Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный мир развивается стремительнейшим образом. В связи с этим вектор образования сильно изменяется. Он уходит от привычного развития академической грамотности учащихся в сторону относительно новой – функциональной.
Эта тенденция нашла и находит свое отражение не только в идеях научных педагогических обществах, но и уже закреплена отечественным законодательством. Так, Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2018 года [1] обозначает главной глобальной целью образования – возможность конкурировать в мире, а также необходимость по качеству общего образования занимать РФ позиции не ниже 10 места. И в связи с тем, что занимаемые в мире места определяются по результатам международных исследований, а те в свою очередь составляют результаты, основываясь на решении школьниками задач по функциональной грамотности, этот Указ несёт в себе руководство к действию, то есть переход к ориентации на развитие функциональной грамотности.
Именно результаты международных исследований (PIRLS, TIMSS, PISA) служат целевыми показателями качества образования страны, которые отражены в Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018‒2025 годы) от 26 декабря 2017 года [2]. Федеральным государственным стандартом основного общего образования также закреплены некоторые аспекты фундаментального уровня (компетентностный подход, комплексный характер обучения и оценки результатов и др.), показывающие новое направление системы образования, а именно развитие у учеников функциональной грамотности.
Давайте же подробнее изучим сущность неоднократно упомянутой грамотности.
Итак, функциональная грамотность – это понятие, возникшее в прошлом веке в связи с новой скоростью развития нашего мира, поскольку академическая грамотность постепенно сдает свои позиции, хотя она до сих пор имеет важное значение в образовании. Наиболее развернутое определение в своей работе даёт Ефремова Н. Ф., которая говорит, что под функциональной грамотностью понимается «повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, необходимый для полноправного и эффективного участия человека в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» [8].
Составляют функциональную грамотность шесть базовых компонентов: читательская, математическая, естественно-научная, финансовая, глобальные компетенции и критическое мышление, однако различных грамотностей, входящих в функциональную, сегодня насчитывается порядка пяти десятков [3]
Стоит немного подробнее рассмотреть читательскую грамотность, так как она является основной составляющей функциональной грамотности, которая формируется в течении хода урока истории. Заметим, что требования в реалиях современного мира говорят о необходимости включения в структуру читательской грамотности некоторых обязательных компонентов. Таких, как: навык оценки текста, а именно его качеств и надежности; подходить с критическим мышлением, то есть умением рассматривать информацию с различных позиций, а также находить и по возможности нивелировать встречающиеся в текстах противоречий; и самое, на мой взгляд, главное – умение информацию, которая получена, использовать при необходимости выполнения разного рода задач. Она формируется при работе обучающихся с текстами, которые были написаны исследователями-историками сегодняшнего дня (в т. ч. учебников), письменными историческими источниками, а также не сплошными текстами, например в схемах, таблицах, диаграммах, графиках и прочим [4].
Её развитие процесс длительный и сложный, однако в России уже есть некоторые примеры внедрения, а также развивается широкая научная база. Функциональная грамотность в основе своей направлена не на решение предметных задач разного уровня, а на развитии тех компетенций, которые помогут в настоящем и будущем решать человеку реальные жизненные проблемы [10]. В том числе на уроках истории, используя статистические данные.
Статистика как исторический источник – это письменный исторический источник, информация с которого, как правило, собирается для того, чтобы в последующем времени её проанализировать, с целью проследить процесс в какой-либо из сфер общества в динамике. Это в свою очередь позволяет делать выводы о тех или иных решениях, которые и привели к конкретным статистическим данным. И при необходимости вовремя менять вектор развития. Это понималось и в конце XIX – начале XX века, поэтому сбор данных был организован, а также было некоторое типовое разделение для более правильного её сбора [11, с. 311-333]. Использование данного исторического источника очень вариативно. Даже несмотря на то, что, как правило, статистические данные выполняют второстепенную вспомогательную роль в ходе урока и не требуют запоминания. Однако её применение как в виде сплошного, так и в виде, например, табличного или диаграммного текста учит с этой самой информацией работать: извлекать, преобразовывать или интерпретировать [7].
Применение статистики в развития функциональной грамотности
Задания для развития функциональной грамотности предлагаю использовать в рамках изучения второй части учебника для 9 класса под авторством Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, А. А. Левандовского, А. Я. Токарева [5], который в свою очередь находится в рекомендательном перечне федеральных учебников. А именно, подготовленные задания применять в ходе уроков по второму разделу данного учебника в процессе изучения различных тем.
