Задача 1. Вариант 1 (Заключительный этап, 8 класс, 20 баллов)
В равнобедренной трапеции
больше
на стороне
взяли точку
и провели через нее прямую параллельную
до пересечения с
в точке
так, что
Площадь полученного отсеченного треугольника
оказалась равной
. Найти площадь трапеции
если
и
Решение
1) Пусть так как
то
и
- равнобедренная трапеция (по условию
),
.
2) Проведем тогда
Следовательно,
(по двум углам) и
Обозначим
(рис. 1).
Рис. 1
3) Обозначим
Тогда
следовательно,
4) Проведем тогда
. По теореме Фалеса
получаем
5) По условию
Найдем высоту
трапеции
Площадь трапеции
равна:
Критерии выставления баллов представлены в таблице 1.
Ответ: .
Таблица 1
Баллы | Критерии выставления баллов |
20 | Решение верно. |
15 | Решение верно, но недостаточно обоснованно или допущена одна арифметическая ошибка, или найдены все стороны трапеции, но задача не доведена до конца. |
10 | Доказано равенство углов и подобие треугольников. |
5 | Доказано одно из утверждений, ведущих к решению задачи. |
0 | Решение не верно или отсутствует. |
Задача 1. Вариант 2 (Заключительный этап, 8 класс, 20 баллов)
В равнобедренной трапеции
больше
на стороне
взяли точку
и провели через нее прямую параллельную
до пересечения с
в точке
так, что
Площадь полученного отсеченного треугольника
оказалась равной
. Найти площадь трапеции
если
и
Ответ: .
Задача 2. Вариант 1 (Заключительный этап, 8 класс, 15 баллов)
Решите уравнение:
Решение
Сделаем замену переменной и решим полученное уравнение:
Критерии выставления баллов представлены в таблице 2.
Ответ: .
Таблица 2
Баллы | Критерии выставления баллов |
15 | Решение верно. |
10 | Ход решения верный, но допущена одна арифметическая ошибка. |
5 | Сделана замена переменной, но есть ошибки в применении формул или раскрытии модуля. |
Задача 2. Вариант 2 (Заключительный этап, 8 класс, 15 баллов)
Решите уравнение:
Ответ: .
Задача 3 (Заключительный этап, 8 класс, 15 баллов)
Найдите все такие значения параметра что уравнение имеет только одно решение.
Решение
Уравнение равносильно системе:
,
Выясним при каких значениях параметра эта система имеет единственное решение. Если или
то (в силу ограничения для переменной
) система имеет только одно решение (1;1). Если
или
то решения систем (1) и (2) совпадают, следовательно, система снова имеет единственное решение (1;1). При
решения систем(1) и (2) существуют, различны и уравнение имеет два различных решения. Следовательно, уравнение имеет только одно решение тогда и только тогда, когда
Критерии выставления баллов представлены в таблице 3.
Ответ: 1; 3.
Таблица 3
Баллы | Критерии выставления баллов |
15 | Верное обоснованное решение |
10 | Верный ход решения, но не рассмотрен случай совпадения решений при либо допущена вычислительная ошибка. |
5 | Верные шаги по упрощению уравнения (например, уравнение сведено к совокупности, системе), но не рассмотрено |
Задача 4. Вариант 1 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 9 класс, 14 баллов)
Дано четное число не оканчивающееся на 0. Найти предпоследнюю цифру числа
Решение
Найдем две последние цифры числа Так как
– четное число и некратно 10, то оно может иметь вид
или
(то есть не
), где
– некоторое натуральное число.
Используя бином Ньютона (или перемножая скобки и используя свойства сравнений), получим, что . Аналогично,
. Далее,
поэтому
. Таким образом, в любом случае
Следовательно, возможны только четыре варианта двух последних цифр числа : 01, 26, 51, 76 следует, что
делится на 4, поэтому возможен только вариант 76, то есть предпоследняя цифра числа
– это
Ответ: 7.
Задача 4. Вариант 2 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 9 класс, 14 баллов)
Дано четное число не оканчивающееся на 0. Найти предпоследнюю цифру числа
Ответ: 7.
Задача 5. Вариант 1 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 9 класс, 14 баллов)
На каждой из 61 карточки написано одно из чисел: 3, 4 или 5. Число карточек с тройками на 11 больше карточек с пятерками. Из этих карточек, располагая одну карточку за другой, составляют натуральное число Найдите остаток от деления числа
на 9.
Решение
1. Остаток от деления натурального числа на 9 равен остатку от деления на 9 суммы цифр этого числа.
2. Пусть – число троек среди цифр числа
– число четверок,
– число пятерок. Из условия
Сложив уравнения системы, получим
то есть сумма цифр числа
равна
,
следовательно, остаток от деления на 9 суммы цифр числа
равен 8.
Ответ: 8.
Задача 5. Вариант 2 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 9 класс, 14 баллов)
На каждой из 45 карточек написано одно из чисел: 4, 5 или 6. Число карточек с четверками на 5 больше карточек с шестерками. Из этих карточек, располагая одну карточку за другой, составляют натуральное число . Найдите остаток от деления числа
на 9.
Ответ: 4
Задача 6. Вариант 1 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 10 класс, 9 баллов)
Найти наибольшее значение выражения:
при и
Решение
Обозначим наше выражение:
Выясним при каких оно определено:
, перемножив неравенства системы, получим следствие системы
или
. Уточним область определения выражения
Если , то система сводится к неравенству
,
(мы учитываем, что по условию
), таким образом, получаем часть области определения
.
Если , то система сводится к неравенству
,
. Учитывая, что по условию
, получаем еще часть области определения
.
Если , то система сводится к неравенству
,
. Учитывая, что по условию
, получаем еще одну часть области определения
.
Для наглядности изобразим область определения выражения в плоскости
(рис. 2).
Рис. 2
Оценим значения на каждом участке:
(учитываем, что ).
(учитываем, что ).
(учитываем, что ).
Таким образом, наибольшее значение выражения равно 3.
Ответ. 3.
Задача 6. Вариант 2 (Отборочный (заочный) онлайн-этап, 10 класс, 9 баллов)
Найти наибольшее значение выражения:
при и
Ответ: 2.