Право на наследование движимого и недвижимого имущества гарантируется и защищается государством. Каждый гражданин имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться собственным имуществом, как совместно с иными лицами, так и независимо от других лиц.
В настоящее время особое внимание отводится вопросу наследования различных видов имущества, таких как: наследование предприятий, государственных наград, почетных и памятных знаков, невыплаченных сумм, земельных участков.
1. Наследование предприятия
В соответствии со статьей 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Следует отметить, что при осуществлении и реализации наследования предприятий возникают некоторые правовые проблемы, которые на сегодняшний день на законодательном уровне не надлежащим образом урегулированы. Рассмотрим следующий пример. Наследодатель (владелец ООО «Алмаз») в силу внешних обстоятельств, не успел составить завещание и в результате, чего возникают вопросы, касаемо порядка наследования имущества. В данной ситуации наследование будет осуществляться по закону и в случае отсутствия наследников соответствующие права переходят наследнику, который имеет статус частного предпринимателя, так как является опытным управленцем, владеет клиентской базой и ресурсами. Наследник, имеющий преимущественное право, обязан выплатить каждому наследнику стоимость их долей. Для оценки нематериальных активов, например объектов интеллектуальной собственности, нематериальных активов, клиентской базы понадобятся неимоверные усилия и время. В результате вступление в наследство затягивается, так как между наследниками может возникнуть спор касательно сумм выплат.
По мнению, С. Ю. Максимова: «При осуществлении наследственных прав на предприятии выявляется следующая проблема, в течение шести месяцев ожидания процесса вступления в наследство, предприятие будет находиться на грани разорения или данная процедура будет предпринята контрагентами [4, с. 349].
Это означает, что сотрудники лишатся рабочих мест, а государство потеряет не только средства, выделенные на выплату пособий по безработице, но и налоговые отчисления с компании, а также НДФЛ с каждого работника.
Для предотвращения таких ситуаций наиболее разумным будет внести изменения в законодательство, которые в случае споров обязали бы наследников продавать предприятие целиком, а затем делить между собой денежные средства. Таким образом, предприятие будет сохранено, а наследники получат свои доли.
Также следует организовать специализированное обучение и повышение квалификации для нотариусов, включая обучение по вопросам защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав наследственного имущества.
Таким образом, необходимо внести в п. 8 ст. 1171 ГК РФ следующие поправки: «С целью обеспечения сохранности наследственной массы необходимо привлекать к управлению наследственным имуществом (движимым и недвижимым) специалистов (экспертов), обладающих навыками грамотно руководить предприятием до момента принятия наследства наследниками».
2. Наследование государственных наград, почетных и памятных знаков
Статья 1185 ГК РФ говорит о том, что государственные награды, которых был удостоен, наследодатель не относятся к составу наследства. Передать награды наследникам после смерти наследодателя возможно в порядке, установленном законодательством о государственных наградах РФ.
Отметим, что наследники при оформлении наследства могут столкнуться с некоторыми проблемами, так как: во-первых, нормативные документации противоречат друг другу, во-вторых, гражданский кодекс не дает конкретного определения государственным наградам.
С точки зрения Ю. К. Толстого: «Действующее законодательство о государственных наградах противоречиво и вызывает множество вопросов, чем ответов. Достаточное количество формулировок, содержащиеся в нем, не соответствует требованиям техники юридической, да и сама ст. 1185 ГК РФ далека от совершенства» [3, с. 20].
С точки зрения позиции М. В. Телюкина: «Очень важно установить перечень наград, на которые распространяется законодательство РФ о государственных наградах, а также определение порядка их передачи конкретным субъектам, так как из действующего Положения на поставленные вопросы ответов не следует. Особенно следует отметить, что ст. 1185 ГК РФ и законодательство, принятое к моменту введения ее в действие, должны быть усовершенствованы и приведены в соответствие друг с другом» [6, с. 13].
В результате, по нашему мнению, для устранения вышеперечисленных проблем, требуется принять Федеральный закон «О государственных наградах Российской Федерации», раскрывающий понятие, перечень государственных наград РФ, а также правила о наследовании по закону.
3. Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию
В соответствии со статьей 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Исходя из этого, денежные средства при жизни не были получены в полном объеме наследователем.
Таким образом, необходимо внести поправки в пункт 1 статью 1183 ГК РФ следующие моменты: «К составу денежных средств относятся: оплата труда по гражданско-правовому договору, за неиспользованный отпуск компенсация, премии, входящие в систему оплаты труда, гонорар авторский».
4. Наследование земельных участков
Согласно статье 1181 земельный участок, принадлежавший наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения, входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Следует отметить, что при осуществлении и реализации наследования земельных участков возникают некоторые проблемы. Во времена Советского Союза работникам предприятий, фабрик, организаций, заводов выделялись земельные участки. На сегодняшний день существуют значительное количество земельных участков, не оформленных в установленном порядке, соответственно владельцы не в праве распоряжаться данными земельными участками.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию. В 1991 г. сельский совет Приозерского района выделил земельный участок гражданину площадью 600 кв.м., для ведения огородничества. Собственник скончался в 2015 г., оставив наследство земельного участка своей дочери. Обратившись к нотариусу с целью оформления наследства, дочь собственника получила отказ, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. Наследница обратилась в Приозерский суд, подав иск на АМО «Приозерского района» о признании права собственности на участок, но получила отказ. После чего гражданка обратилась в Верховный суд РФ. Верховный суд учел, тот факт, что в решении о предоставлении земельного участка отсутствуют сведений о правах на участок. Согласно п. 9.1 ст. 3 закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» возможно зарегистрировать право собственности на земельный участок, предоставленного до 25.10.2001 г. на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с разрешенным использованием для ведения огородничества, за исключением случаев, если земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Верховный суд отменил решения нижестоящих судов и признал право собственности на земельный участок [5].
Исходя из вышеизложенного, в сфере наследственных правоотношений требуется более четкая и слаженная законодательная регламентация, так как возникает достаточно большой круг вопросов, который имеет неоднозначное толкование, в результате, чего в сфере наследственных правоотношений требуется более четкая и слаженная законодательная регламентация. Следовательно, для разрешения вышеперечисленных проблем, по нашему мнению, требуется реализовать соответствующие предложения для совершенствования гражданского законодательства.