Задача 1. Вариант 1 (Заключительный этап, 8 класс, 20 баллов)
В равнобедренной трапеции больше на стороне взяли точку и провели через нее прямую параллельную до пересечения с в точке так, что Площадь полученного отсеченного треугольника оказалась равной . Найти площадь трапеции если и
Решение
1) Пусть так как то и - равнобедренная трапеция (по условию ), .
2) Проведем тогда Следовательно, (по двум углам) и Обозначим (рис. 1).
Рис. 1
3) Обозначим Тогда следовательно,
4) Проведем тогда . По теореме Фалеса получаем
5) По условию Найдем высоту трапеции Площадь трапеции равна: Критерии выставления баллов представлены в таблице 1.
Ответ: .
Таблица 1
Баллы | Критерии выставления баллов |
20 | Решение верно. |
15 | Решение верно, но недостаточно обоснованно или допущена одна арифметическая ошибка, или найдены все стороны трапеции, но задача не доведена до конца. |
10 | Доказано равенство углов и подобие треугольников. |
5 | Доказано одно из утверждений, ведущих к решению задачи. |
0 | Решение не верно или отсутствует. |
Задача 1. Вариант 2 (Заключительный этап, 8 класс, 20 баллов)
В равнобедренной трапеции больше на стороне взяли точку и провели через нее прямую параллельную до пересечения с в точке так, что Площадь полученного отсеченного треугольника оказалась равной . Найти площадь трапеции если и
Ответ: .
Задача 2. Вариант 1 (Заключительный этап, 8 класс, 15 баллов)
Решите уравнение:
Решение
Сделаем замену переменной и решим полученное уравнение:
Критерии выставления баллов представлены в таблице 2.
Ответ: .
Таблица 2
Баллы | Критерии выставления баллов |
15 | Решение верно. |
10 | Ход решения верный, но допущена одна арифметическая ошибка. |
5 | Сделана замена переменной, но есть ошибки в применении формул или раскрытии модуля. |
Задача 2. Вариант 2 (Заключительный этап, 8 класс, 15 баллов)
Решите уравнение:
Ответ: .
Задача 3 (Заключительный этап, 8 класс, 15 баллов)
Найдите все такие значения параметра что уравнение имеет только одно решение.
Решение
Уравнение равносильно системе:
,
Выясним при каких значениях параметра эта система имеет единственное решение. Если или то (в силу ограничения для переменной ) система имеет только одно решение (1;1). Если или то решения систем (1) и (2) совпадают, следовательно, система снова имеет единственное решение (1;1). При решения систем(1) и (2) существуют, различны и уравнение имеет два различных решения. Следовательно, уравнение имеет только одно решение тогда и только тогда, когда Критерии выставления баллов представлены в таблице 3.
Ответ: 1; 3.
Таблица 3
Баллы | Критерии выставления баллов |
15 | Верное обоснованное решение |
10 | Верный ход решения, но не рассмотрен случай совпадения решений при либо допущена вычислительная ошибка. |
5 | Верные шаги по упрощению уравнения (например, уравнение сведено к совокупности, системе), но не рассмотрено |
Задача 4. Вариант 1 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 9 класс, 14 баллов)
Дано четное число не оканчивающееся на 0. Найти предпоследнюю цифру числа
Решение
Найдем две последние цифры числа Так как – четное число и некратно 10, то оно может иметь вид или (то есть не ), где – некоторое натуральное число.
Используя бином Ньютона (или перемножая скобки и используя свойства сравнений), получим, что . Аналогично, . Далее, поэтому . Таким образом, в любом случае
Следовательно, возможны только четыре варианта двух последних цифр числа : 01, 26, 51, 76 следует, что делится на 4, поэтому возможен только вариант 76, то есть предпоследняя цифра числа – это
Ответ: 7.
Задача 4. Вариант 2 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 9 класс, 14 баллов)
Дано четное число не оканчивающееся на 0. Найти предпоследнюю цифру числа
Ответ: 7.
Задача 5. Вариант 1 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 9 класс, 14 баллов)
На каждой из 61 карточки написано одно из чисел: 3, 4 или 5. Число карточек с тройками на 11 больше карточек с пятерками. Из этих карточек, располагая одну карточку за другой, составляют натуральное число Найдите остаток от деления числа на 9.
Решение
1. Остаток от деления натурального числа на 9 равен остатку от деления на 9 суммы цифр этого числа.
2. Пусть – число троек среди цифр числа – число четверок, – число пятерок. Из условия Сложив уравнения системы, получим то есть сумма цифр числа равна , следовательно, остаток от деления на 9 суммы цифр числа равен 8.
Ответ: 8.
Задача 5. Вариант 2 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 9 класс, 14 баллов)
На каждой из 45 карточек написано одно из чисел: 4, 5 или 6. Число карточек с четверками на 5 больше карточек с шестерками. Из этих карточек, располагая одну карточку за другой, составляют натуральное число . Найдите остаток от деления числа на 9.
Ответ: 4
Задача 6. Вариант 1 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 10 класс, 9 баллов)
Найти наибольшее значение выражения:
при и
Решение
Обозначим наше выражение:
Выясним при каких оно определено: , перемножив неравенства системы, получим следствие системы или . Уточним область определения выражения
Если , то система сводится к неравенству , (мы учитываем, что по условию ), таким образом, получаем часть области определения .
Если , то система сводится к неравенству , . Учитывая, что по условию , получаем еще часть области определения .
Если , то система сводится к неравенству , . Учитывая, что по условию , получаем еще одну часть области определения .
Для наглядности изобразим область определения выражения в плоскости (рис. 2).
Рис. 2
Оценим значения на каждом участке:
(учитываем, что ).
(учитываем, что ).
(учитываем, что ).
Таким образом, наибольшее значение выражения равно 3.
Ответ. 3.
Задача 6. Вариант 2 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 10 класс, 9 баллов)
Найти наибольшее значение выражения:
при и
Ответ: 2.