Главная
АИ #32 (214)
Статьи журнала АИ #32 (214)
Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в управление земельными ресур...

Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в управление земельными ресурсами

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

государство
право
управление земельными ресурсами
цифровизация
цифровая платформа
цифровая экономика

Аннотация статьи

Одним из способов эффективного и рационального управления земельными ресурсами является применение цифровых технологий. В статье анализируются правовые основы цифровизации управления земельным фондом Российской Федерации. Актуальность исследования определяется отсутствием единой системы правовых актов в рассматриваемой сфере. Поставленная цель – определить состояние нормативно-правовой базы в области цифровизации управления земельными ресурсами, выявить направления её развития.

Текст статьи

Земля играет важную роль в странах с передовой экономикой, является фактором экономического роста. В настоящее время главным источником земельного права считается Земельный кодекс Российской Федерации.

Концептуально ранее принимаемые законы были направлены на решение точечных проблем. В целях гармонизации сферы земельно-имущественных отношений, базирующейся на соблюдении баланса интересов, государства, бизнеса и общества [1], начала создаваться непротиворечивая правовая основа земельных отношений в целях социально-экономического развития всего общества. И так в России в 2015 году стартовала новая масштабная земельная реформа. Тогда были решены многие задачи, в том числе был увеличен оборот земельных участков, максимально упрощены процедуры предоставления земли, в целях исключения случаев злоупотребление правом [2]. Мы в 2024 году уже можем оценить некоторые результаты ранее принятых решений.

Конечно же, для реализации столько масштабных изменений в земельном законодательстве, достижения поставленных целей, было проведено множество различных мероприятий, в том числе цифровизация данной сферы.

Практически параллельно, если оценивать временные промежутки в долгосрочной перспективе, государство начинает создавать все необходимые условия для цифровизации различных отраслей экономики страны. Для создания устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных [3], доступной для всех граждан и организаций утверждается национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

Внедрение цифровых технологий в управление земельным фондом позволит достигнуть новых экономических и социальных уровней, а также вывести страну в целом на другой, более современный, этап развития и поставить её на конкурентную позицию на мировом рынке.

В Объединённых Арабских Эмиратах действует цифровая платформа, с помощью которой участники могут совершать любые сделки с недвижимым имуществом, в том числе оформлять ипотечные кредиты. Система позволяет владельцам совершать сделки купли-продажи из любой точки мира и дает возможность напрямую взаимодействовать между покупателями и продавцами и завершать процедуры с помощью аудиовизуальных коммуникаций. Готовы ли мы к таким новым технологичным решениям?

Для сокращения потенциальных рисков в процессах обезличивания правоотношений и перехода в виртуальный мир сделок и документов, которые сопряжены с наращиванием возможностей мошенничества, как в Земельном кодексе Российской Федерации, так и в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» уже предусмотрена обязанность уполномоченных лиц в определенных сроки направлять в Росреестр сведения о принятых решениях. Электронная система межведомственного взаимодействия, электронная государственная регистрация права, а также электронный процесс проведения аукционов, стали основой упрощения процедур. Таким образом, в рамках быстро изменяющихся современных реалий, обеспечение технологического суверенитета страны неразрывно связано с обеспечением ее безопасности. Не допущение утечки персональных и коммерческих данных, являющейся угрозой неприкосновенности личной жизни граждан, снижение рисков мошенничества и злоупотребления правом, а также правовая защищенность, доступность для общества – основные задачи правового регулирования цифровизации.

Правовые основы цифровизации земельно-имущественного направления представлены в нескольких указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации [4, с. 23-31], регулирующих также создание и развитие таких цифровых платформ как «ГосТех» и «Национальная система пространственных данных».

Рассмотрим, к примеру, новый госпортал «Национальная система пространственных данных» [5], который был введен в эксплуатацию буквально несколько месяцев назад, в январе 2024 года. Этот грандиозный проект Росреестра объединил базы данных информационных систем всех уровней органов власти. При использовании этой системы открывается возможность выбора земельного участка с учётом его характеристик для инвестиций, строительства, сельского хозяйства, туризма, рекреации [6, с. 203-211]. Встроенные сервисы государственных и муниципальных услуг позволяют направить в уполномоченные органы заявления о формировании земельных участков и их предоставлении, согласовать необходимую документацию для строительства. Для реализации столь масштабного проекта на территории нашей страны, который, несомненно, станет цифровым инструментом комплексного развития территорий, выявления незарегистрированных объектов недвижимости, профилактики нарушений земельного законодательства, эффективного и рационального использования земельных ресурсов, Росреестром была проведена работа по разработке нормативной базы, а также заключению различных соглашений, позволяющих интегрировать необходимые системы и защищать данные [7].

Несомненно, правовая политика Российской Федерации в сфере цифровизации управления земельными ресурсами направлена на создание многоуровневой эффективной правовой базы.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)» // http://publication.pravo.gov.ru/document/ 0001201307030055 (дата обращения 18.05.2024).
  2. Сапёров С.А. Правовое регулирование земельных и градостроительных отношений. Оборот и использование недвижимости. М.: Юрайт, 2023.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2019 № 1911-р «Об утверждении Концепции создания государственной единой облачной платформы» // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201909060014 (дата обращения 20.05.2024).
  4. Пылаева А.В., Акинин М.В. Искусственный интеллект и нейронные сети - инструменты кадастровой оценки недвижимости в составе Национальной системы пространственных данных // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2024. № 4. С. 23-31. // https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base =CJI&n=1154091&dst=100001 (дата обращения 17.05.2024).
  5. ФГИС ЕЦП НСПД. Росреестр: официальный сайт. – URL: https://rosreestr.gov.ru/activity/gosudarstvennye-programmy/natsionalnaya-sistema-prostranstvennykh-dannykh/fgis-etsp-nspd/.
  6. Чередников А.В., Никишин В.В. Определение правового режима недвижимости в российском законодательстве // Российский юридический журнал. 2021. № 1. С. 203-211.
  7. О. Скуфинский рассказал сенаторам о приоритетных направлениях деятельности Росреестра: официальный сайт. – URL: http://council.gov.ru/events/news/149346/.

Поделиться

Балашова Е. В. Правовое обеспечение внедрения цифровых технологий в управление земельными ресурсами // Актуальные исследования. 2024. №32 (214). Ч.I.С. 55-57. URL: https://apni.ru/article/9897-pravovoe-obespechenie-vnedreniya-cifrovyh-tehnologij-v-upravlenie-zemelnymi-resursami

Похожие статьи

Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября