Главная
АИ #30 (212)
Статьи журнала АИ #30 (212)
Роль компьютерно-опосредованной коммуникации в образовательном процессе и особен...

Роль компьютерно-опосредованной коммуникации в образовательном процессе и особенности её применения в филологическом образовании

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

компьютерно-опосредованная коммуникация
образовательный процесс
технологии в образовании
дистанционное обучение
онлайн образование
филология

Аннотация статьи

Современное образование стремительно адаптируется к изменяющимся технологическим требованиям и потребностям студентов. Одним из ключевых аспектов этой трансформации является использование компьютерно-опосредованной коммуникации (Computer-Mediated Communication, CMC) в образовательных процессах. Эта технология не только улучшает доступ к знаниям, но и меняет способы и структуру обучения, повышая интерактивность и эффективность образовательного процесса. Статья рассматривает роль компьютерно-опосредованной коммуникации в современном образовательном процессе. В ней анализируются основные аспекты влияния CMC на учебную деятельность студентов и преподавателей, включая изменения в образовательных практиках, формирование новых коммуникативных стратегий и методов обучения. Особое внимание уделяется преимуществам и вызовам, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при использовании CMC. В заключение обсуждаются перспективы развития и дальнейшего исследования данной темы в контексте современного образования.

Текст статьи

Компьютерно-опосредованная коммуникация (Computer-Mediated Communication, далее – CMC) представляет собой процесс обмена информацией между людьми с использованием компьютерных технологий. Этот термин охватывает широкий спектр цифровых коммуникационных средств, включая электронную почту, чаты, онлайн-форумы и видеоконференции. Основная цель CMC – облегчить общение на расстоянии, обеспечивая взаимодействие в реальном времени или с задержкой, в зависимости от используемых технологий. Современное образование претерпевает значительные изменения под влиянием быстро развивающихся технологий. Одним из ключевых аспектов этой трансформации является интеграция компьютерно-опосредованной коммуникации в образовательные процессы. CMC охватывает широкий спектр технологий, от электронной почты и онлайн-форумов до видеоконференций и виртуальных классов, предоставляя студентам и преподавателям возможность взаимодействовать и обмениваться знаниями в виртуальной среде.

Использование CMC значительно изменяет образовательную среду, снимая пространственные и временные ограничения традиционного обучения. Студенты могут получать доступ к учебным материалам и общаться с преподавателями в любое удобное для них время и место. Это особенно важно для дистанционного обучения и обучения на базе смешанных моделей, где CMC становится основой для организации учебного процесса.

Филология, как многогранная дисциплина, особенно выигрывает от применения CMC. Студенты филологических факультетов получают доступ к электронным библиотекам, базам данных, архивам и специализированным онлайн-ресурсам, что значительно облегчает их исследовательскую работу. Электронные ресурсы позволяют студентам быстро находить актуальные источники, анализировать тексты и создавать собственные исследовательские проекты. Филологическое образование требует интенсивного взаимодействия и обмена мнениями, что делает использование CMC особенно актуальным. Важно, чтобы используемые технологии поддерживали обсуждение текстов, анализ языковых явлений и развитие коммуникативных навыков.

В рамках учебных курсов CMC активно используется для проведения онлайн-дискуссий, обсуждения литературных произведений, выполнения совместных проектов и проверки знаний. Виртуальные классы и онлайн-семинары позволяют студентам обсуждать сложные языковые и литературные вопросы, а также совершенствовать свои аналитические и коммуникативные навыки в виртуальной среде.

Основные преимущества использования CMC включают повышение доступности образования, улучшение коммуникационных навыков студентов, стимулирование активного участия в обсуждениях и коллективной работе. Кроме того, CMC способствует развитию цифровой грамотности и самоорганизации учебного процесса. Использование CMC в филологическом образовании обеспечивает участникам образовательного процесса гибкость в выборе темпа и методов обучения. Студенты могут изучать материалы в удобное для них время, общаться с преподавателями и коллегами без географических ограничений. Однако необходимость развития цифровой грамотности среди преподавателей и студентов, а также поддержка высокоскоростных интернет-соединений и доступ к современным технологиям остаются вызовами для эффективной интеграции CMC в филологическое образование.

Однако существуют и вызовы. Например, необходимость разработки эффективных стратегий для управления образовательным процессом в виртуальной среде, проблемы асинхронной коммуникации и ограничений технологической инфраструктуры могут замедлить интеграцию CMC в образовательные учреждения.

В будущем развитие CMC в филологическом образовании будет направлено на улучшение взаимодействия студентов и преподавателей, увеличение доступности образовательных ресурсов и персонализацию образовательного процесса. Продвинутые платформы и инструменты для онлайн-обучения позволят создавать инновационные образовательные программы, соответствующие современным академическим требованиям.

Использование компьютерно-опосредованной коммуникации в филологическом образовании открывает новые перспективы для обучения и исследования в современной академической среде. Несмотря на вызовы, связанные с этими технологиями, их успешная интеграция способствует развитию образовательных практик и повышению уровня качества образования в целом.

Список литературы

  1. Garrison D.R., Anderson T. E-learning in the 21st Century: A Framework for Research and Practice. – London: Routledge/Falmer., 2003. – 341 с.
  2. Моисеева М.В. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. – М.: Камерон, 2004. – 216 с.
  3. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика: монография. – М.: Логос, 2005. – 439 с.

Поделиться

Базгутдинов Д. И. Роль компьютерно-опосредованной коммуникации в образовательном процессе и особенности её применения в филологическом образовании // Актуальные исследования. 2024. №30 (212). С. 44-45. URL: https://apni.ru/article/9838-rol-kompyuterno-oposredovannoj-kommunikacii-v-obrazovatelnom-processe-i-osobennosti-eyo-primeneniya-v-filologicheskom-obrazovanii

Похожие статьи

Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября