Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
На настоящее время обновления дошкольной образовательной политики большой акцент направлен на решения проблем семейного воспитания, сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам общества и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение педагогической компетентности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представляет собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на меняющиеся запросы родителей воспитанников. В зависимости от этого меняются формы работы с семьей.
В нашем ДОО выбраны основные направления взаимодействия с родителями, которые мы используем в своей работе:
1. Познавательное направление, которое включает в себя:
- Родительское собрание и встречи за «круглым столом»;
- Консультации и индивидуальные беседы;
- Проектная деятельность;
- Семинары-практикумы;
- Дни открытых дверей;
- Гость группы;
- Семейные клубы для родителей;
- Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.
2. Информационно-аналитическое направление, которое включает в себя:
- Анкетирование;
- Сайт.
3. Наглядно-информационное направление, которое включает в себя:
- Информационные буклеты;
- Памятки, небольшие рекомендации родителям по различной тематике;
- Информационные листы и стенды;
- Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Я хочу быть здоровым», «Как приучить ребенка к книге», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.;
- Фотовыставки, организованные в нашем детском саду, носят тематический характер. В них запечатлены самые интересные моменты проведенных в ДОУ различных мероприятий.
4. Досуговое направление, которое включает в себя:
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования);
- Выставки работ родителей и детей;
- Совместные походы и экскурсии.
Еще одной интересной формой взаимодействия с родителями являются совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Так как детский сад находится в окружении лесных массивов, мы решили использовать такую возможность. В летнее время была проведена экскурсия с детьми подготовительной группы совместно с родителями «Мы – друзья природы», нацеленная на ознакомление дошкольников с окружающей природой.
Ежегодно родители наших воспитанников вносят большой вклад в создание предметно – пространственной среды на участках детского сада. Зимой родители создают снежные фигуры, а в теплое время года создают различные постройки для игровой деятельности детей.
Использование разнообразных форм взаимодействия ДОО и семьи – двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив нашего детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.