Главная
АИ #32 (214)
Статьи журнала АИ #32 (214)
Использование нетрадиционной техники рисования в художественно-эстетическом разв...

Использование нетрадиционной техники рисования в художественно-эстетическом развитии дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

нетрадиционная техника рисования
художественно-эстетическое развитие
дошкольники
личность ребёнка
развитие способностей
изобразительная деятельность
творчество
эстетика
гармония
концепция
экспериментирование

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование нетрадиционных техник рисования как эффективный инструмент для художественно-эстетического развития дошкольников. Автор акцентирует внимание на важности учёта личности ребёнка и развития его способностей в процессе обучения изобразительному искусству. Описываются положительные результаты применения нетрадиционных техник рисования, такие как повышение интереса детей к художественной деятельности, развитие их креативности, моторики и эмоциональной выразительности. В заключение подчеркивается важность создания благоприятной образовательной среды, способствующей индивидуальному самовыражению и развитию уникальных способностей каждого ребенка.

Текст статьи

Актуальность исследования

В современном мире, где акцент на индивидуальность и креативность становится все более значимым, вопрос художественно-эстетического развития дошкольников приобретает особую важность. В условиях быстро меняющегося общества и разнообразия образовательных подходов необходимо искать новые методы и техники, которые способствовали бы полноценному развитию ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования представляет собой один из таких методов, позволяющих не только развивать художественные навыки, но и формировать личностные качества, креативное мышление и эмоциональную выразительность.

Дошкольный возраст является критическим периодом для формирования основ творческой деятельности, поэтому внедрение инновационных подходов в образовательный процесс имеет особую значимость.

Кроме того, учитывая растущую потребность в индивидуализации образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, исследование возможностей использования нетрадиционных техник рисования в дошкольном образовании становится актуальным и необходимым. Это позволяет не только обогатить педагогический арсенал методов работы с детьми, но и создать условия для гармоничного развития их творческих способностей, что является залогом успешного обучения в будущем.

Цель исследования

Цель исследования заключается в выявлении и анализе эффективности использования нетрадиционных техник рисования в процессе художественно-эстетического развития дошкольников, с акцентом на индивидуальные особенности каждого ребенка и развитие его творческих способностей.

Материалы и методы исследования

Изучением вопросов, посвящённых использованию нетрадиционных техник рисования, занимались учёные: А. П. Аверьянова, Ю. В. Великоднева, И. А. Лыкова и другие.

Методами исследования являются: метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа, обобщение.

Результаты исследования

Творчество – это процесс создания чего-то нового, ранее не существовавшего. Формирование творческой личности – ключевая цель педагогики на нынешнем этапе развития общества. Начинать работу в этом направлении следует уже в дошкольном возрасте, так как это самый значимый период в жизни детей. В этот период все дети активно исследуют окружающий мир, открывая его для себя с радостью и удивлением. Поэтому, детская активность должна быть максимально разнообразной, чтобы ребёнок развивался всесторонне и мог реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Одним из наиболее эффективных методов развития творческой личности является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование – это ключевой способ познания окружающего мира, оно развивает эстетическое восприятие, самостоятельность и творческие способности ребёнка.

Художественно-эстетическое развитие играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста, поскольку оно способствует формированию их эстетического вкуса, чувства красоты, эмоционального восприятия окружающего мира. Психолого-педагогические аспекты художественно-эстетического развития дошкольников включают в себя следующие ключевые моменты: развитие творческого мышления и воображения, формирование эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики и координации движений, самовыражение и самоопределение, развитие воображения и фантазии.

Важно сознательно включать художественные занятия в педагогический процесс, создавать условия для творчества и самовыражения детей, развивать их художественные способности и эмоциональную сферу.

Нетрадиционные техники рисования могут значительно обогатить опыт дошкольников и способствовать развитию их творческих способностей [1, с. 8]. Вот несколько таких техник с их описанием:

  1. Соль и краски. На бумаге сначала наносят клей в виде рисунка, затем посыпают его солью. После высыхания клея на соль наносят краски. Соль будет впитывать краску, создавая интересные текстуры и эффекты. Эта техника помогает развивать мелкую моторику и терпение, а также учит детей взаимодействовать с разными материалами.
  2. Рисование пальцами. Дети используют пальцы вместо кистей для нанесения красок на бумагу. Можно использовать специальные краски, безопасные для кожи. Устранение привычных инструментов побуждает к исследованию и экспериментированию, развивает тактильные ощущения и спонтанность.
  3. Рисование с использованием природных материалов. Для этого могут использоваться листья, цветы, камни или даже ветки. Например, можно обмакивать листья в краску и оставлять отпечатки на бумаге. Дети учатся замечать окружающий мир, развивают свою наблюдательность и креативное мышление.
  4. Сенсорное рисование. Использование различных текстур (шершавые поверхности, мягкие или липкие предметы) для создания рисунков. Можно создавать картины, например, с использованием песка, крупы или тканей. Развивает чувства, моторику и воображение, позволяет экспериментировать с тактильными ощущениями.
  5. Рисование с помощью натиска. На бумаге или картоне раскладываются различные предметы (например, крышки от бутылок, кнопки и т. д.), затем по ним прокатывается валик с краской или обычно кистью, создавая уникальный узор. Способствует развитию координации движений и пониманию структуры и формы.
  6. Техника «отпечаток». Дети могут использовать разные части своего тела (ладошки, стопы) для создания рисунков. Например, можно делать отпечатки ладоней с цветной краской на бумаге. Эта техника дает возможность самовыражения и развивает индивидуальность, а также помогает детям осознать свою физическую активность.
  7. Рисование на воде. В миске с водой можно капать акриловые краски, а затем с помощью палочки или зубочистки создавать интересные узоры. После переноса на бумагу получается красочное и необычное произведение искусства. Развивает воображение и знакомит детей с основами физики – как перемешивание красок создает новые цвета и узоры.
  8. Мозаика из цветной бумаги. Дети вырезают различные формы из цветной бумаги и создают мозаичные композиции. Это можно делать на основании заранее нарисованного рисунка. Развивает пространственное мышление, координацию и усидчивость.

Применение современных методов нетрадиционного рисования позволяет педагогу создать на занятии условия, способствующие развитию у ребёнка восприятия цветов, форм и оттенков [2, с. 31]. Нетрадиционные техники рисования представляют собой способы изображения, сочетающие современные подходы к созданию художественного образа, что обеспечивает максимальную выразительность и избегание стереотипов. Анализ результатов наблюдений показывает, что изобразительная деятельность малышей стимулирует их познавательный интерес через самостоятельное исследование свойств предметов, использование различных средств выразительности и работу с различными материалами.

Кроме того, применение нетрадиционных техник рисования помогает детям развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, ориентацию на листе бумаги, глазомер, внимание и наблюдательность [3, с. 77]. Также в процессе рисования у детей формируются навыки контроля и самоконтроля. Эстетическое воспитание, основанное на использовании нетрадиционных техник рисования, успешно реализуется через познание детьми размеров, цветов и форм предметов, знакомство с композицией рисунка и расширение их сенсорного опыта.

Выводы

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования имеет большое значение для художественно-эстетического развития дошкольников. Они помогают развивать воображение, мелкую моторику, творческие способности и интеллект детей. Использование необычных материалов и инструментов позволяет детям получать яркие эмоции и опыт, что положительно влияет на их эстетическое и нравственное развитие.

Список литературы

  1. Богатырёва Н.В., Ломовицкая А.Г., Скуратова Е.Л., Чибисова О.Н. Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования // Дошкольное образование. – 2022. – № 7. – С. 7-19.
  2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий // М.: Просвещение. – 2007. – С. 160.
  3. Сизова А.В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии // Коррекционная педагогика. – 2005. – № 3(9). – С. 76-80.

Поделиться

Гизатуллина О. С. Использование нетрадиционной техники рисования в художественно-эстетическом развитии дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей // Актуальные исследования. 2024. №32 (214). Ч.II.С. 46-48. URL: https://apni.ru/article/9891-ispolzovanie-netradicionnoj-tehniki-risovaniya-v-hudozhestvenno-esteticheskom-razvitii-doshkolnikov-orientirovannoj-na-lichnost-rebenka-i-na-razvitie-ego-sposobnostej

Похожие статьи

Актуальные исследования

#40 (222)

Прием материалов

28 сентября - 4 октября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

9 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября