Главная
АИ #29 (211)
Статьи журнала АИ #29 (211)
Организация проведения образовательного процесса в условиях внедрения федерально...

Организация проведения образовательного процесса в условиях внедрения федеральной образовательной программы дошкольного образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

ФОП
виды деятельности

Аннотация статьи

В статье рассматривается внедрение и реализация педагогами ФОП в ДОУ.

Текст статьи

Основной целью реализации образовательной программы дошкольного учреждения является организация обучения и воспитания дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Выбор форм организации образовательного процесса в детском саду зависит от видов детской деятельности и возрастных особенностей детей:

  1. В младенческом возрасте используем непосредственное эмоциональное общение со взрослым; двигательную деятельность; предметно-манипулятивную деятельность; речевую; элементарную музыкальную деятельность;
  2. В раннем возрасте предметную деятельность; экспериментирование с материалами и веществами; ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательную деятельность; игровую деятельность; речевую; изобразительную деятельность и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия; музыкальную деятельность;
  3. В дошкольном возрасте используем игровую деятельность; общение со взрослым и сверстниками; речевую деятельность; познавательно-исследовательскую деятельность и экспериментирование; изобразительную деятельность и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; используем для развития следующих видов деятельности детей: двигательной; предметной; игровой; коммуникативной; познавательно-исследовательской и экспериментирования; чтения художественной литературы; трудовой; продуктивной; музыкальной.

Вариативность использования форм, методов и средств организации образовательного процесса зависит не только от учёта возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребёнка в образовательном процессе.

Образовательную деятельность в детском саду осуществляем в различных видах детской деятельности, в ходе режимных моментов; в самостоятельной деятельности детей, а также во время взаимодействия с семьями воспитанников.

Образовательную деятельность организуем как совместную деятельность педагога и детей, самостоятельную деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, мы выбираем один или несколько вариантов совместной деятельности:

  1. Совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
  2. Совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог – равноправные партнеры;
  3. Совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
  4. Совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Мы в этой ситуации не являемся участником деятельности, но выступаем в роли её организатора, ставящего задачу, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей, самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность.

Игра продолжает занимать особое место в образовательном процессе, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, мы максимально используем все варианты её применения в дошкольном учреждении.

Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная наша задача в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

В образовательную деятельность, осуществляемую в утренний отрезок времени, включаем: игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами; беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций; практические, проблемные ситуации, упражнения; наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых; трудовые поручения и дежурства; индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; продуктивную деятельность детей по интересам детей; оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность.

Согласно требованиям, СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Занятие рассматриваем как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленную на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Его мы проводим в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени мы организуем образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания. При организации занятий используем опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.

В образовательную деятельность, осуществляемую во время прогулки, включаем: наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры; элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО; свободное общение с детьми, индивидуальную работу; проведение спортивных праздников (при необходимости).

В образовательную деятельность, осуществляемую во второй половине дня, включаем: элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое); игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое; чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее; слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; организацию и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого; индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям; работу с родителями (законными представителями).

Для организации самостоятельной деятельности детей в группе создаются различные центры активности (игровой, литературный, спортивный, творчества, познания и другое).

Самостоятельная деятельность предполагает самостоятельный выбор ребёнком её содержания, времени, партнеров. Мы направляем и поддерживаем свободную самостоятельную деятельность детей (создаваем проблемно-игровые ситуации, ситуации общения, поддерживаем познавательные интересы детей, изменяем предметно-развивающую среду и другое).

Во вторую половину дня мы также организовываем культурные практики. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.

Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:

  • в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект творческая инициатива);
  • в продуктивной - созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
  • в познавательно-исследовательской практике – как субъект исследования (познавательная инициатива);
  • коммуникативной практике – как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива).

Чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности).

Тематику культурных практик нам помогают определить детские вопросы, проявленный интерес к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные явления, художественная литература и другое. В процессе культурных практик мы создаем атмосферу свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.

В ФОП ДО (п. 35) представлен примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, который установлен с учётом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений. Основными компонентами режима в ДОО являются: сон, пребывание на открытом воздухе (прогулка, образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору), самостоятельная деятельность, прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого компонента, а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности. При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребёнка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки.

Согласно пункту 2.10 CП 2.4.3648-20 при организации образовательного процесса и режима дня мы соблюдаем следующие требования:

  • режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья;
  • при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств обучения;
  • физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия, туристские походы, спортивные соревнования организуются с учётом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и CП 2.4.3648-20.

Таким образом, мы видим, что дошкольное образование детей – это непрерывный процесс, который осуществляется в каждом режимном моменте, во всех видах детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста ребенка.

Список литературы

  1. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» «Источник: https://rkc56.ru/documents/4538».
  2.  Федеральная образовательная программа дошкольного образования (приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).

Поделиться

Слепченко М. Н., Гуженкова Н. В., Гаврилова А. В., Шушвалова Ю. А. Организация проведения образовательного процесса в условиях внедрения федеральной образовательной программы дошкольного образования // Актуальные исследования. 2024. №29 (211). С. 87-90. URL: https://apni.ru/article/9824-organizaciya-provedeniya-obrazovatelnogo-processa-v-usloviyah-vnedreniya-federalnoj-obrazovatelnoj-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января