Главная
АИ #31 (213)
Статьи журнала АИ #31 (213)
Диагностика и формирование мотивации у будущих медсестер и фельдшеров при изучен...

Диагностика и формирование мотивации у будущих медсестер и фельдшеров при изучении учебной дисциплины «Анатомия человека»

Рубрика

Медицина, фармация

Ключевые слова

мотивация
учебная дисциплина
анатомия человека
медсестры
фельдшеры
диагностика мотивации
формирование мотивации
профессиональная деятельность
медико-профилактический факультет

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема диагностики и формирования мотивации у студентов медицинских специальностей, обучающихся по дисциплине «Анатомия человека». Автор делает вывод, что целенаправленная работа по развитию мотивации способствует не только улучшению успеваемости, но и формированию устойчивого интереса к профессии. Статья может быть полезна преподавателям и методистам в области медицинского образования, а также всем заинтересованным в повышении эффективности учебного процесса.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена несколькими ключевыми факторами. Во-первых, анатомия человека является основополагающей дисциплиной в подготовке медицинских специалистов, так как знание анатомии критически важно для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Во-вторых, уровень мотивации студентов напрямую влияет на качество их обучения и, как следствие, на формирование профессиональных компетенций, необходимых для работы в сфере здравоохранения.

Современные требования к медицинскому образованию акцентируют внимание на необходимости не только передачи знаний, но и формирования у студентов устойчивого интереса к учебному процессу. Проблема низкой мотивации студентов, особенно на начальных курсах, остается актуальной и требует комплексного подхода к диагностике и коррекции. В условиях быстро меняющегося мира и развития технологий важно использовать инновационные методы обучения, которые могут повысить заинтересованность студентов и их активность в освоении учебного материала.

Кроме того, недостаток мотивации может привести к снижению качества подготовки будущих медиков, что в свою очередь отражается на уровне медицинских услуг и, в конечном итоге, на здоровье населения. Поэтому исследование методов диагностики и формирования мотивации у студентов медицинских специальностей является важной задачей, способствующей повышению качества образования и профессиональной подготовки будущих медсестер и фельдшеров.

Цель исследования

Целью данного исследования является изучение методов диагностики уровня мотивации у студентов медицинских специальностей, а также разработка и внедрение эффективных подходов к формированию и повышению мотивации будущих медсестер и фельдшеров при изучении учебной дисциплины «Анатомия человека».

Материалы и методы исследования

Для проведения исследования были использованы как первичные (статистическая информация), так и вторичные источники (научные работы).

Методы, примененные в ходе исследования, включали анализ, обобщение и интерпретацию данных.

Результаты исследования

Познавание человеческого организма – это сложный и увлекательный процесс, который начинается с первого курса медицинского университета и продолжается на протяжении всей учебы. Изучая причины различных явлений, мы сталкиваемся с неуловимыми истинами, на поиски которых стоит потратить всю свою жизнь. Кто же такой человек? Как разгадать загадки формирования его органов и систем? Эти вопросы волнуют будущих врачей.

При исследовании человека важно учитывать его происхождение, развитие и становление. Связь между формой и функцией органов не статична: она адаптируется под влиянием внешней среды. Человек взаимодействует с природой, либо приспосабливаясь к ней, либо изменяя её.

Факторы биологической и социальной среды играют ключевую роль в формировании человеческого тела. Влияние таких аспектов, как труд, спорт и условия жизни, также существенно.

Одним из главных направлений реформ должно стать развитие образовательной системы, от которой зависит интеллектуальный и духовный потенциал общества. Качество медицинского образования определяет профессионализм врача; улучшения можно достичь, современно подходя к учебному процессу и опираясь на достижения медицины.

«Анатомия человека» является ключевой дисциплиной, лежащей в основе медицинского образования. Знания о структуре и форме органов, а также о функциональных системах организма играют важную роль в развитии клинического мышления у будущих врачей [1, с. 267]. Преподавание этой науки основывается на двух основных формах образовательного процесса, при этом практические занятия занимают центральное место. Они не только обеспечивают теоретическую базу, но и способствуют формированию навыков анализа клинических ситуаций, пробуждая у студентов интерес к научным исследованиям.

Курс анатомии обычно начинается с введения в предмет, освещающего его содержание и методы исследования. Философское понимание взаимосвязи формы и функции, которые меняются под воздействием социальной и биологической среды, углубляет мировоззрение студентов и усиливает их интерес к анатомии. Анатомия рассматривается как наука о закономерностях формирования структуры и функций человеческого тела.

Историческая перспектива анатомии важна для создания правильной мотивации в учебе. Изучение деятельности выдающихся анатомов, таких как Д. Н. Зернов и П. И. Карузин, вдохновляет молодое поколение не только следовать их путем, но и вносить свой вклад в развитие науки [3, с. 21].

Изучение внутренних органов проводится одновременно с анализом сосудистой системы, которая обеспечивает их функционирование. Важным аспектом является иннервация и исследование функциональных единиц паренхиматозных органов, которые служат отражением работы каждого из органов. Значение изучения мочеполового аппарата сложно переоценить: оно формирует у студентов понимание функционирования их организма, помогает выбрать адекватные методы контрацепции и защищает от инфекций. Центральная нервная система и органы чувств рассматриваются с точки зрения их эволюции, сравнительной анатомии и адаптации животных к различным условиям окружающей среды. Функции человеческого мозга тесно связаны с социально полезной деятельностью, которая способствовала развитию абстрактного мышления, поддерживаемого речевыми навыками и эволюцией головного мозга. Анатомия органов чувств показывает, что центральная нервная система и органы чувств образуют целостную систему как в функциональном плане, так и в аспекте развития, что подтверждается учением И. П. Павлова об анализаторах. Органы чувств формируются как адаптивные системы, реагирующие на различные внешние раздражители.

Следует отметить, что анатомия, как научная дисциплина, собирает и систематизирует факты (это её описательная сторона), а также с помощью эволюционных и функциональных аспектов позволяет интерпретировать эти данные и выявлять структурные закономерности [2, с. 115]. Эффективность анатомии помогает понять скрытые закономерности для регулирования жизнедеятельности организма. Таким образом, решая указанные задачи, анатомия открывает новые горизонты для своего развития.

К числу приоритетных задач, способствующих повышению качества обучения анатомии в высших учебных заведениях и формированию учебных навыков у студентов, относятся: обучение чтению и практическому применению учебной, научной и научно-методической литературы; развитие навыков использования различных справочных материалов; формирование клинического мышления через самостоятельный анализ информации и выведение необходимых обобщений; развитие интереса к медицине.

Практические занятия по анатомии человека должны включать клинические наблюдения, которые в своей основе часто представляют собой эксперимент, направленный на выявление свойств исследуемого объекта. Рекомендуется выполнять задания, требующие от студентов аналитических, сопоставительных и креативных навыков, что содействует развитию практических умений и мотивации будущих врачей.

Кроме того, следует стимулировать студентов к самостоятельному изучению материала, поощрять их успехи и достижения, а также помогать в решении возникающих вопросов и трудностей.

Важно также сделать учебный процесс доступным и интересным для студентов, показать им практическое применение полученных знаний и навыков в будущей профессиональной деятельности.

Выводы

Таким образом, исследования в данной области могут внести значительный вклад в развитие педагогической практики в медицинских учебных заведениях, а также способствовать повышению качества медицинских услуг в будущем. Акцент на диагностике и формировании мотивации у студентов при изучении анатомии позволит создать более эффективные образовательные стратегии, которые будут отвечать требованиям времени и способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов в области медицины.

Список литературы

  1. Николенко В.Н., Кудряшова В.А., Ризаева Н.А. [и др.] Наставничество как инновационный метод в преподавании анатомии человека // Морфология – науке и практической медицине: Сборник научных трудов, посвященный 100-летию ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. – 2018. – С. 266-269.
  2. Шведавченко А.И., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Ризаева Н.А. Некоторые учебные аспекты анатомии // Морфология. – 2017. – Т. 151, № 3. – С. 115-116.
  3. Шведавченко А.И., Кудряшова В.А., Оганесян М.В., Ризаева Н.А. Проблемы преподавания анатомии на современном этапе // Морфология. – 2017. – Т. 151, № 3. – С. 116.

Поделиться

Лобанов Р. К. Диагностика и формирование мотивации у будущих медсестер и фельдшеров при изучении учебной дисциплины «Анатомия человека» // Актуальные исследования. 2024. №31 (213). Ч.I.С. 60-62. URL: https://apni.ru/article/9870-diagnostika-i-formirovanie-motivacii-u-budushih-medsester-i-feldsherov-pri-izuchenii-uchebnoj-discipliny-anatomiya-cheloveka

Похожие статьи

Актуальные исследования

#42 (224)

Прием материалов

12 октября - 18 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября