Главная
АИ #30 (212)
Статьи журнала АИ #30 (212)
Особенности муниципальных инвестиционных инструментов в современных экономически...

Особенности муниципальных инвестиционных инструментов в современных экономических и политических условиях

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

инвестиционная политика
инструменты муниципальной инвестиционной политики
конкуренция за инвестиции
глобальный рынок
цифровизация
современные вызовы

Аннотация статьи

Современные экономические и политические условия оказывают влияние на различные аспекты инвестиционной деятельности. Под воздействием инвестиционные инструменты муниципалитетов наполняются новым смыслом и приобретают новые характеристики, делающие их способными адаптироваться и преодолевать вызовы новой экономической и политической ситуации.

Текст статьи

Муниципальная инвестиционная политика включает различные инструменты и механизмы, направленные на привлечение инвестиций в муниципальные образования, стимулирование экономического развития, улучшение инфраструктуры и качества жизни. Основные включают в себя:

1. Финансовые стимулы [2, c. 34]

  • Налоговые льготы: предоставление налоговых скидок и освобождений для инвесторов, создающих новые рабочие места или вкладывающих средства в инфраструктуру.
  • Субсидии и гранты: прямое финансирование проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям развития муниципалитета.
  • Гарантии и поручительства: предоставление гарантий по кредитам, что снижает риски для банков и других кредиторов.

2. Регуляторные меры [4, c. 132]

  • Упрощение административных процедур: сокращение времени и количества процедур для получения разрешений и лицензий.
  • Создание специальных экономических зон (СЭЗ): установление особых условий для ведения бизнеса, включая льготы и упрощение регулирования.
  • Законодательные инициативы: принятие нормативных актов, способствующих улучшению инвестиционного климата.

3. Инфраструктурные проекты [5, c. 373]

  • Развитие транспортной инфраструктуры: строительство и модернизация дорог, мостов, портов, аэропортов и других объектов.
  • Развитие коммунальной инфраструктуры: улучшение систем водоснабжения, канализации, электро- и теплоснабжения.
  • Социальная инфраструктура: строительство школ, больниц, культурных и спортивных объектов.

4. Маркетинговые и информационные кампании [8, c. 117]

  • Инвестиционные форумы и выставки: организация мероприятий для привлечения внимания потенциальных инвесторов.
  • Создание инвестиционных порталов: обеспечение доступа к информации о возможностях и условиях инвестирования в муниципалитете.
  • PR-кампании и брендирование территории: формирование положительного имиджа муниципалитета.

5. Партнерство с частным сектором [9, c. 171]

  • Государственно-частное партнерство (ГЧП): совместное финансирование и управление проектами.
  • Концессии: передача прав на эксплуатацию объектов инфраструктуры частным компаниям на определенный срок.

6. Поддержка малого и среднего бизнеса [3, c. 99]

  • Создание бизнес-инкубаторов и технопарков: обеспечение стартапов и МСП необходимой инфраструктурой и консультационной поддержкой.
  • Программы микрофинансирования: предоставление мелких займов для развития бизнеса.
  • Образовательные программы и тренинги: повышение квалификации предпринимателей и работников.

7. Планирование и стратегическое развитие [6, c. 200]

  • Разработка и реализация стратегий развития: определение долгосрочных целей и приоритетов.
  • Создание генеральных планов и мастер-планов: планирование территориального развития и использования земель.

Все перечисленные выше инструменты могут сочетаться и адаптироваться в зависимости от специфики муниципалитета и его экономических условий. Главной целью является создание благоприятных условий для инвесторов, что в свою очередь способствует экономическому росту и улучшению качества жизни жителей.

В современных политических и экономических условиях особенности применения инструментов муниципальной инвестиционной политики определяются рядом факторов, таких как глобализация, экономическая нестабильность, цифровизация, устойчивое развитие и политические изменения. Рассмотрим особенности каждого инструмента с учетом текущей ситуации:

В условиях экономической нестабильности налоговые льготы становятся важным инструментом для привлечения инвесторов, особенно в регионы с высоким уровнем риска. Однако бюджеты муниципалитетов также испытывают давление, что требует баланса между льготами и фискальной устойчивостью.

Ограниченные бюджетные ресурсы вынуждают муниципалитеты более тщательно выбирать проекты для субсидирования, отдавая приоритет тем, которые могут принести наибольшую отдачу и устойчивое развитие.

Повышение рисков в финансовой сфере делает гарантии и поручительства более востребованными, но требует строгого управления рисками и анализа финансовой устойчивости проектов.

В условиях цифровизации административные процедуры всё чаще переводятся в онлайн-формат, что позволяет ускорить процесс и сделать его более прозрачным. Однако это требует значительных инвестиций в IT-инфраструктуру.

СЭЗ становятся важным инструментом в условиях глобальной конкуренции за инвестиции. Они позволяют привлекать высокотехнологичные и экспортоориентированные производства.

Быстрая адаптация законодательства к изменяющимся экономическим условиям и внедрение новых норм для поддержки инновационных проектов становится важным аспектом.

Современные проекты требуют интеграции с глобальными логистическими цепочками и учета экологических стандартов, что увеличивает их сложность и стоимость.

Устойчивое развитие требует внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий, что также увеличивает инвестиции.

Стремление к улучшению качества жизни требует строительства современных и многофункциональных объектов, что стимулирует привлечение частных инвестиций через ГЧП.

В условиях глобальной пандемии и постпандемического восстановления мероприятия всё чаще проводятся в гибридном формате (онлайн и офлайн), что расширяет их аудиторию.

Развитие цифровых технологий позволяет создавать более интерактивные и информативные порталы, включающие аналитику и данные в реальном времени.

Формирование положительного имиджа требует активного использования социальных медиа и цифрового маркетинга, что увеличивает затраты, но и расширяет охват.

Партнерство с частным сектором

Государственно-частное партнерство (ГЧП): Устойчивость проектов в сфере государственно- и муниципально-частного партнёрства зависит от четкого распределения рисков и обязательств между государством и частным сектором, что становится особенно важным в условиях экономической неопределенности.

Концессии требуют тщательного планирования и контроля, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость и выгоду для всех сторон.

В условиях быстрого технологического прогресса бизнес-инкубаторы и технопарки должны быть адаптивными и предоставлять поддержку в сфере цифровых технологий и инноваций.

Рост цифровых финансовых сервисов позволяет расширить доступ к микрофинансированию, но также требует строгого контроля и регулирования для предотвращения злоупотреблений.

В современных условиях акцент делается на онлайн-обучение и развитие навыков в области цифровых технологий, что требует новых подходов и платформ.

Стратегии должны учитывать глобальные тенденции и вызовы, такие как изменение климата, цифровизация, глобализация и демографические изменения.

Планирование должно быть интегрированным и включать аспекты устойчивого развития, инноваций и социальной инклюзии.

Таким образом, современные политические и экономические условия требуют адаптации традиционных инструментов муниципальной инвестиционной политики к новым реалиям, включая цифровизацию, устойчивое развитие и глобальные вызовы.

Список литературы

  1. Алиева П.О. Стимулирование инвестиционных проектов в РФ в условиях санкционного давления и неопределенности // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 9 (158). – С. 243-246.
  2. Ильиных С.В. Инвестиционная политика муниципального образования как инструмент развития // Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2024. – № 4. – С. 33-38.
  3. Кондратенко О.И. Инструменты развития инвестиционного климата в регионах России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук // ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2021. – 224 с.
  4. Ланская Д.В., Панченко А.Н., Третьяков Д.В. Стратегирование как инструмент реализации государственной политики в социальной сфере муниципальных образований // Естественно-гуманитарные исследования. – 2019. – № 26 (4). – С. 130-138.
  5. Нестеренко Е.И., Артемова Е.И. Управление инвестиционной деятельностью как фактор социально-экономического развития муниципального образования // В сборнике: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 110-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Кауричева. Материалы конференции. Калуга, 2024. С. 373-377.
  6. Новоселов А.С. Институциональная среда социально-экономического развития муниципальных образований // Регион: Экономика и социология. – 2020. – № 1 (105). – С. 200-232.
  7. Полянин А.В., Матвеев В.В. Совершенствование инструментария управления регионом: создание муниципальных экономических зон // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. – № 9 (141). – С. 185-198.
  8. Сагатгареев Э.Ф. Управление инвестиционной привлекательностью муниципального образования. – М.: КноРус, 2022. – 222 с.
  9. Сачук Т.В. и др. Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования и привлечение инвесторов на местном уровне. – М.: РАНХиГС, 2020. – 361 с.

Поделиться

Саранин В. М. Особенности муниципальных инвестиционных инструментов в современных экономических и политических условиях // Актуальные исследования. 2024. №30 (212). С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/9853-osobennosti-municipalnyh-investicionnyh-instrumentov-v-sovremennyh-ekonomicheskih-i-politicheskih-usloviyah

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября