cyberleninka.ru).
  5. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я. История России. 9 класс. В 2-х частях. Ч.2 / под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016 – 143 с.
  6. Алескеров Ф.Т., Кравченко А.С. Распределение влияния в государственных думах российской империи. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/raspredelenie-vliyaniya-v-gosudarstvennyh-dumah-rossiyskoy-imperii.
  7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Владос, 1999–2002.
  8. Ефремова Н.Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов. Рекомендации для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 132 с.
  9. Ковалевский А.Г. Очерки по демографии Саратова (рождаемость и смертность за 1914–1927 гг.) / А.Г. Ковалевский. – Саратов, 1928. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/18814-kovalevskiy-a-g-ocherki-po-demografii-saratova-rozhdaemost-i-smertnost-za-1914-1927-gg-saratov-1928#mode/inspect/page/21/zoom/4.
  10. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т.2, № 2 (70). URL: http://ozp.instrao.ru/images/2020/OZP_2_2_70_2020.pdf (дата обращения: 03.04.2022).
  11. Румянцева М.Ф. Источниковедение [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др.; отв. ред. М.Ф. Румянцева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – С. 311-333.
  12. Рубакин Н.А. Россия в цифрах: Страна. Народ. Сословия. Классы: Опыт стат. характеристики сословно-классового состава населения рус. государства: (На основании офиц. и науч. исслед.) / Н.А. Рубакин. – Санкт-Петербург: Изд-во «Вестн. Знания» (В.В. Битнера), 1912. – 216 с.

Поделиться

Гармаш А. Е., Хланта И. С. Использование статистических источников в развитии функциональной грамотности учащихся в основной школе на уроках истории // Актуальные исследования. 2024. №29 (211). С. 72-76. URL: https://apni.ru/article/9816-ispolzovanie-statisticheskih-istochnikov-v-razvitii-funkcionalnoj-gramotnosti-uchashihsya-v-osnovnoj-shkole-na-urokah-istorii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря