Главная
АИ #33 (215)
Статьи журнала АИ #33 (215)
Государственная молодежная политика в Российской Федерации

Государственная молодежная политика в Российской Федерации

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

молодежная политика
государственная политика
нормативно-правовая база
тапы развития
проблемы и вызовы
стратегия развития

Аннотация статьи

Статья рассматривает историю развития молодежной политики в Российской Федерации с 1991 года до настоящего времени. Автор анализирует нормативно-правовую базу и выделяет четыре основных этапа развития данной политики, описывая ключевые моменты каждого периода. В статье также рассматриваются проблемы, с которыми сталкивалась государственная молодежная политика на различных этапах.

Текст статьи

Молодежная политика является неотъемлемой частью общей государственной политики. Чаще всего под ней понимается такое направление государственной политики, которое позволяет сформировать условия, способствующие дальнейшему развитию страны, построенном на активном взаимодействии самого государства и различных институтов гражданского общества.

Анализ нормативно-правовой базы молодежной политики позволяет выделить четыре основных этапа развития данной политики.

Самый первый этап можно считать непосредственным зарождением молодежной политики и приходится он на 1991–1993 годы. Это обусловлено тем, что именно в 1991 году был принят Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики» [1]. Именно он положил начало формированию системы, позволяющей решать различные вопросы, касающиеся молодежи на государственном уровне. Также данный период характеризуется тем, что стала очевидная важность определения целей и задач молодежной политики для ее дальнейшей успешной реализации.

В целом, можно отметить, что первый этап хотя и позволил сформировать определенный государственный аппарат, отвечающий за вопросы молодежи, но при этом финансирования данные органы практически не получали. Во многом это было обусловлено положением в стране, когда все силы были направлены на формирование рыночного сектора для восстановления экономики.

Второй этап приходится на 1994–2000 годы и можно отметить, что он был отмечен достаточно нестабильным развитием государственной молодежной политики. В это время страна все еще осуществляла переход от плановой к рыночной экономике, что сказывалось и на политике, в частности [2, с. 277-279].

На данном этапе уже начало складываться формирование государственной молодежной политики не только на федеральном, но и региональном и муниципальном уровнях, так как стала появляться соответствующая нормативно-правовая база. Также данный этап позволил сформировать систему органов, которые занимались бы исключительно государственной молодежной политикой. Так, например, был создан механизм «Молодежь России» [3].

Именно федеральная программа «Молодежь России» стала тем документом, который стал правовой основой для действий государственных органов в части молодежной политики. Однако, как уже упоминалось ранее в данный период политика была достаточно нестабильной, что было обусловлено рядом проблем, представленных на рисунке 1.

image.png

Рис. 1. Основные проблемы государственной молодежной политики на втором этапе

Третий этап приходится на 2000–2006 годы, именно в это время произошла стабилизация государственной молодежной политики. В данный период в решение проблем молодежи уже включились все органы исполнительной власти, была разработанная Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации [4], которая прописывала факт того, что молодежь является важнейшим стратегическим ресурсом общества.

Однако этот период также был отмечен рядом проблем, важнейшей из которых являлось отсутствие последовательности в деятельности субъектов. Это накладывало и свой отпечаток на нормотворческую деятельность в сфере молодежной политики, а именно некоторые законопроекты субъектов вступали в противоречие с действующим законодательством.

Временные рамки четвертого этапа приходятся на 2006 год и длятся по настоящий момент. В 2005 году программа «Молодежь России» была реализована и после нее стали приниматься Стратегии государственной молодежной политики на определенный период [5]. В этом документы прописываются подходы к реализации государственной молодежной политики. На сегодняшнее время стратегия государственной молодежной политики имеет несколько важнейших задач (рис. 2).

image.png

Рис. 2. Основные задачи стратегии государственной молодежной политики

В целом на современном этапе были возрождены традиции патриотического воспитания, как часть молодежной политики.

Можно отметить, что проведенный анализ развития молодежной политики в Российской Федерации, а также разработанной правовой регламентации и институциональной основе показал, что развитие данной политики было достаточно успешным. В процессе были разработаны основные цели и задачи, а также механизмы и программы, позволяющие их осуществлять на нескольких уровнях. При этом нельзя не отметить, что не все проблемы были решены в процессе данного развития.

Так, можно выделить следующие проблемы, которые свойственны государственной молодежной политики на настоящий момент. В первую очередь это факт того, что реализация политики всегда происходит сверху вниз, что в итоге сказывается на возможности учета мнения населения отрицательно.

Также достаточно часто молодежные учреждения работают неэффективно. Это обусловлено незаинтересованностью руководителей этих учреждений в том, чтобы их работа выполнялась качественно и на нужном уровне [6, с. 379-382].

Еще одна проблема заключается в том, что современная молодежь является весьма пассивной и чаще всего заинтересована в получении материальной выгоды от жизни. Несмотря на то, что у молодых людей достаточно свободного времени и энергии, они зачастую не заинтересованы в жизни общества. На все это накладывается факт того, что молодежные организации на местном уровне достаточно плохо финансируются. В связи с этим если даже молодые люди и принимают участие в каких-то мероприятиях, то получают за это только благодарности или грамоты. В связи с этим все меньше молодежи заинтересовано в молодёжных движениях, так как свободное время предпочитают тратить на то, чтобы подзаработать.

Не менее важным и актуальным является кадровый вопрос. Несмотря на то, что в высших учебных заведениях существуют специализированные факультеты и кафедры, подготавливающие специалистов по работе с молодежью, а также широко распространены курсы повышения квалификации в данной сфере, большинство работников, занятых в реализации государственной молодежной политики, не имеет профильного образования и, соответственно, компетенций, необходимых для работы с молодежью [7, с. 171-173].

Еще одним недостатком в области государственной молодежной политики является отсутствие критериев эффективности и оценки качества проведенной работы. Соответственно, итоги произведенной работы не оцениваются и не придаются всеобщей огласке. Отсутствие системы градации успехов не дает стимула для более активной работы и перевыполнения необходимого минимума действий и мероприятий, требуемых в рамках отчетности, что приводит к стагнации процесса реализации государственных мер.

В заключение можно отметить, что в целом процесс развития молодежной политики идет и в настоящее время. Какие-то проблемы уже были решены, однако есть и те, что необходимо решить в ближайшее время.

Список литературы

  1. Закон СССР от 16 апреля 1991 года № 2114-1 «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» // Ведомости Совета народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 19. Ст. 533.
  2. Кудрявцев Е.А. Становление государственной молодежной политики в Российской Федерации / Е.А. Кудрявцев. // Молодой ученый. 2020. № 18 (308). С. 277-279
  3. Федеральная программа «Молодежь России». Одобрена Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 1994 г. № 1922. URL: https://kuntsevo.mos.ru/socsph/ukaz_o_molodegi.php (дата обращения 04.07.2024).
  4. Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации от 5.12.2001 г. URL: https://pandia.ru/text/79/056/63584.php (дата обращения 04.07.2024).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html/ (дата обращения 04.07.2024).
  6. Панова Ю.А. Проблемы молодежной политики в Российской Федерации и пути их решения / Ю.А. Панова. // Молодой ученый. 2019. № 21 (259). С. 379-382.
  7. Нечаева О.А. Проблемы реализации молодежной политики в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 5. С. 171-173.

Поделиться

Шовгенова А. А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2024. №33 (215). С. 48-51. URL: https://apni.ru/article/9920-molodyozhnaya-politika-v-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января