Главная
АИ #29 (211)
Статьи журнала АИ #29 (211)
Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

взаимодействие
семья
детский сад
дошкольный возраст
ФГОС ДО
семейный институт
воспитание

Аннотация статьи

Взаимодействие детского сада и семьи часто поднимаемый вопрос для обсуждения. В статье рассмотрим наиболее успешные формы успешного сотрудничества с родителями необходимо найти эффективные формы взаимодействия с семьей, чтобы родителей сделать активными участниками педагогического процесса.

Текст статьи

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

На настоящее время обновления дошкольной образовательной политики большой акцент направлен на решения проблем семейного воспитания, сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. В ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам общества и в котором большое внимание уделяется работе с родителями, говорится, что работа с родителями воспитанников должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение педагогической компетентности семьи. Так же сформированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. В связи с тем, что сегодня детский сад находится в режиме развития и представляет собой мобильную систему, приходится быстро реагировать на меняющиеся запросы родителей воспитанников. В зависимости от этого меняются формы работы с семьей.

В нашем ДОО выбраны основные направления взаимодействия с родителями, которые мы используем в своей работе:

1. Познавательное направление, которое включает в себя:

  • Родительское собрание и встречи за «круглым столом»;
  • Консультации и индивидуальные беседы;
  • Проектная деятельность;
  • Семинары-практикумы;
  • Дни открытых дверей;
  • Гость группы;
  • Семейные клубы для родителей;
  • Выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями.

2. Информационно-аналитическое направление, которое включает в себя:

  • Анкетирование;
  • Сайт.

3. Наглядно-информационное направление, которое включает в себя:

  • Информационные буклеты;
  • Памятки, небольшие рекомендации родителям по различной тематике;
  • Информационные листы и стенды;
  • Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Я хочу быть здоровым», «Как приучить ребенка к книге», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.;
  • Фотовыставки, организованные в нашем детском саду, носят тематический характер. В них запечатлены самые интересные моменты проведенных в ДОУ различных мероприятий.

4. Досуговое направление, которое включает в себя:

  • Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования);
  • Выставки работ родителей и детей;
  • Совместные походы и экскурсии.

Еще одной интересной формой взаимодействия с родителями являются совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества. Так как детский сад находится в окружении лесных массивов, мы решили использовать такую возможность. В летнее время была проведена экскурсия с детьми подготовительной группы совместно с родителями «Мы – друзья природы», нацеленная на ознакомление дошкольников с окружающей природой.

Ежегодно родители наших воспитанников вносят большой вклад в создание предметно – пространственной среды на участках детского сада. Зимой родители создают снежные фигуры, а в теплое время года создают различные постройки для игровой деятельности детей.

Использование разнообразных форм взаимодействия ДОО и семьи – двух важных социальных институтов социализации ребенка, дает положительные результаты. Всей своей работой педагогический коллектив нашего детского сада доказывает родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. А внедрение ФГОС ДО позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно, что дает возможность родителям быть не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка.

Список литературы

  1. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012 г.
  2. Миклеева Н.В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий Центр, 2010 г.
  3. ФГОС от 17 октября 2013 г. № 1155.
  4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва «ВАКО» 2012 г.
  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М. Творческий центр, 2012 г.
  6. Дронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое образовательное пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М. ЛИНКА-ПРЕСС 2015 г.
  7. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М. Мозаика – Синтез, 2007 г.
  8. Козлова В.А., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. ТЦ Сфера, 2004 г.

Поделиться

Мясоедова В. А., Морозова А. Д. Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС ДО // Актуальные исследования. 2024. №29 (211). С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/9817-effektivnye-formy-vzaimodejstviya-s-roditelyami-v-usloviyah-realizacii-fgos-do

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января