Задание 1
Таблица 1
Естественный прирост населения в Саратове на рубеже XIX–XX вв. (в процентах) [9]
Годы | Родилось | Умерло | Прирост или убыль | Годы | Родилось | Умерло | Прирост или убыль |
1894 | 43,6 | 43,7 | -0,1 | 1906 | 37,7 | 28,3 | +9,4 |
1895 | 47,5 | 42,9 | +4,6 | 1907 | 41,9 | 23,9 | +18 |
1896 | 48,3 | 37,9 | +10,4 | 1908 | 42,6 | 25 | +17,6 |
1897 | 45,1 | 36,5 | +8,6 | 1909 | 38,1 | 33,9 | +4,2 |
1898 | 46,3 | 44,2 | +2,1 | 1910 | 34,3 | 30,3 | +4 |
1899 | 44,8 | 42,9 | 1,9 | 1911 | 37 | 31,6 | +5,4 |
1900 | 47,1 | 40,4 | +6,7 | 1912 | 33,3 | 28,8 | +4,5 |
1901 | 48,3 | 38,8 | +9,5 | 1913 | 29,7 | 26,1 | +3,6 |
1902 | 49,5 | 40,5 | +9 | 1914 | 34,5 | 29,3 | +5,2 |
1903 | 40,5 | 32,3 | +8,2 | 1915 | 31,7 | 33 | -1,3 |
1904 | 42,7 | 32,4 | +10,3 | 1916 | 25,1 | 33,3 | -8,2 |
1905 | 40,4 | 34 | +6,4 | 1917 | 24,3 | 34,5 | -10,2 |
Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Начала суждений:
А) В Саратове с 1894 по 1898 по сравнению с 1913 по 1917 родилось…
Б) Наибольший естественный прирост населения был в …
В) Больше всего людей родилось в…
Варианты завершения:
1) больше людей;
2) меньше людей;
3) 1908 г.;
4) 1904 г.;
5) 1896 г.;
6) 1902 г.
Ответ принимается полностью: А1Б3В6.
Ответ принимается частично: если два ответа из трёх верны.
Ответ не принимается: если верный один вариант или не верны все.
Задание 2
Таблица 2
Распределение депутатов Государственной думы по партиям [6]
Партия | I Дума | II Дума | III Дума | IV Дума |
РСДРП | 10 | 65 | 19 | 14 |
Эсеры | - | 37 | - | - |
Народные социалисты | - | 16 | - | - |
Трудовики | 97 | 104 | 13 | 10 |
Прогрессивная партия | 60 | - | 28 | 48 |
Кадеты | 161 | 98 | 54 | 59 |
Автономисты | 70 | 76 | 26 | 21 |
Октябристы | 13 | 54 | 154 | 98 |
Националисты | - | - | 97 | 120 |
Правые | - | - | 50 | 65 |
Беспартийные | 100 | 50 | - | 7 |
Всего | 511 | 500 | 441 | 442 |
Используя данные таблицы, выполните следующее задание:
Рис.
1) Рассмотрите диаграмму, которая составлена на основе данных таблице. И укажите Думу, на основе которой составлена эта диаграмма?
2) У каких партий представительство во II Думе было меньше, чем в I (исключая те, у которых не было представительства хотя бы в одной из двух)?
3) Какой вывод можно сделать, сравнив количество кадетов в I и IV Думе?
Ответ принимается полностью: 1) в I Думе; 2) РСДРП, Трудовики, Автономисты, Октябристы; 3) их стало практически/почти в 3 раза меньше (просто меньше принимается).
Ответ принимается частично: если два из трёх заданий решены верно.
Ответ не принимается: если правильно решена только одна часть или не верно всё.
Задание 3
Таблица 3
Средний надел на одну душу мужского пола крестьян без разрядов в разных районах был таков [12]
Район | Средний надел (в десятинах на 1 душу) | ||
В 1860 г. | В 1880 г. | В 1900 г. | |
Северный | 7,6 | 6,1 | 4,7 |
Северо-восточный | 8,1 | 6,1 | 4,6 |
Восточный | 9,5 | 6,5 | 4,8 |
Средневолжский | 4,0 | 3,1 | 2,4 |
Юго-Восточный | 8,4 | 5,2 | 3,5 |
Среднеземледельческий (юго-восточная группа) | 4,1 | 3,1 | 2,2 |
Среднеземледельческий (юго-западная группа) | 3,0 | 2,2 | 1,7 |
Среднепромышленный | 4,0 | 3,3 | 2,6 |
Прибалтийский | 3,7 | 2,9 | 2,4 |
Северо-западный | 5,0 | 3,3 | 2,2 |
Юго-Западный | 2,9 | 2,1 | 1,4 |
Малороссийский | 3,3 | 2,5 | 1,7 |
Новороссийский | 6,2 | 4,0 | 2,5 |
По 50 губ. Европейской России | 4,8 | 3,5 | 2,6 |
Используя статистические данные таблицы, выполните представленные задания:
1) Какой вывод можно сделать, рассмотрев средний надел на душу населения в 1860 и в 1900 году во всех районах?
2) Какой вывод можно сделать, сравнив показатель 1900 года по 50 губерниям Европейской России и показатель северо-восточного района?
3) В каком районе наибольший средний надел в 1900 году?
Ответ принимается полностью: 1) он уменьшается почти в два раза/просто уменьшается; 2) средний надел северо-восточного района на две десятины больше, чем в среднем по 50 губерниям Европейской России; 3) в восточном.
Ответ принимается частично: если два из трёх заданий решены верно.
Ответ не принимается: если правильно решена только одна часть или не верно всё.
Подводя итог, хочется сказать, что систематическое использование разработанных заданий позволит развить часть функциональной грамотности, а именно такие её компоненты как читательская грамотность, а также на базовом уровне математическая. Задания позволяют развить аналитические способности, так как выполняются, не используя вне текстовые знания, опираясь на анализ представленных табличных показателей, а также одну диаграмму. Такие знания позволяют успешно оценить работу ученика с представленной информацией в различных знаковых системах, которая в свою очередь составляют читательскую грамотность, а довольно простые сравнения цифр позволяют оценить и математическую грамотность.