Главная
АИ #30 (212)
Статьи журнала АИ #30 (212)
Исследование основных структурных характеристик образовательного дискурса в комп...

Исследование основных структурных характеристик образовательного дискурса в компьютерно-опосредованной коммуникации

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

образовательный дискурс
компьютерно-опосредованная коммуникация
структурные характеристики
образовательный процесс
лингвистический анализ
коммуникативные стратегии

Аннотация статьи

Современное образование активно интегрирует технологии компьютерно-опосредованной коммуникации (Computer-Mediated Communication – далее CMC), что кардинально изменяет традиционные формы образовательного дискурса. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью глубокого анализа структурных характеристик образовательного дискурса в контексте CMC, поскольку именно эти характеристики влияют на эффективность и качество образовательного процесса.

Статья посвящена исследованию основных структурных характеристик образовательного дискурса в условиях использования CMC. В первой главе рассматриваются теоретические основы образовательного дискурса и особенности CMC. Во второй главе проводится лингвистический анализ текстов, выявляются коммуникативные стратегии и тактики, используемые в образовательном дискурсе CMC, и проводится сравнение с традиционными формами образовательного дискурса. В третьей главе рассматривается практическое применение результатов исследования, оценивается влияние структурных характеристик CMC на образовательную практику, а также предлагаются рекомендации по оптимизации образовательного дискурса в CMC.

Результаты исследования имеют важное значение для теории и практики образовательного процесса, так как позволяют лучше понимать особенности взаимодействия участников в условиях CMC и разрабатывать более эффективные методы и стратегии обучения.

Текст статьи

Образовательный дискурс представляет собой специфический вид коммуникации, возникающий в процессе обучения и взаимодействия между участниками образовательного процесса. В широком смысле образовательный дискурс охватывает все виды речевой деятельности, направленные на передачу знаний, формирование умений и навыков, а также на развитие критического мышления у студентов. Образовательный дискурс включает в себя как устные, так и письменные формы общения, реализуемые в различных образовательных контекстах, таких как лекции, семинары, учебные пособия и т. д.

Основными характеристиками образовательного дискурса являются:

  • Информативность;
  • Диалогичность;
  • Регулятивность;
  • Методичность.

Внедрение компьютерно-опосредованной коммуникации в образовательный процесс значительно расширяет возможности для взаимодействия между участниками образовательного процесса. (Computer-Mediated Communication, далее – CMC) позволяет преодолевать географические и временные барьеры, делая образование более доступным и гибким. Связь между CMC и образовательным дискурсом проявляется в следующих аспектах:

  • Расширение каналов коммуникации: CMC предоставляет различные средства для обмена информацией, такие как электронная почта, форумы, чаты и видеоконференции, что способствует разнообразию форм образовательного дискурса.
  • Повышение интерактивности: Использование CMC способствует активному участию студентов в образовательном процессе, стимулируя их к взаимодействию с преподавателями и сверстниками.
  • Адаптация учебных материалов: CMC позволяет легко обновлять и адаптировать учебные материалы в соответствии с текущими образовательными потребностями и требованиями.
  • Обратная связь: CMC обеспечивает оперативное получение и предоставление обратной связи, что способствует более эффективному контролю и оценке учебной деятельности.

В данном исследовании используются различные методы для анализа структурных характеристик образовательного дискурса в контексте компьютерно-опосредованной коммуникации (CMC). Основные методы включают: контент-анализ, дискурс-анализ, корпусный анализ, качественные методы.

Лингвистический анализ текстов в CMC позволяет выявить специфические особенности языкового использования в образовательном дискурсе. В процессе анализа учитываются лексические особенности, грамматические структуры и прагматические аспекты:

Коммуникативные стратегии и тактики, используемые в образовательном дискурсе CMC, играют важную роль в организации взаимодействия между участниками. К основным стратегиям относятся: стратегия пояснения, стратегия вовлечения, стратегия контроля и оценки.

Пояснения являются ключевым элементом образовательного дискурса, особенно в CMC, где физическое присутствие преподавателя отсутствует. Преподаватели используют различные тактики для разъяснения сложных концепций и идей: использование конкретных примеров и аналогий помогает студентам лучше понять абстрактные концепции. В CMC это может включать использование мультимедийных ресурсов, таких как видео и изображения, для иллюстрации сложных понятий. Преподаватели могут делить материал на небольшие, легко усваиваемые части, что особенно важно в условиях асинхронного обучения, когда студенты могут самостоятельно регулировать темп изучения материала. Частое использование комментариев и дополнительных объяснений в обсуждениях на форумах или в чатах помогает уточнить материал и ответить на вопросы студентов.

Активное вовлечение студентов в процесс обучения является важным аспектом успешного образовательного дискурса в CMC. Для этого преподаватели используют различные тактики: преподаватели задают вопросы, стимулирующие размышления и дискуссии. В CMC это может быть реализовано через обсуждения в форумах или чатах, где студенты могут обдумывать и отвечать на вопросы в удобное для них время. Групповые проекты и задания, требующие совместной работы, способствуют активному взаимодействию между студентами и помогают развивать навыки коллективной работы. Это может быть реализовано через онлайн-инструменты для совместной работы, такие как Яндекс Документы, Мой офис или специальные образовательные платформы. А также возможно проведение онлайн-дискуссий и дебатов, в которых студенты активно участвуют, помогает развивать критическое мышление и навыки аргументации.

Контроль и оценка учебной деятельности студентов являются важными аспектами образовательного процесса, и CMC предоставляет уникальные возможности для этого посредством: оперативной обратной связи, использование автоматизированных систем оценки, регулярные онлайн-консультации.

Мотивационные и поддерживающие стратегии также обеспечиваются СМС: признание достижений студента, персонализированный подход, поощрение активного участия, а также доступность преподавателя, психологическая поддержка и дружелюбная атмосфера относятся к вышеназванным тактикам и не нуждаются в отдельном описании.

Компьютерно-опосредованная коммуникация (CMC) находит широкое применение в различных образовательных контекстах, что подтверждают многочисленные примеры из практики. Рассмотрим несколько из них:

  • Виртуальные классы и вебинары: Платформы, такие как Zoom, Сферум, Яндекс.Телемост, широко используются для проведения виртуальных занятий и вебинаров. 
  • Онлайн-форумы и учебные платформы: Moodle, Blackboard и Canvas предоставляют инструменты для создания онлайн-курсов, включая форумы для обсуждения, задания, тесты и оценочные материалы. Эти платформы способствуют асинхронному взаимодействию, позволяя студентам и преподавателям общаться и работать над материалом в удобное для них время.
  • Электронная почта и мессенджеры;
  • Социальные сети.

К преимуществам компьютерно-опосредованной коммуникации относятся:

  1. Доступность и удобство;
  2. Гибкость;
  3. Повышение вовлеченности;
  4. Оперативная обратная связь;

Также существует и ряд недостатков: 

  1. Отсутствие личного контакта;
  2. Технические проблемы;
  3. Цифровая грамотность;
  4. Снижение качества взаимодействия.

Для повышения эффективности образовательного дискурса в условиях CMC рекомендуется учитывать следующие аспекты:

  1. Повышение цифровой грамотности: Преподавателям и студентам следует проходить обучение по использованию цифровых инструментов и платформ для CMC. Это поможет им более эффективно использовать возможности, предоставляемые CMC.
  2. Создание интерактивных и engaging материалов: Использование мультимедийных ресурсов, таких как видео, аудио и интерактивные презентации, поможет сделать образовательный процесс более интересным и увлекательным.
  3. Установление четких правил и ожиданий: Преподаватели должны четко формулировать правила участия и ожидания от студентов, что поможет создать структурированную и организованную учебную среду.
  4. Регулярная обратная связь: Преподаватели должны обеспечивать регулярную и конструктивную обратную связь, что поможет студентам своевременно корректировать свои учебные стратегии и достигать поставленных целей.
  5. Создание учебных сообществ: Организация онлайн-сообществ и групп для обсуждения учебных вопросов способствует созданию чувства принадлежности и поддержки среди студентов.
  6. Интеграция синхронных и асинхронных методов обучения: Использование комбинации синхронных (вебинары, онлайн-консультации) и асинхронных (форумы, записи лекций) методов обучения позволяет учитывать различные потребности и предпочтения студентов.

В ходе исследования основных структурных характеристик образовательного дискурса в контексте компьютерно-опосредованной коммуникации (CMC) было выявлено, что CMC представляет собой важный инструмент, который существенно изменяет традиционные формы взаимодействия в образовательной среде. Использование технологий CMC в образовательных процессах открывает новые горизонты для преподавателей и студентов, обеспечивая большую гибкость, доступность и интерактивность.

Анализ образовательного дискурса в условиях CMC показывает, что он характеризуется уникальными структурами, которые влияют на эффективность обучения. Коммуникативные стратегии и тактики, используемые в CMC, позволяют вовлекать студентов в активное обсуждение, создавать условия для совместного обучения и обеспечивать оперативную обратную связь. Однако наряду с преимуществами, такими как возможность доступа к ресурсам и интерактивность, использование CMC также связано с определенными недостатками, включая отсутствие личного контакта и необходимость высокой цифровой грамотности участников.

Практическое применение результатов исследования демонстрирует, что успешное внедрение CMC в образовательный процесс требует внимательного подхода к его оптимизации. Рекомендации, предложенные в статье, направлены на повышение цифровой грамотности, создание интерактивных материалов, установление четких правил взаимодействия и обеспечение регулярной обратной связи. Эти меры могут значительно улучшить качество образовательного дискурса и повысить его эффективность.

Таким образом, дальнейшее изучение и внедрение CMC в образовательные практики открывает возможности для создания более адаптивных и инклюзивных образовательных сред, которые смогут ответить на вызовы современного общества и удовлетворить потребности учащихся. Результаты данного исследования могут служить основой для будущих исследований и практических разработок в области образовательных технологий, способствуя тем самым развитию филологического образования в условиях цифровой эпохи.

Список литературы

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 128 с.
  2. Васильева Е.И. Образовательный дискурс в условиях цифровой эпохи / Е.И. Васильева // Вестник МГПУ. – 2018. – № 3. – С. 56-69.
  3. Левченко А.И. Современные методы анализа текстов в условиях компьютерно-опосредованной коммуникации / А.И. Левченко // Вестник СПбГУ. – 2020. – Т. 15, № 2. – С. 105-120.
  4. Михайлова Т.А. Стратегии и тактики взаимодействия в образовательном дискурсе / Т.А. Михайлова // Психология обучения. – 2019. – Т. 12, № 4. – С. 84-95.
  5. Нейман Э.В. Интернет-коммуникация в образовательной практике: преимущества и ограничения / Э.В. Нейман // Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 99-113.

Поделиться

Базгутдинов Д. И. Исследование основных структурных характеристик образовательного дискурса в компьютерно-опосредованной коммуникации // Актуальные исследования. 2024. №30 (212). С. 40-43. URL: https://apni.ru/article/9840-issledovanie-osnovnyh-strukturnyh-harakteristik-obrazoaatelnogo-diskursa-v-kompyuterno-oposredovannoj-kommunikacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#53 (235)

Прием материалов

28 декабря - 3 января

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января