Современная образовательная система должна формировать личность, способную мыслить и чувствовать, а не просто накапливать знания. Важно, чтобы человек умел применять свои знания в практике, общался с окружающими и обладал высокими нравственными ценностями. Основная задача заключается не в том, чтобы ученик знал, как можно больше, а в том, чтобы он мог принимать решения и справляться с возникающими проблемами. Для этого необходимы навыки речевой культуры и коммуникации.
Развитие навыков речи подразумевает регулярную работу над ее содержанием, последовательное обучение детей формированию предложений, внимательному выбору слов и их правильным употреблением, а также грамотному выражению мыслей. Воспитание речевой культуры, любовь к родному языку и развитие познавательных и эмоционально-волевых аспектов являются важнейшими компонентами языкового образования, способствующего саморазвитию и социализации ребенка. Работа над речью на уроках родного языка крайне важна, так как язык и речь играют ключевую роль в учебном процессе детей.
Речь представляет собой активность человека, выражение мыслей с использованием языковых средств (слов, их комбинаций, фраз и так далее). Она выполняет функции общения, передачи информации, эмоционального самовыражения и влияния на окружающих [6, с. 314].
Хорошо развитые навыки речи являются ключевым инструментом для успешной активности человека в современном обществе, а для школьников – основой эффективного учебного процесса. Речь позволяет воспринимать реальность. С одной стороны, её насыщенность связана с новыми понятиями и идеями, которые получает ребёнок; с другой стороны, умение правильно использовать язык способствует осознанию сложных взаимосвязей в природе и обществе. Дети с развитыми речевыми навыками достигают лучших результатов в учёбе.
Забота о развитии речи у младших школьников остается одной из самых важных задач в методике преподавания родного языка. Учебный предмет «Родной язык» занимает центральное место в системе образования, так как русский язык является государственным языком России и формирует у учащихся понимание роли языка как основного средства общения и культурного наследия. В процессе обучения родному языку у детей возникает положительное отношение к нему и стремление к грамотному его использованию [6, с. 112].
В процессе развития речи обычно выделяют несколько ключевых направлений: акцент на звуковом оформлении, работа со словарным запасом (его обогащение, уточнение и активизация), а также формирование грамматических структур и развитие связного изложения мыслей [1, с. 27].
Развитие речевых навыков у школьников является основой их языкового обучения. Среди множества упражнений, которые предлагает педагог для улучшения речевой культуры учеников, особое внимание следует уделить лексическим заданиям. Они направлены на расширение активного словарного запаса и на формирование умения подбирать из имеющихся слов те, которые наиболее точно передают содержание высказывания, делая его не только правильным и ясным, но и выразительным. [4, с. 37].
Во время выполнения лексических упражнений ученики открывают для себя богатство родного языка и его выразительных возможностей. Они осваивают множество слов разных категорий, трудные грамматические конструкции и нюансы значений, связанные с изменением словоформ. В то же время дети учатся использовать новые слова в своей речи, формируя словосочетания и предложения, либо включая их в более широкий контекст [2, с. 54].
Главной целью лексической работы является активизация изучаемых слов, обучение их правильному и уместному использованию, а также выбору только необходимых терминов. Речь выступает в качестве ключевого инструмента для анализа мышления; её уровень служит важнейшим показателем умственного развития ученика. Качество усвоения материала по различным предметам, а также общее интеллектуальное развитие школьника (как и взрослого) определяется тем, как он способен выразить свои мысли – в сочинении, докладе, сообщении, пересказе или в ответах на вопросы.
Таким образом, речь и мышление не существуют друг без друга. Речь развивается на основании мышления и способствует его оформлению, в то время как прогрессивное развитие речи помогает улучшать и формировать мысли. Эта взаимосвязь между развитием речи и мышления играет важную роль в процессе обучения в школе [2, с. 324].
При создании речевых упражнений учитель обращает внимание на различные виды умственной деятельности, включая анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение ключевых признаков, обобщение, конкретизацию, а также изучение причинно-следственных связей и выполнение мыслительных задач [5, с. 133].
Главной целью уроков родного языка является формирование умений правильного и целесообразного применения языковых средств для передачи собственных мыслей. Чтобы сделать учебный процесс более увлекательным и активным, применяются разнообразные задания с проблемными ситуациями, исследовательские задачи и лингвистические игры.
Практика показывает, что важно, как можно чаще предоставлять младшим школьникам возможность выступать в роли автора, чтобы они могли выразить свои мысли, чувства и отношение к тем или иным событиям. Поэтому в начальных классах необходимы дидактические и ролевые игры, составление устных рассказов, письменных сочинений и изложений, что существенно активизирует умственные способности, развивает мышление и воображение детей.
Определение соотношения различных видов упражнений для развития речи также имеет важное значение. Учитель должен решить, насколько часто должны проводиться устные и письменные работы, изложения, отзывы о книгах и устные пересказы.
Системность обучения подразумевает, что каждое новое задание должно строиться на уже освоенных знаниях. Таким образом, обучение детей навыкам грамотно и ясно выражать мысли требует серьезных усилий со стороны педагога.
Развитие речевых навыков у школьников остаётся одной из ключевых задач начального образования. Чтобы дети научились основам выражения своих мыслей, необходимо значительное усилие со стороны преподавателя. Ребёнок способен ясно и выразительно донести свои идеи лишь тогда, когда у него есть желание делиться ими, и занятия проходят на высоком эмоциональном уровне, затрагивающем его ощущения и мысли.
Эффективность работы по развитию речи зависит от трёх главных факторов: во-первых, это внимательное отношение к языку, образцам литературного русского языка, уровень начитанности детей и качество речевой среды; во-вторых, от организации речевой практики, которая должна быть разнообразной, интересной и мотивирующей, а также под контролем учителя; в-третьих, от способности педагога опираться на языковую теорию, грамматику и стилистику.
Успешное овладение речью способствует общему успеху в обучении и развитии детей, поскольку через язык и речь школьник открывает для себя разнообразные возможности науки и жизни.